Это заключительная часть моего короткого рассказа о большом путешествии. Дневники у меня в журнале, только наберитесь терпения, что бы там прочесть их)) Под сининькими жирными буквами в тексте - ссылки на фотоальбомы в моем журнале, нету места разместить все сразу.
Полпути пройдено, я побывал на Мысе доброй надежды, отметил новый 2009 год на Cape Agulhas - самой южной точке Африки
и утром 1 января заболел малярией, так сказать, для полноты ощущений. Болеть в ЮАР несложно, если есть деньги или страховка, то вылечат без проблем. От малярии не существует прививки, обычной профилактикой является химиотерапия вредными таблетками. Выезжая в тропики на неделю, можно их принять заранее, но путешествуя месяцами просто неблагоразумно травить себя бестолку.
И снова, уже в который раз, для меня все только начинается. Мотоцикл готов, я вроде как тоже, но куда ехать!? На западе у меня никогда не возникало такого вопроса, там просто не было выбора, всегда только одна дорога. На востоке дело обстоит иначе, по крайней мере, южнее экватора. Конечно, можно кататься кругами и потратить не один год, что бы посмотреть все. Времени у меня теперь навалом, торопиться некуда, вот только бюджет всей поездки был израсходован на полпути.
Восточное побережье изобилует нацпарками, достопримечательностями и туристическими маршрутами. Страны - легковизовые или вовсе безвизовые, за исключением Судана.
В приэкваториальных райоах нет таких дебрей, как на западе. Тут, в основном, саванны
или буш, чтобы попасть в джунгли, нужно ехать вглубь материка, в Уганду, например.
Я перестал посещать разного рода искусственные места, типа заповедников,
руин,
пирамид,
монастырей,
церквей и прочего.
Все самое интересное в Африке находится там, где нет гидов, продавцов и прочего навязчивого сервиса.
Таких мест становится все меньше, Африка хочет зарабатывать на туризме.
Но сама сущность увиденного теряется, если вам его преподносит кто-то. Может поэтому, я и промчался до самого экватора за 2 недели. Проехав
Ботсвану, Зимбабве, Замбию Танзанию, Малави и половину Кении.
Запомнились, пожалуй, только водопад Виктория,
да погибающая Зимбабве.
Вот где народ реально страдает от своего президента. Старик Мугабе довел свою страну, что называется, «до ручки». Ранее процветающее государство
терпит бедствие. Нет топлива, воды, еды, связи, эпидемия холеры! Инфляция уничтожила валюту, за 1$ дают 100 миллиардов одной купюрой!
В северном полушарии ситуация вокруг быстро меняется, я узнаю настоящую Африку, которую уже успел позабыть!
Все начинается с того, что в северной Кении 500 км до границы с Эфиопией нет дороги.
Я последний раз видел такое в Анголе!
Только народ вокруг совсем другой. Масаи словно участвуют в каком-то постоянном маскараде.
Это один из самых колоритных и известных коренных народов Африки. Они это прекрасно понимают и ведут себя как настоящие хозяева своих владений.
Конечно, в местах, куда каждый день привозят на джипах белых туристов, вы увидите только красочное шоу с песнями и плясками.
Другое дело, ехать одному по дикому бездорожью в сотнях километрах от цивилизации
и повстречать вооруженных допотопными кремниевыми ружьями, копьями и луками людей непонятной раскраски. Честно говоря, я даже ни разу не достал фотоаппарат, дабы не спровоцировать конфликт. Уж очень серьезные были эти парни.
Эфиопия - ворота черной Африки, Именно здесь все начинается или заканчивается, смотря, откуда ехать.
Это единственная страна на всем континенте, которая никогда никем не была колонизирована, поэтому сохранила свою культуру и самобытность.
Наверное, этим можно объяснить чересчур сильную навязчивость эфиопов. Никогда невозможно просто остановиться и сходить в кусты, отовсюду к тебе устремляются люди.
Вездесущие дети бросают все и сломя голову несутся вдогонку с криками ю-ю-ю-ю!
Ругаться, топать ногами и бросаться камнями бесполезно, в одночасье ты будешь окружен плотным кольцом скалящихся аборигенов, даже если за минуту до этого вокруг не было ни души.
Кто-то может с этим смириться, я - нет. Это противоречит мне самому. Тем не менее, я вижу счастливую страну, где, впрочем, как и везде в Африке, нет грустных людей.
Здесь не увидеть таких мраморных лиц как в России, здесь нет поддельных натянутых улыбок как в Европе. Тут все просто, искренне и беззаботно. И если какой-то белый мистер не может понять этого, так какого черта вообще приехал в Африку!?
Если вы где-то слышали, что Эфиопия самая бедная страна, это ложь, самая дешевая - это да, но не бедная! Бедность - понятие относительное, человек, имея все, может считаться бедным среди людей, у которых есть еще больше. Вопрос в том, кому сколько надо.
И если вы видите голых бомжей в одном одеяле, спящих посреди улицы, это еще не показатель их благосостояния. Это образ жизни, сложенный веками, их состояние души, и нельзя судить об этом, не разобравшись.
Куда бы вы не направлялись из Эфиопии, на север или на юг, вас ожидает резкий контраст. С благодатных холмов Абиссинии я спустился на выжженные солнцем долины Судана.
Единственное, что было облегчением, это сдержанность и благоразумие людей.
Мне даже показалось, что суданские ослы умнее эфиопских, потому что ждут пока я проеду, а не прыгают под колеса.
Конечно, теперь плавясь от жары на раскаленном асфальте, я вспоминал чудные горы и долины Эфиопии, холодное пиво и вкусную еду.
Здесь в Судане все иначе. Песчаные бури, адское пекло и отсутствие элементарных благ для путешественника напомнили мне Сахару.
Да, благодатная цветущая Африка осталась позади, теперь, на протяжении многих тысяч километров мне предстояло глотать пыль пустынных дорог.
Судан - самая большая и жаркая страна континента, но южные и западные территории ее мало изучены из-за междоусобных конфликтов, отсутствия дорог и жестких климатических условий. На востоке и на севере все совсем по-другому. Нубийская пустыня - это то, ради чего стоит посетить Судан.
Ее территория огромна и занимает почти всю северную часть страны, а сами нубийцы вынуждены ютиться на узкой полоске оазисов, разбросанных вдоль Нила. Только там есть жизнь, уникальная жизнь.
Маршрут Khartoum - Wadi Halfa сейчас занимает всего лишь несколько дней, хотя несколькими годами ранее на это потребовалась, в лучшем случае, неделя. Конечно, в какой-то мере пропадает сам вызов, но ведь всегда есть возможность свернуть с наезженного пути. Мне на тот момент было уже не до фанатизма, лишь бы проехать. И увидев новое шоссе через Нубийскую пустыню, я необычайно обрадовался.
Скорее всего, пройдет еще 5 лет и проехать от Египта до Южной Африки можно будет на спортбайке за неделю. Китайцы построят дороги, возведут мосты,
создадут новые города, а может быть и страны, но Африка останется Африкой. Менталитет людей не изменится.
(это фото не из Судана, просто в тему кадр)
Каким бы это не показалось абсурдом, но граница Египта и Судана является самой труднопроходимой, что с юга на север, что наоборот. Вас ждет многодневная борьба с бюрократической системой обоих стран. Даже не рассчитывайте справиться в одиночку, лучшим вариантом будет найти попутчиков на этот участок маршрута и нанять гида, который проведет вас через этот запутанный лабиринт бесконечных инстанций. Все усугубляется тем, что нужно обязательно плыть на пароме через единственное затерянное в пустыне озеро Nasser, причем не поперек, а вдоль него.
Это отнимает огромное количество времени, нервов и денег. Но это Магриб, тут ничего не остается, кроме как запастись терпением и смириться. Каждый, кто пересекает Черный континент, проходит огромный путь, и измеряется он вовсе не в километрах, а в накопленном опыте путешественника. В Африке около 50 стран и каждая из них имеет свои законы, обычаи и нравы. Бессмысленно и небезопасно пытаться судить о них со своей колокольни. Гораздо интереснее и полезнее попытаться понять те или иные вещи, именно из этого и складывается опыт путешествий, который не заменят никакие университеты.
ЭПИЛОГ
Я промчался вокруг Африки меньше чем за полгода, посетил 35 стран и намотал 37000 км. Возникает вопрос, куда я так торопился? Ведь это во многом делает путешествие скомканным и не полноценным, часто пропускаешь какие-то важные или интересные места, куда уже навряд ли вернешься. Из-за чего надо постоянно куда-то спешить, что-то успевать, решать какие-то проблемы? Почему нельзя пустить все на самотек, и будь что будет? Во многом это можно объяснить какими-то банальными причинами, как нехватка времени или денег, но основная суть кроется внутри путешественника. Поступайте, так как считаете нужным.
И еще, безвыходные ситуации бывают, не загоняйте себя в тупик, а уж если так вышло, не разменивайтесь по пустякам и старайтесь сохранить только самое ценное.