«В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синай. И двинулись они из Рефидим, и пришли в пустыню Синай, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы. Моисей взошел к Богу на гору, и воззвал к нему Яхве с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.» (Шмот 19:1-6)
Вид на Джабаль Муса с подъема на гору Св. Катерины:
Вид с вершины Джабаль Муса:
По всей видимости, традиция, отождествляющая Джабаль Муса на Синайском полуострове (2285 м.) с горой Синай-Хорев, зародилась в византийский период. Большая часть еврейских авторов и интерпретаторов Торы в греко-римскую эпоху были склонны считать, что гора Синай находится в Земле Мидиан, к востоку от Красного Моря, в Аравии. Мы не располагаем какими-либо древнееврейскими источниками, свидетельствующими о том, что евреи в древности совершали паломничество в этот район Синая. Эпиграфические свидетельства присутствия евреев в этом районе также весьма скудны - из тысяч надписей, обнаруженных здесь, всего три или четыре были идентифицированы как еврейские.
При этом, я не удивился бы, если бы оказалось, что традиция, отождествляющая Джабаль Муса с горой Синай-Хорев, изначально еврейского происхождения. В отождествлении различных мест, связанных с ветхозаветной историей, византийцы, в-основном, полагались на предыдущие, то есть еврейские традиции. Так, например, обстоит дело с
Горой Аарона в окресностях Петры. В настоящем отчете я вкратце расскажу о наших путешествиях в этом районе, и опишу наиболее интересные достопримечательности, увиденные нами.
Во-первых, надо сказать, что поездка вызвала у меня противоречивые чувства. С одной стороны, в плане красот и археологических достопримечательностей, этот район Синая просто великолепен.
С другой стороны, во всем, что касается возможности свободно путешествовать здесь с израильским паспортом, то это весьма сложно, напряжно, и жутко выматывает. Практически никуда нельзя идти без бедуина-проводника (за которого надо платить и который к тому же не заинтересован напрягаться); к нему также прикрепляют мента. Мент не хочет идти в горы, соответственно, ты никуда идти не можешь; об истинной причине задержки/невыхода на маршрут тебе никто ничего не скажет, и ты теряешь драгоценное время. Клятвы Аллахом/здоровьем своей мамы/своими яйцами, произносимые бедуинами/хозяинами гостиницы/ментами-офицерами касательно того, что все будет ништяк, и на следующий день ты пойдешь, куда хочешь, не стоят ничего. Договорившись с бедуином пойти куда-либо, вовсе не факт, что он придет и ты куда-нибудь пойдешь. В хостеле 24 часа в сутки сидит мент и наблюдает за происходящим, потому как мы - израильтяне, и не дай бог что-либо с нами случится. На выезде в обратный путь на границу на переднем сидении сидит мент.
Насколько я понимаю, все очень сложно: вчера один из знакомых израильтян, исходивший Синай вдоль и поперек, рассказал мне о том, что в укромных уголках этого района выращивают опиумный мак (он был не первым, рассказавшим мне это), а также находятся лагеря Хамаса и Аль-Каиды. Он говорит, что видел и то, и другое собственными глазами, и даже ночевал посреди макового поля. Египетские менты, с одной стороны, получают бабло от террористов, выращивающих наркотики, а с другой стороны, не хотят никаких проблем с израильтянами. Не дай бог что-то случится, вся это коррупция всплывет на поверхность.
Теперь немного истории. У подножия Горы Моисея (Джабаль Муса) расположен один из важнейших христианских монастырей,
Монастырь Св. Катерины. Самые ранние свидетельства монашеского поселения в этом районе относятся к четвертому в. н. э., однако монастырь-крепость был возведен здесь в период правления императора Юстиниана в 527-565 гг. Церковь, построенная в этот период, была посвящена Богородице, а культ Св. Катерины здесь появился позднее. Еще до Юстиниана, в период правления императора Константина (четвертый в. н. э.), его мать Елена построила на этой территории часовню на месте, отождествленном ей как «Неопалимая Купина», из которой Яхве впервые призвал Моисея и заповедал ему освободить сыновей Израилевых из египетского рабства.
Толпа туристов у «Неопалимой Купины» (народ пихает туда записки, прямо как у Стены Плача в Иерусалиме):
Монастырь впечатляет своими масштабами и коллекцией икон, считающейся наиболее важной во всем мире. Иконоборческие страсти не коснулись этого монастыря, и поэтому его коллекция содержит многие ранне-византийские иконы, датируемые 4-6 вв. н. э. Стоит отметить, что в середине 19 в. здесь была сделана одна из наиболее важных находок в области библеистики: Константин фон Тищендорф обнаружил в монастыре греческий манускрипт Библии, получивший впоследствии название
«Синайский кодекс» (Codex Sinaiticus). Это - один из наиболее важных библейских манускриптов в мире. Впоследствии кодекс оказался в России, но в 1933 г. Советское правительство продало его Британскому Музею.
Деталь средневековой двери в церкви. Внутри церкви фотографировать запрещено.
Монастырь Св. Катерины является одним из наиболее посещаемых туристических аттракций в Синае, и неудивительно, что туристов здесь легион. Также неприятно количество мусора, котрый практически никто не убирает.
Недалеко от монастыря находится еще одна могила Аарона и своебразный музей.
Надо отметить, что музей и туристический центр при нем выполнен со вкусом.
Рядом - живописное бедуинское кладбище.
Подъем на Джабаль Муса также весьма живописен, однако огорчает обилие мусора и огромное количество паломников - некоторые из них, однако, весьма забавны.
Подъем - по ступенькам, от самого подножия и до вершины.
Бедуин-проводник сказал, что ступеньки были сделаны всего лишь 200 лет назад. Впечатляет объем работы, проделанный ради создания этой «лестницы» (проводник сказал нам, что вся лестница насчитывает около 3200 ступенек):
С горы - потрясающие виды на Синайский полуостров, а на вершине - церковь.
На третий день мы планировали взойти на вершину самой высокой горы в Египте - Джабаль Катрин/гора Св. Катерины (2629 м.). На самом деле, мы хотели сделать это на второй день, но восхождение не состоялось по причине того, что мы не смогли найти мента, который хотел бы пойти с нами туда.
Мы договорились с хозяином гостиницы, что он организует нам гида, и тот клятвенно обещал, что все будет ништяк. Однако, проснувшись в 4.20 утра, мы поняли, что никакого гида нет, и, по всей видимости, не будет. Обзвонив всех, кого могли, и ничего не добившись, мы решили забить на ментов и гидов, и ломанулись сами. В рекордные сроки мы пересекли деревню, и побежали вверх по Вади эль-Арбаин. По дороге мы осмотрели Часовню Моисея, набатейские надписи, наскальную живопись, а также Монастырь Сорока (мучеников).
Арабское название «Вади эль-Арбаин» и происходит от этих «сорока». Рассказывают, что эти мученики были солдатами в римской армии, принявшими христианство. После того, как они отказались участвовать в языческих культах, их выставили на ветер около озера в районе Себастии в Малой Азии. Тех, кто до утра не замерз насмерть, казнили мечом.
Недалеко от монастыря начинается подъем на Джабаль Катрин; он тоже монументален и на всем протяжении выстроен из больших камней. Это - явно не дело рук бедуинов, а монахов. В отличие от Джабаль Муса, здесь практически нет туристов (за весь день мы встретили одного), и сравнительно чисто.
Гора Катрин состоит из черного гранита, и потрясает своим величием.
Говорят, что это - сравнительно молодая гора, ей всего 10 миллионов лет. В то же самое время, горы, окружающие ее датируются 580 миллионами лет. Окрестности «черных гор» считаются менее удобными для растительности и проживания людей и животных, ибо условия жизни там более суровы.
По христианской традиции, Джабаль Катрин является местом, на вершину которого ангелы принесли тело Св. Катерины, также мученицы. Она была замучена за веру в Александрии, и рассказывают, что во время пыток, пыточный девайс сломался и, разлетевшись на части, поубивал находившихся там язычников.
Дорога на вершину просто сносит крышу. На вершине - часовня Св. Катерины и много надписей, сделанных разными дебилами, пришедшими сюда со всех концов света.
На обратном пути мы также прошли через Вади Ферра и Вади Шрайдж. Там - куча археологических достопримечательностей, начиная от каменного века, и кончая византийским периодом. Они также весьма живописны.
Вид на долину эр-Раха, где по традиции находился стан сыновей Израилевых:
Когда мы вернулись, то обнаружили, что в гостинице несколько ментов. Нам также сообщили, что наше отсутствие вызвало страшный переполох, и что здесь собралась куча вооруженных ментов, которые уже собирались идти на поиски. В конце все успокоились, и мы благополучно отправились на границу. Очень хотелось бы исследовать этот район более подробно, и я надеюсь, что в скором будущем мы туда вернемся.