Продолжение рассказа о путешествии по Австро-Венгрии.
- везде Моцарты
- настоящий Захер
- мойщики быков
Содержание:
Часть 1-я: прилет в Вену; однодневный маршрут по центру
- в каждой избушке свои погремушки
- в собор по запаху
- покупаем Koncert!
Часть 2-я: Братислава, Словакия
- словацкий метеор
- град для дев
- от фазана до Чумила
Часть 3-я: Вена: Пратер
- историческое колесо
- карусель 80-го уровня
- вареное мясо для кайзера
Часть 4-я: Из Вены в Будапешт
- город восьми мостов
- съедобный «дымоход»
- между Будой и Пештом
Часть 5-я: Будапешт: центр
- Король-креститель
- Олимпиаде - нет!
- мороженое-роза
Часть 6-я: северное побережье Балатона
- хунгарикумы
- замок Бори
- всевенгерская здравница
Часть 7-я: Венгрия: Тапольца и Шюмег
- авианалет как средство от кашля
- на высоте Шюмега
- пошли в баню!
Часть 8-я: Словения: Птуй
- лечение излучением
- интеллектуальный эйч-ю-уай
- морской хрени просим
Часть 9-я: Австрия: Грац
- нарушители гос. границы
- инопланетяне в городе
- конь в пальто
Часть 10-я: Словения: Любляна и народный парк Триглав
- драконий город
- как стать настоящим словенцем
- в гостях у фрау
Часть 11-я: Австрия: Халльштатт и Госау
- город под копирку
- череп в розочках
- молочные монстры
Часть 12-я: Австрия: Шафбергбан и Дахштайн
- зубчатый поезд
- пещерный лёд
- 5 пальцев
Часть 13-я. Маршрут: Австрия - Зальцбург - сады Мирабель - центр старого города - крепость Хоэнзальцбург.
Всего 45 км отделяли Winkl - нашу базу в Зальцкаммергуте от границы с Германией. Но не она была целью путешествия в тот раз, а расположенный по пути Зальцбург - прекрасный старинный город-крепость.
Обычно же как бывает: поселение возникает в долине, окруженной горами-холмами. С Зальцбургом всё наоборот. Он сам заключает в кольцо горные вершины Мёнсхберг (гора монахов), Фестунгсберг, Нонберг (гора монахинь), Райнберг и Капуцинберг.
Они же составляют и природное богатство Зальцбурга. Не виноград и хмель родит здешняя земля, а серебро, медь, и конечно же соль. Само название “Salzburg”, то бишь «Соляная крепость» отсылает нас к источнику благосостояния города-государства.
Однако, не солью единой был жив Зальцбург. Кроме неё, доход городу приносили драгметаллы, посредническая торговля железом и таможенные сборы. Сбыт соли давал наибольшие доходы в 16-м веке. Соляные деньги успешно залечивали раны от войн, время от времени достигавших окраины южно-германских земель. Благодаря им, Зальцбург сумел выстоять и сохранить условный нейтралитет во время Тридцатилетней войны.
Самым последним зальцбургским архиепископом оказался Иероним фон Коллоредо, тот самый злодей, сыгравший неблаговидную роль в судьбе Моцарта. Святой отец покинул паству в 1800 году, сбежав от наполеоновских войск в Вену, где спустя 3 года добровольно-принудительно отказался от титула и привилегий.
Бесхозный город на некоторое время отошел к Австрии, затем стал французским, потом баварским, и только в 1816 году, по решению Венского конгресса, смирился с ролью австрийской провинции.
Зальцбург обладает уникальным качеством: он воспринимается «своим», «домашним», «родным» даже для людей, родившихся за много километров от него. Нет, правда, бывают города-буки-бяки (Белиз-Сити), города-праздники (Лас-Вегас), города-снобы (Нью-Йорк), города-гении (Санкт-Петербург). А Зальцбург весь какой-то «свой в доску», теплый и солнечный даже в пасмурную погоду.
И, возможно, поэтому солнечным нравом обладал самый знаменитый его обитатель. Младший отпрыск придворного скрипача Леопольда Моцарта, получивший при крещении имя Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт, появился на свет 27 января 1756 года, в воскресенье, что в католичестве означает долгую и счастливую жизнь.
Если провидение и ошиблось, то лишь в отношении самого музыканта, поскольку все созданное им пережило века, обрело всемирную славу, в итоге сделав счастливой хотя бы память о бедном Моцарте. Только после смерти, тайна которой не раскрыта до сих пор, обнаружился его гений, странные произведения с обилием нот вдруг посчитали восхитительными, а имя композитора стало символом, приносящим теперь не только душевную радость, но и доход.
Но к Моцарту мы еще вернемся. А пока, по прибытию в город, мы оставили машину на парковке у садов Мирабель, и дальше ходили пешком.
Мирабель сразу напомнил Верхний парк в Петергофе, хотя вроде как за образец использовали сад Тюильри. В Париже парк разбивали по приказанию Екатерины Медичи, а в Зальцбурге руководил всем архиепископ Вольф-Дитрих Раттенау из того же семейства Медичи.
Он отличался жестоким нравом, унаследовав от родственничков экстравагантность, двойную мораль и коварство. Однажды, пожелав освободить место для новой площади, он приказал снести полсотни домов, не поинтересовавшись тем, как дальше будут жить их владельцы. В другой раз ему сообщили о пожаре, успевшем перекинуться на старый романский храм, на что владыка заметил: «Пусть догорает».
Между тем жестокосердный Раттенау обладал тонким вкусом, ценил искусство, и был способен на искреннюю любовь, которую, нарушая обет, питал к красавице-еврейке Саломее Альт. Да еще какую! Саломея подарила святому отцу 12 детей. Именно этой страсти город обязан появлением одной из своих достопримечательностей - дворца Альтенау, по имени прекрасной хозяйки.
При следующем архиепископе его название призывало стремиться к красоте (итал. Mirare Belezza). Позже, уставшие от длинных слов, австрийцы стали называть его просто Мирабель, оставив неизменным все остальное: сам дворец и прилегающие сады с террасами, фонтанами, мраморными статуями, боскетами, цветочными композициями, лабиринтами высоких кустов, Зеленым театром, и страшноватым Садом гномов.
Скульптуры гномов, изображающих типичные зальцбургские промыслы, появились в парке еще в 1715 году. Вид их, жутковатый и нелепый, пришелся не по нраву монарху Людвигу первому Баварскому, и вскоре скульптуры карликов продали.
К нынешнему моменту гномов удалось вернуть на родину, но, к сожалению, далеко не всех. На месте лишь 15 из первоначальных 28-ми. Все они продолжают исполнять свое назначение - рассказывать о деятельности местных жителей.
Скульптуры сравнительно небольшие, их рост составляет около метра. Сделаны они из мрамора и сейчас находятся в несколько запущенном, почерневшем состоянии. Среди маленьких трудяг можно узнать пивовара, купца, ученого, плотника, охотника, и других.
А сам парк Мирабель сохранился в том виде, каким его создал архитектор фон Эрлах. После того как бывший Альтенау перешел в собственность города, перед ним была устроена площадь-сквер с подходящим названием - Мирабельплац. Оформленная в стиле барокко, соответственно ансамблю дворца, она представляет собой небольшой, но очень красивый садик, засаженный маргаритками, аккуратно подстриженным кустарником, украшенный фонтанами и «античной» скульптурой с аллегориями воды, огня, воздуха, земли.
В общем, жизнь «в шоколаде» была совсем не чужда средневековым епископам. А чтобы закрепить шоколадную тему, из садов Мирабель мы прямиком направились в кафе "Saher“, на дегустацию Захер-торта.
На восточном берегу реки Зальцах, недалеко от моста Makarsteg со множеством замков, расположился филиал знаменитого венского кафе. Кто не успел полакомиться Захер-тортом в столице, может смело это сделать в Зальцбурге.
Шоколадный торт с абрикосовой начинкой изобрел в 1832 году Франц Захер, 16-летний кондитер из свиты князя Меттерниха, тогдашнего министра иностранных дел. Перед очередным важным приемом, шеф-повар князя внезапно заболел, и груз ответственности лег на плечи молодого Франца.
Хотя гости остались довольны тортом, рецепт не получил особого распространения и был забыт на долгие годы. Ф. Захер, закончив обучение, работал шеф-поваром в Братиславе и Будапеште, но в конце концов вернулся в Вену и открыл магазин вин и деликатесов.
Широкую известность торт «Захер» получил благодаря сыну Франца Захера, Эдуарду. Тот усовершенствовал отцовский рецепт торта, работая в известной венской кондитерской «Демель». В 1876 году Эдуард основал отель «Захер», и начал подавать одноименный торт в отельном ресторане.
В ХХ веке кондитерская «Демель» и отель «Захер» несколько раз судились из-за права на название торта - проще говоря, из-за того, чей рецепт может считаться «настоящим» «Захером».
В 1963 году наконец-то пришли к консенсусу: оригинальным тортом «Захер» (Original Sacher Torte) считается торт, подаваемый в отеле «Захер». Он украшается круглой шоколадной эмблемой. А торты из кондитерской «Демель» украшены треугольной эмблемой и известны как Eduard Sacher Torte.
Классический «Захер» представляет собой шоколадный бисквит с двумя слоями абрикосового конфитюра, покрытый шоколадной глазурью сверху и по бокам. Обычно его подают со взбитыми сливками. Точный рецепт оригинального торта хранится в секрете, но считается, что все дело в глазури, для изготовления которой используют три эксклюзивных сорта шоколада.
Хотя рецепт оригинального торта «Захер» и хранят в секрете, по всему миру очень популярны его имитации и вариации. Например, известный в России торт «Прага» - одна из разновидностей на тему «Захера».
Хороший подробный рецепт >> 5-евровый кусок торта хорошо бы запить местным кофе с чудным названием «Фарисей», за которым тоже стоит любопытная история.
Каждое воскресенье, здешний священник читал проповеди жителям города о вреде пьянства. И до того он им надоел, что несознательные граждане решили не отказываться от порока вопреки, а сознательно стали маскировать ром в чашке кофе под слоем взбитых сливок. Когда священник обнаружил «греховность», он назвал свою паству «фарисеями». Так родился крепкий “Pharisee”. Ну а для кого утренний ром в кофе не вяжется со здоровым образом жизни, всегда есть меланж.
Мост Karolinen Brücke через Зальцах:
Стоит перейти Зальцах, и окажешься в Старом городе - совсем ином мире, с толпой туристов, модными магазинами, сувенирными киосками, шумными ресторанами, антикварными лавками.
Улица Judengasse в центре старого Зальцбурга:
Пивоварня “Goldene Kugel” (“Золотой шар”):
На многих домах Getreidegasse (Зерновой переулок) вывешены знаки гильдий - намек на средневековое прошлое и реклама одновременно. А по адресу Зерновой пер., д.9 расположился дом, где родился Моцарт.
Сегодня лицо юного и зрелого Вольфганга в профиль и в анфас украшает пивные кружки, авторучки, пакеты, гостиничные салфетки. Люди, переодетые «моцартами», ходят среди туристов и зазывают в музей; картонные «амадеи», выполненные в человеческий рост, приглашают в магазины.
В витринах веселенькие «моцартики» прыгают на пружинках, а их деревянные собратья с веревочкой в причинном месте вызывают хихиканье у стеснительных азиатских барышень. Почти в каждом супермаркете можно купить коробку конфет, вафли, шоколад или печенье с портретом великого композитора.
В целом, явление «Моцарта» в Зальцбурге - это на данный момент беспроигрышное средство заработка.
То, что его имя стало инструментом коммерции, подтверждает известное всей Европе лакомство, именуемое «Моцарткугель» (нем. Mozartkugel - «моцартовский шарик»). Это традиционные круглые шоколадные конфеты с начинкой из марципана изобрел зальцбургский кондитер Пауль Фюрст через 100 лет после кончины Вольфганга Амадея. В 1905 году моцарткугель были представлены на парижской выставке и завоевали там золотую медаль.
Памятник Паулю Фюрсту - кондитеру, который изобрел знаменитые конфеты “Моцарт”:
Согласно рецепту Фюрста, сначала из фисташкового марципана в оболочке из нуги формируют вручную шарик, который затем насаживают на деревянную палочку, чтобы обмакнуть в тёмную шоколадную глазурь. Палочка с насаженным на неё шариком ставится вертикально, чтобы конфета остыла и затвердела. После этого палочка вынимается, а оставшаяся дырочка заполняется шоколадной глазурью. Готовый моцарткугель вручную заворачивается в станиоль (фольгу из чистого олова) серебристо-синего цвета.
Кроме этого, из-за отсутствия чётких зафиксированных авторских прав, в продаже представлены многочисленные варианты промышленного производства других компаний. Кто выпускает конфеты не полностью круглыми по форме, кто - с другой начинкой, кто - в красных фантиках.
Мы купили и тех, и других, и позже дома устроили дегустацию. Вердикт: синие Original Salzburger Mozartkugeln - самые вкусные. Продаются в продолговатых цилиндрах-тюбах, по 10-12 штук в упаковке.
Ресторан “Zum Eulenspiegel”:
Кроме Гетрайдегассе, самыми известными в старом Зальцбурге считаются Гольдгассе (Золотой переулок), Кэгассе (Набережный переулок), Линцергассе (Линцевский переулок), и Юденгассе (Еврейский переулок).
Вывеска английского паба:
Украшенное здание гостиницы Altstadt Hotel:
Как раз в последнем, в доме номер 11, находился необычный магазин «Рождество в Зальцбурге» ("Christmas in Salzburg"). Он просто-таки напичкан пасхальными яйцами - стеклянными, керамическими, из папье-маше, расписанными новогодними орнаментами и рождественскими сценками.
Магазин открыл в 1975 году Питер Приесс, сначала в Вене, а потом и в Зальцбурге. Сам художник и дизайнер, он постоянно ищет и разрабатывает новые узоры, оттенки, подбирает и оптимизирует правильные сочетания.
Сейчас здесь работает уже третье поколение художников, чьи работы привлекают как покупателей, так и просто любителей поглазеть и набраться вдохновения для собственных проектов.
Цены стартуют от 2 евро за яичко, и мы, конечно, не прошли мимо. Вон, висят теперь на ёлке золотые и серебряные яйца из Зальцбурга.
Дальше ноги сами собой привели на Резиденцплац - центральную площадь Старого города. А на площади - фонтан Резиденцбруннен, красиво переливался в солнечных лучах.
Как оказалось, это один из самых больших в мире фонтанов эпохи барокко. Законченный к 1661 году, он достигает 15 метров в высоту и состоит из трех частей.
Сказочные морские кони окружают скалу, на которой стоят три Атланта, на чьих плечах покоится огромная чаша. Над ней - дельфины, поддерживающие раковину, где уселся мифический Тритон, выпускающий мощную струю воды из своего рога.
Не сказочные, а вполне реальные кони дежурили здесь же. Резиденцплац - место стоянки зальцбургских фиакров. Стоимость получасовой прогулки - 40 евро. Веселый седой усач быстро уговорил нас на поездку, несмотря на “little English” по его собственному признанию.
Провез по всему центру и набережной, ловко переключая светофоры на зелёный при помощи дистанционного пульта. Узнали мы от него не сильно много, просто отдохнули под мерное «цок-цок-цок» лошадиных подков по асфальту.
Высадил нас водитель фиакра на том же месте, возле собора святых Руперта и Виргилия, или Зальцбургского собора. Большие статуи у входа установлены в память об основателях Зальцбурга. Устремляясь к нему двумя огромными (80 метров!) симметричными башнями, собор расположился между двумя площадями - Residenzplaz и Kapitelplaz.
Главная церковь города никогда не бывает пустой, а в дни праздников в ней собирается до 10 000 верующих, чтобы послушать мессу в сопровождении хора и органа, состоящего из 4000 труб.
В свое время на этом колоссальном инструменте играл маленький Вольфганг Амадей Моцарт, которого в 1756 году крестили тут же, в бронзовой чаше купели.
Интерьер зальцбургского собора изобилует роскошной отделкой в барочном стиле. Золотистые завитки лепнины дополнены яркой росписью, частично (над алтарем) выполненной известным живописцем Масканьи из Флоренции.
Во время Второй мировой войны Зальцбургский собор был повреждён при бомбардировке города американской авиацией. При этом рухнул купол здания, но умелая реставрация, проведенная в 1959 году, помогла воссоздать «так, как было».
После восстановления собор совместил в себе функции действующего храма, музея и усыпальницы зальцбургских архиепископов. Все хранимые веками сокровища были выставлены в отдельном помещении, где, помимо икон и драгоценной утвари, находятся чудотворные вещи, собранные архиепископами в 17-м веке.
Ну а теперь настало время посмотреть на Зальцбург с высоты горы Фестунг. Там же находилась древняя крепость Хоэнзальцбург, а подняться за 60 секунд можно на фуникулере, уплатив грабительские 11 евро (дети до 6 лет - бесплатно). Правда, этот же билет является и пропуском в крепость.
Подробности >> Символ независимости духовного княжества - величественная твердыня Хоэнзальцбург (нем. Hohensalzburg) - возводился около 500 лет, и все это время был недоступным для врага. Деревянные стены, не успевая ветшать, сменялись каменными, от скального основания к небу возносились все новые и новые башни, одно за другим замыкались кольца стен.
В результате цитадель приобрела странную, не характерную для подобных сооружений форму и колоссальную площадь в 30 тыс. м² - таких размеров не достигла ни одна из сохранившихся на сегодняшний день крепостей Центральной Европы.
Расположение на вершине горы (140 метров) не позволяло устроить ров, поэтому вместо воды замок защищали толстые стены и гарнизон. Если в других замках охранный отряд составляла в лучшем случае дюжина боеспособных людей, то в Хоэнзальцбурге периметр должны были контролировать 35 хорошо обученных товарищей. В случае войны их число удваивалось, а иногда на стенах в постоянной готовности находилось несколько сотен рыцарей, каждый из которых имел в подчинении двух воинов.
Хоэнзальцбург лишь один раз подвергался осаде, когда группа шахтеров, крестьян и горожан в 1525 году пыталась свергнуть архиепископа Маттеуса Ланга, однако не смогла проникнуть в замок. Укрывшиеся за стенами выдержали 61-дневную осаду без особого ущерба для себя и своей свиты.
Говорили, что им не удалось бы продержаться так долго, если бы кто-то не высказал интересную мысль. Неизвестный предложил не съедать последнего быка, а водить его по стене, каждый день перекрашивая в другой цвет, чтобы восставшие видели «разных» животных. При средневековых осадах подобные трюки не были редкостью, но враги все же обманулись и поверили, что закрома Хоэнзальцбурга полны и священники могут продержаться еще долго.
После этого случая зальцбургское духовенство изредка именовали мойщиками быков: эта фраза позже стала символом изворотливости.
Внутри крепости расположен бывший торговый двор. Раньше по периметру были обустроены лавки кожевников, кузницы, пекарни - всё то, что могло понадобиться в ежедневном обходе средневековому гражданину. Сейчас во дворе можно попрактиковаться в меткости - набрасывать кольца на деревянного единорога.
С обзорной площадки Зальцбург хорош: видна и Капительплац с памятником Паулю Фюрсту на золотом шарике конфеты «Моцарт», и Францисканская церковь 15-го века, и зеленые купола Зальцбургского собора.
А сбоку к крепости всё еще жмутся дома простолюдинов, а сами граждане больше не лезут с вилами на стены, а спокойно разменивают партию в шахматы.
Еще из интересного в Хоэнзальцбурге есть музей марионеток, где интерактивная голова исполняет арии из «Волшебной флейты». И камера пыток, где 6 лет томился в заключении Вольф-Дитрих Раттенау, тот самый любвеобильный епископ из начала рассказа о парке Мирабель.
В определенные дни публика собирается здесь на органные концерты. Местный орган зовется “Зальцбургским быком” (любят в крепости бычью тему!). Дело в том, что великолепно украшенный, поражающий размерами инструмент, установленный по неизвестным причинам не в церкви, а прямо во дворе, издает звуки, похожие на рев животного. Как и сотни лет назад, он услаждает слух жителей округи, заодно привлекая туристов, для которых “Зальцбургский бык” снисходит до благозвучных мелодий.
Улица Sigmund Haffner Gasse, ведущая к Городской Ратуше Зальцбурга (Altes Rathaus):
Кафе-кондитерская “Fürst” на улице Brodgasse:
Из крепости мы спустились вниз тем же путем, на фуникулере, и зависнув ненадолго в кафе-кондитерской “Fürst” на улице Brodgasse, не спеша побрели обратно к парковке.
Довольно узкий переулок Steingasse в одном квартале от реки Зальцах, оказался не так прост. В Средневековье это был единственный торговый путь, соединяющий Альпы и Венецию.
В закоулках старого Зальцбурга:
Вывеска магазина “Lanz”, специализирующегося на пошиве одежды в традиционном стиле:
Кованые вывески различных бизнесов до сих пор намекают на прошлое улицы. Основные посетители - местные жители, туристов здесь раз-два, и обчелся.
Пешеходный мост Моцарта (Mozartsteg), соединяющий Старый и Новый город:
Силы уже иссякли, их хватило лишь на то, чтобы сесть в машину, - и прямиком в гостиницу. У нас оставалась еще одна ночь в Зальцкаммергуте, а затем предстоял очередной выезд из страны. На этот раз на север, в Чехию.
Продолжение следует...
Катерина Андреева.
www.andreev.org