День, когда мы ходили в гости к мумиям Лагуны Кондоров в Перу

Jun 25, 2018 13:36

День, о котором я расскажу, случился однажды в июне во время нашего полуторамесячного путешествия по Южной Америке. А отлично помнится до сих пор. Мой муж до сих пор считает, что то, чем мы занимались в этот день - самое опасное и безумное приключение в нашей жизни.
В тот день мы отправились в гости к мумиям народа Чачапояс...

(Под катом 47 фотографий)

Я просыпаюсь на нарах на высоте 2800 метров. В бараке, построенном из говна глины и веток, без окон и со стучащей на ветру дверью...
Где я? Что случилось?
Вспоминаю - мы отправились в поход в лагуну Кондоров в провинции Амазонас, что в Перу, чтобы навестить древних мумий. И вчера весь день (часов 10) добирались на лошадях по горам через перевал 4500 до этого места.

Такие щели между дверей, окон и рамами - нормальный элемент строительства в Перу, да и в Боливии тоже...Впрочем, про какие окна я говорю - окон нет и в помине.
Холодно. Поэтому спали в одежде, в спальнике и под грудой шерстяных одеял - благо, их тут много.

Выколупываюсь из-под одеял, выхожу на улицу.
Вот такое вот строение из подручного материала - типа "без окон без дверей, полна жопа огурцов...", где мы ночевали. Клетушки на 4-х с двухэтажными нарами с матрасом и подушками, и кучей теплых одеял из ламы. Одну комнатку занимали мы. Вторую наш гид, индеец Мануэль с братом Хуаном. Впрочем, только мы одни там и были. А ещё там живет собачка и толстый рыжий кот...
Построено это сооружение было не для туристов (мы вообще тут почти случайно), а для археологов, изучавших тут мумий и древний город народа Чачапояс, который жил тут до завоевания их инками.

А это сортир типа эм-жо. Продуваемый всеми ветрами, приютился на склоне.

Удивительно - но после 10-часового перехода по горам на лошадях ничего не болит! А я уже морально готовилась к тому, что болеть будет все - от коленей, задницы, паха и спины до кончиков пальцев на руках, которыми судорожно вцеплялась в луку седла.
И "горняшки" тоже нет - мы уже дней пять в горах активно путешествуем, грамотно постепенно набирая высоту.
Быстренько чем-то перекусываем, что послал нам Мануэль - наш перуанский гид в этом походе, и отправляемся в поход.

Считается, что сегодня у нас "день отдыха". Это значит, что лошади отдыхают, а мы отправляемся в пеший поход от приюта к Лагуне Кондоров. Лагуна Кондоров - это озеро с другой стороны хребта. Там на отвесных склонах скал, спускающихся в него, в 90-х годах прошлого века нашли не разграбленные мавзолеи, а в них - свыше 300 мумий, которые сейчас хранятся в музее Леймебамбы...

Известный в горах закон, если сначала ты спускаешься, то потом обязательно будешь подниматься. А приют находится в самом возможном низком месте. Поэтому сразу от него нужно подняться на хребет. И вот сразу внизу нам открылась чаша озера.
Лагуна Кондоров. Вчера мы её ещё не видели - добрались до приюта уже в сумерках.

Идем вдоль озера поверху, по хребту (2860).

Берегов у озера практически нет - отвесные скалы спускаются прямо в воду.

Мануэль показывает нам куда-то на скалы - на другом берегу на скале в паре сотен метров над водой на отвесе прилепились цветные домики, там и был мавзолеи индейцев Чачапойя.
Вы там что-то видите? И я нет. А они есть...

Вглядываемся в заросли на противоположном "берегу", если можно назвать так вертикальные скалы, и с помощью "зума" фотоаппарата различаем какие-то оранжевые рисунки среди джунглей. Далеко... Высоко...
А что мы туда полезем? А как? Ладно, об этом мы подумаем позже.

А вокруг нас, оказывается, целый археологический парк! Никому не известный, никем не посещаемый, а потому - бесплатный.

Попадаются то остатки резьбы на стенах...

То посуда: ешь-пей - не хочу...

Дв здесь под нашими ногами - целый огромный город! Не меньший, чем Куэлап.

Вот только добираться сюда - три дня на оленях конях...

Начинаем спускаться к озеру.  Да, по такой крутой и узкой тропе лошадям не пройти. Кое-где Мануэль прорубает путь мачете.

Если и раньше тропа была - сплошная грязь, то теперь начинается настоящее болото - идем за Мануэлем след в след. Альпенштоком прощупываем дорогу. Как зайцы прыгаем с кочку на кочку.

Сходить с тропы не рекомендуется - прощупала альпенштоком одну приятную на вид ровную зеленую полянку - альпеншток провалился вглубь наполовину. Утонуть не утонешь. Но завязнуть можно.

Оказывается, мы обошли уже почти пол озера. Сначала по верху, теперь спустились вниз. Короткий привал...

Мануэль тут же на месте накопал червяков, просто забросил леску в озеро и так оставил...

Т.к. на сегодня было обещано только купание в озере(для желающих) + рыбная ловля, то мы расслабились - думали, уже все, пришли, посидим - полюбуемся пейзажем, рыбку половим, ножки помочим, самые смелые и дурные занырнут в ледяную воду на высоте 2800...

Но нет, мы снова уходим в сельву, на этот раз - начинаем карабкаться куда-то почти вертикально вверх по заросшему склону над озером.

Под ногами скользкая грязь, скользкие камни, скользкие корни деревьев, мокрая скользкая трава, полусгнившие скользкие стволы деревьев...
Идем не по тропе, а скорее по какому-то хитросплетению упавших стволов, веток и лиан, стараясь не думать - на чём это все держится, и что там внизу...

В некоторых местах приходится подниматься по-настоящему вертикально по скользким же лестницам, поросшим мокрым и оттого тоже скользким мхом...

Кульминация - ползем через огромную расселину в склоне на другой её "берег". Ползем по шаткой лестнице под водопадом, льющимся прямо на голову. Расселина глубокая ( она хорошо видна с противоположного берега озера), и уходит вертикально вниз метров на 200-300 прямо в озеро с ледяной водой, где и берегов-то нет.
Страховок тоже никаких нет.
Боимся ужасно, но ползем. Выбираемся на узкий мокрый уступ...

Осторожно проходим по нему.
Муж мой до сих пор утверждает, что это была самая опасная и безумная авантюра, которую мы совершили.
И за поворотом...

За поворотом мы вдруг выходим к древним захоронениям - тем, которые висят прямо на отвесном склоне...

С другой стороны это место казалось совершенно недоступным. Конечно, тропа сюда была очень крутой, узкой и опасной. Но она была!
Хотя, если бы не заросли буйной растительности, скрывающие собой отвес под ногами и вселяющие надежду, что за них можно зацепиться в случае чего, в жизни бы сюда не залезла...

Так выглядело это место, когда сюда пришли археологи. (фото сделано в музее Леймебамбы)

Все 300 найденных здесь мумий вывезли в Леймебамбу, где сейчас хранят в специально выстроенном для них музее в стеклянных герметичных комнатах и изучают.

Вот так они выглядят.

Однако, кое-кто и кое-что остались здесь...

Рассвет культуры Чачапойя, зародившейся в амазонских тропических джунглях, пришелся на IX-XV столетия н.э. Чачапоя получили известность благодаря строительству впечатляющих неприступных горных цитаделей, а также из-за своих "висячих"захоронений, заполненных хорошо сохранившимися мумиями.

А ребята-то с юмором были - такие "смайлики" рисовали на кладбище...

Перуанские мумии позволили узнать, что туберкулез в Южной Америке не только существовал до появления испанских конкистадоров в XVI веке, но и был чрезвычайно распространенным заболеванием среди местного населения.

С помощью рентгеноскопии следы туберкулеза были обнаружены в позвоночниках и легких 10% из двух сотен мумий. По оценкам ученых, по меньшей мере половина индейцев страдала от какой-либо формы этой болезни - у них были поражены либо легкие, либо позвоночник, либо то и другое одновременно. Предполагается, что в Европе люди заражались туберкулезом от домашнего скота. Согласно одной из версий, в Америке эта болезнь была передана людям от других прирученных животных - лам.

Теперь - назад... У озера - снова короткий перекус.

Мануэль, как фокусник, вытаскивает из воды пару клюнувших форелей, довольно крупных - это будет наш ужин (с гарниром, естественно).

Отправляемся обратно к приюту.

На обратном пути ещё раз всматриваемся в противоположный берег - вон через ту глубокую расселину мы лезли под водопадом... Мама миа!!!

А поближе...
Мой муж сказал, что это гораздо страшнее " самой страшной тропы в мире" на горе Хуашань. Просто отвесная трещина прямо в озеро без берегов. И никаких страховок...

А вот и мавзолеи - теперь, когда мы знаем, где именно они находятся, мы их видим гораздо лучше.

Снова идем по затерянному городу.

Фотографируем бромелии,

А они в ответ дразнятся - показывают нам языки...

Если подумать: в этой миске - чистейшая высокогорная дождевая вода.

А это - страж заброшенного города.

Уже на закате возле приюта появилась группа, нет - не туристов, 4 археолога, с ними - 3 гида. С кучей мешков с провизией - видать, надолго...
Вечером Мануэль приготовил нам вкуснейшую форель. Готовят индейцы на очаге, "по чёрному". Газовые плиты есть только в городах, и то не у всех... Отсутствие труб на крышах и дым, валящий через черепицу, повергали моего мужа в шок всё наше пребывание в Перу.

Поели, немного поболтали с Мануэлем, а больше - с его братом Хуаном (тот учится в Лиме, но приехал в деревню на каникулы - вот и решил сходить с братом в поход). И не досидев до 9 - рухнули в койку.

"День отдыха" вылился в хороший горный поход на 16-18 километров.
Завтра - назад в Леймебамбу.

Все мои посты о Перу

Трухийо и лысые собачки
Чан-Чан - глиняный город
Пирамиды Луны и Солнца
Водопад Гокта - третий по высоте в мире
Амазонас. Pueblo de los Muertos - "Деревня Мёртвых"
Амазонас. Карахия и немного быта современных индейцев
Амазонас. Дорога в Куелап
Кахамарка парадная
Радужные флаги Куско
В царстве Инков и тех, кто был ещё раньше... Саксайуаман
В царстве Инков и тех, кто был ещё раньше... Саксайуамана много не бывает
Valle Sagrado. Чинчеро, рынок - оторваться по-полной
Valle Sagrado. Морай - сельскохозяйственная лаборатория Инков
Valle Sagrado. Салинерас - тысячи соляных ванн
В царстве Инков и тех, кто был ещё раньше...Ойянтайтамбо. Каменный лик Виракочи
В царстве Инков и тех, кто был ещё раньше... Ойянтайтамбо. Следы Великого потопа
Мачу Пикчу. Восхождение на Уайна Пикчу
Мачу Пикчу - затерянный город инков
Мачу Пикчу. На вершине Мачу Пикчу
Синий вечер в Мачу Пикчу
Мачу Пикчу - бонус. Фотосессия маленькой ламы
Valle Sagrado. Писак - город, занимающий целую гору!
Valle Sagrado. Тамбомачай, Пука Пукара и Кенко
Перу. Итоги и выводы

Продолжение следует - впереди Боливия!

Все посты из путешествия Un gran viaje a América del Sur.