В ноябре 2014 мы с Женем отправились в осенний поход по Чили и Аргентине. Среди прочих перед нами стояла и такая задача - совершение непростого погранперехода из Чили в Аргентину по маршруту Villa O'Higgins - lago O'Higgins - тропа - lago El Desierto - El Chalten.
Главная заковырка на этом маршруте - пересечение большого озера, называемого чилийцами O'Higgins, а аргентинцами San Martin. Паром через него ходит поначалу раз в неделю, потом два, потом три, потом вообще много, а по мере убывания сезона - в обратном порядке. "Паром" - это
бывший катер береговой охраны с красивым именем Quetru.
Есть два сайта, через которые можно забронировать места.
Приключение первое. Домашнее. Бронь.
Сайт
villaohiggins.com, по сути своей, - туристический информаторий по всей области вокруг поселения Villa O'Higgins. В нем освещаются всевозможные экскурсии на ледник O'Higgins, возможности размещения в этой деревне, алгоритм пересечения границы.
С него можно скачать полезные брошюрки по этому переходу, посмотреть расписание паромов через фьорд, озера Сан Мартин / О'Хиггинс и Эль Десиерто, можно забронировать места на экскурсии и пересечение границы вцелом или паром Quetru отдельно. Для этого есть специальные формы. А для людей простых присутствует контактный e-mail reservas@villaohiggins.com.
Именно этим сайтом изначально воспользовался Жень, заблаговременно (29 сентября) отправив им письмо со всей информацией, необходимой для брони мест на катер. Очень заблаговременно. Почти за два месяца (22 ноября мы планировали пересечь озеро). Но в ответ - тишина.
После двух недель тишины мы решили, что не могут они еще не начать предсезонную подготовку и быть в отпусках. И я начала прозвон. Дозвониться удалось только раза с 5-го. И вот незадача: у них не только сайт на испанском, но и администраторы говорят на испанском. АААА! А я-то нет (. Кое-как на ломаном английском вперемежку с испанским мы договорились о том, что с бронью какая-то проблема. Но в чем конкретно, понять было невозможно. В этот же день получила-таки письмо. О том, что на эту дату у них там какая-то группа все уже забронировала. Что за группа должна быть, чтобы забронировать 58 мест сразу. И за два месяца вперед.
Я пребывала в негодовании. Столько времени ушло. Почему они сразу не ответили?! У нас рушится весь план!
Описала им свое разочарование на испанском и поинтересовалась, нет ли какого-либо другого способа пересечь озеро. В ответ - тишина... (о способе - позже)
Нашла сайт компании
Robinson Crusoe. Он даже на английском. Это сайт туристического агентства, предлагающего все тоже самое + размещение в своем отеле.
К сожалению, лодка все та же Quetru. Зато расписание более полное и вразумительное.
Отправила им через их форму запрос на бронь на катер. Ну мало ли. Кроме того, надо же понять, это такой стиль работы именно в той конторе или в Чили вообще =Р
И опять - тишина... через 5 дней мои нервы не выдержали, и я начала телефонную бомбардировку их офиса. Ответила мне Джессика. Которая по-английски ни бельмеса не понимает. Раза три меня просто сбрасывали. На мое сердитое письмо мне ответил сам СЕО. По-английски! Но отправил снова к Джессике. Пришлось учить испанский "в бою".
На шестой день после запроса Джессика ответила мне, что места для нас забронированы. И даже с посещением ледника. Вскоре пришло письмо и от первой конторы, что группа отменилась, и они дают нам бронь. Теперь у меня было две брони ) Однако Джессика заверила меня, что у них совместно формируется список пассажиров, и потому ничего отменять не надо. Все в деревне на связи ).
Теперь остался только один тревожный момент. Оплатить бронь можно только наличкой в кассу не менее, чем за 24 часа до отплытия. При этом, экскурсия на ледник может сорваться по погодным условиям. Мы же плывем в самом начале сезона, когда погода еще очень нестабильна. И вот как тогда вернуть деньги за несостоявшийся сегмент? Этот вопрос решили выяснять на месте. Принялась усиленно учить испанский...
Приключение второе. Походное. Поломка.
Преодолев более 800 километров по Carretera Austral, превознемогая непогоды и плохие дороги, под мелким дождем мы добрались-таки до Villa o'Higgins к вечеру 21 ноября. Первым же делом нашли турофис, находящийся
на площади в центре городочка.
И там нам сообщили, что катер не ходит. Сердце будто перестало биться. Четкие планы внезапно рассыпались и понеслись по ветру. Передо мной разверзлась черная дыра. "Но почему?!" - спросила я, полагая, что этим можно что-то изменить. Хотя бы прогнать пустоту. Ответ, в буквальном переводе, был: "Лодке плохо" (так как понять первоначальные сложные выражения мне не позволял мой испанский, а ответить на английском не позволял их менталитет). Но тут же нам сказали, где найти некоего капитана Atonio Vidal'я, у которого есть еще один катер, способный нас переправить.
В панике мы сначала двинулись в
офис Робинзона Крузо.
На карте: серые крыши слева от 7 руты - отель Робинзонов, немного севернее его - махонький белый кружочек белого шатра - офис с Джессикой; напротив отеля белая крыша справа от 7 руты - прекрасный кемпинг El Mosco.
В офисе я повстречалась с Джессикой ). Не могу сказать, что это меня обрадовало. Тем более, что она подтвердила, что у Quetru сломан мотор, поэтому на неделю отменяются все рейсы. Неделя - это невозможный для нас срок: у нас самолет через 9 дней.
С жутким отчаянием, окрашивающим все в сумрачные краски, мы отправились к капитану Антонио.
Это
его дом. Рядом всегда стоит белый автомобиль.
С капитаном разговор не шел. Он не хотел подстраиваться под мой испанский. Я же не могла подстроиться под его: говорит он, словно жует. Даже местные его переспрашивают по несколько раз. Стало ясно одно: завтра он нас взять не может; следующий рейс - в понедельник (потом выяснилось, что очень даже вовсе в среду). Нас это тоже как-то не устраивало.
Уже без надежд и чаяний двинулись снова в офис Робинзона.
Надо сказать, все это время за нами наблюдали из окон кемпинга (шел дождь и потому все сидели на кухне) туристы, ехавшие в автобусе, пришедшем на день раньше нас. Мы повстречались в ожидании парома через фьорд пару дней назад. Махали нам руками каждый раз =Р
Из офиса Джессика (Боже, храни Джессику) позвонила капитану и поговорила с ним. Перевела нам его речь: на его катер помещается всего 20 человек (включая команду), и на завтра все занято. Оно и понятно: все, кто был на автобусе, сразу же двинулись к нему. Вчера ;(
Расстройству нашему не было предела. Медленно и печально мы перешли дорогу в кемпинг. Были встречены на теплой кухне туристами, старавшимися нас подбодрить и утешить. Понаслушались рассказов про шторма и десятидневное голодание в порту Candelario Mancilla в ожидании катера. Так как это здесь магазины и дороги. А на той стороне озера - только пограничники и 23-километровая тропа, и снова озеро.
У нас осталось два пути.
Совершить круг в обратку по Карретере а затем через аргентинскую пампу на автобусах. Путь дорогой, со множеством пересадок, унылый и полный сожалений и недовольства собой...
Или попытать счастья... и приехать с утра в гавань Bahamondez, отчаянно предстать пред очами капитана Сигары (так его прозвал Жень) и пасть на колени или скукожить мордочки знаменитого мимишного кота...
О том, что мы выбрали, и прочих нюансах велопутешествия по Патагонии я расскажу в отчете...
Сей же сумбурный опус писался для трех выводов:
- бронировать места на Quetru на сайте robinsoncrusoe.com;
- быть готовым общаться на языке жестов или учить испанский;
- взять с собой контакты капитана Сигары (Antonio Vidal тел. 67-2431842), который, кстати, водит лодку в ноябре дважды в неделю, в субботу и среду. Или в понедельник и субботу... Он путается сам, посему лучше заранее позвонить ему. ...или Джессике %Р
Ну и "Keep calm and smile on"