Побывать в Греции и не сходить в гости к самым известным её обитателям - всё равно, что не побывать в Греции вовсе. Ну, мне так кажется. У кого-то эта страна ассоциируется с изысканным вином и лучшими в мире оливками, у кого-то с прекрасными пляжами и фешенебельными отелями, кто-то представляет себе Грецию как оплот европейского финансового кризиса.
Лично для меня наиболее раскрученным брендом этой благословенной богами страны сами боги этой страны и являются. Простите за такую жуткую тавтологию. Тем не менее, мифологию Древней Греции трудно переоценить. Она была, есть и долго ещё будет дойной коровой для европейской культуры, которая так или иначе, но постоянно эксплуатирует сюжеты, оставленные нам древними креативными греками. Боюсь себя даже представить, как обогатились бы греческие сказочники, если бы сейчас за каждое использование созданных им образов им платили бы хотя бы один евро.
Ну, а куда стоит отправляться в первую очередь, когда мы говорим о древнегреческих богах? - Правильно, на Олимп. Хотите верьте, хотите нет, но место это действительно сказочное. И не потому, что Гермес, по старой памяти, попросил меня написать заказную статью для туристов, и даже не потому, что Зевс пригрозил поразить меня молнией, если ему не понравится текст. А просто от всей души - место это нереально благодатное!
Склоны Олимпа покрыты живописными хвойными лесами.
Сказочные раскоряки :)
Судите сами (природу ведь не обманешь!) - на склонах Олимпа произрастает свыше полутора тысяч видов растений; обитает 136 видов птиц, 32 вида млекопитающих, 22 вида пресмыкающихся, 8 видов амфибий, 12 видов богов и ещё (кто их там считал?) великое множество насекомых.
Маки сильнее всего выделялись на фоне горного разнотравья.
Несколько общих видов. Раз...
...и два.
Не все знают, но Олимп это вовсе не гора, одиноко торчащая из просторов Фессалийской равнины. Это целый горный массив, в котором существует множество вершин, самая высокая из которых - Митикас - достигает высоты без малого трёх тысяч метров.
Сам Олимп отделял в древности воинственных македонцев (на севере) от воинственных фессалийцев (на юге), благодаря чему и те и другие благополучно не поубивали друг друга. Впрочем, во времена Александра Великого фессалийцы были македонцам союзниками. Что ни говори, а галантерейщик и кардинал гетайры и фессалийская конница - это сила!
По обе стороны хребта располагаются живописные городки с красочными названиями вроде "Лариса" и "Скотина". Наверное, здорово жить по-соседски с богами, забегая периодически к Дионису на канфар-другой.
Сверху городки кажутся совсем малюсенькими. Мне они симпатизируют единообразием оранжевых черепичных крыш.
Прямо за городом в дымке плещут воды Эгейского моря.
Погостив на Олимпе, мы отправились в Дион, священный город древних македонцев. Хочу сразу оговориться, что речь идёт не о современной стране Македонии, а об античном государстве, большая часть которого располагалась на территории современной Греции.
Вид главной улицы. Когда по ней бродил сам Александр Македонский!
Название "Дион" происходит от притяжательной формы имени "Диас". Многие не знают, но так в некоторых областях Эллады называли Зевса. Так что Дион можно перевести как "принадлежащий Зевсу".
Греческая кладка состоит из относительно ровных камней, римская же из хаотично подобранных.
Многие здания практически не сохранились...
Город дважды переживал периоды рассвета: один раз это был македонский период, протекавший во времена Филиппа II и Александра Великого, потом был римский период, когда Октавиан, большой поклонник Александра, основал там колонию. Город продолжал расти, и к IV веку н.э. стал центром епископальной епархии. Но, как и множество античных городов, был разрушен землетрясениями и наводнениями, после чего оставлен окончательно.
Раскопки в значительной степени затрудняются из-за многочисленных родников, которые возникли в периоды сейсмической активности.
Город бы открыт заново в начале XIX века н.э., но более -менее основательные раскопки начались только в 1928 году. К сожалению большая часть святилищ и храмов находится в подтопленных низинах и болотцах.
Тут дальше должно последовать детальное описание македонской истории и особенностей архитектуры города, но как я давно заметил, подобные тексты никто не читает, а потому, я не стал тратить время, претендуя на энциклопедичность. Кому очень хочется почитать исторические очерки, могут заглянуть в другие мои очерке и почитать, например, о
битве при Фермопилах, о
втором сингальском королевстве Полоннарува, или о
тех, кого боится время. Я же продолжу свой легкомысленный рассказ.
Фото с маками всегда смотрится выигрышным.
Ещё...
Стрекоза-красавка. Причём "красавка" - это не мой эпитет, а научное название.
Прогуливаясь по руинам Диона невольно понимаешь, насколько высоко развитой была культура жителей этого города. Судите сами - в городе имелось два театра (греческого и римского типа), а также общественные бани и туалеты. Вы можете удивиться и спросить, при чём тут туалеты. Но, как бы комично это не звучало, туалеты играли большую роль в общественной жизни населения. Общественный туалет был своего рода клубом, где жители города могли обсуждать важные вопросы, делиться слухами и даже заключать сделки. Подобные туалеты я
уже видел в Эфесе.
Тест-драйв!
Что касается театров, то при царе Архелае, в Дион переселился Еврипид, который не нашёл прижизненного признания в Афинах. Один из трёх крупнейших античных драматургов до конца дней творил в Македонии, так что скорее всего многие его пьесы пережили свои премьеры именно в Дионе.
Музы, увы, уже давно покинули это место.
Археологи заботливо расчищают руины, открывая новые и новые детали быта и традиций древнего города. Помимо того, что город посвящён Зевсу, в нём так же поклонялись и Деметре и даже египетской Исиде, которая стала любимой богиней Александра Македонского, после его Египетского похода. Отличный, кстати, пример религиозного синкретизма.
Наиболее интересные находки отвозят в музей. С них делают копии и расставляют в местах, где они были найдены.
Это старинные весы. Греки мерили не массами, а объёмами. Для разных продуктов - разные объёмы.
Местами сохранились только фундаменты.
Ещё одним развлечением греков была баня. Многие думают, что баня это развлечение русское, ну, или, в крайнем случае, финское. На самом деле, бани, как ни парадоксально, пришли к нам с Востока. После персидских и индийских походов Александра Македонского, в Греции стали популярны бани с гипокаустом. Под полом делалась полость с колоннами, на которые укладывали плитку, так чтобы углы плиток попадали на центры колонн. В получившееся пространство из специальной печи подавали пар, который нагревал плиты. Вот такая система.
Фрагмент гипокауста.
Древний евроремонт
Ну, и последнее, на что хотелось обратить внимание, это - палестра. Место, где голые мужики, под руководством специально обученных гимнастов и педотрибов, развлекались, тиская друг друга в специально отведённом для этого месте. Существовало два вида забав: "катопале" и "ортопале". В первом случае забавлялись лёжа, во втором - стоя.
Какие богатыри!
И хотя для греков были вполне приемлемы отношения между мужчинами в стиле Ахиллеса и Патрокла (ну, или Александра и Гефестиона), всё же я имел в виду не их, а борьбу. Древние греки называли борьбу "пале", и занятия в палестрах являлись важным аспектом воспитания будущих воинов.
На этом, пожалуй, всё. Мы отправились обратно в отель, пить вино и есть оливки (на самом деле, я не пью вина и не ем оливок). Древний же город так и остался стоять под сенью Олимпа. Как знать, может по вечерам, сюда спускаются боги и бродят по тёмным улицам, ностальгируя по старым добрым временам.
Другие очерки о Греции:
Кали мера, Эллада! Под эгидой богини. Путевые заметки: Приди и возьми! Святая Гора Афон: монастыри, паломники и чайки