Южнее армянского города Алаверди на склонах лесистого ущелья реки Дебед притаился монастырь Кобайр, вернее то, что от него осталось. Храмы Кобайра известны своими настенными росписями, для Армении это весьма редкое явление, как правило армянские церкви не украшались фресками. Кобайр построили в конце 12 века армяне-халкидониты, т.е. те, кто принял православную веру Грузинского царства. Собственно, именно этим и объясняется наличие фресок в церквях монастыря. В 12-13 вв. Грузия присоединила к себе многие армянские земли, где началось активное строительство храмов и монастырей.
Доехать до монастыря несложно, он стоит на трассе Ванадзор - Алаверди. Намного труднее обнаружить древние развалины на склоне ущелья. Они все заросли лесом, плюс ниже по склону находятся сады местных жителей - найти тропинку вверх, к монастырю, очень непросто. Но мне повезло..
Река Дебед и лесные дебри на склонах ущелья.
Тропа, петляя поднимается вверх. Монастырь маленький, снизу, от реки, его невидно. Поэтому важно, чтобы сразу повезло с тропинкой, а то, плутать по лесу можно очень долго
Если вам попадаются по пути хачкары и старые надгробия, значит вы на правильном пути.
На развилке тропы я встретил местную жительницу, она собирала в лесу орехи. У нее я узнал дальнейшую дорогу. Правда, лесная фея попыталась сбить меня с пути паломника к храму, она сказала - "А, зачем тебе монастырь? У меня недалеко есть хижина, пойдем я угощу тебя ореховой настойкой")
Лесная колдунья попалась мне весьма игривая, она с удовольствием попозировала на камеру. Но, я устоял перед ее чарами. "Не, хочешь, как хочешь", сказала мне она - "Если тебе нужен монастырь, то иди за мной" И о чудо, пожилая женщина с палочкой, буквально, побежала вверх по склону, легко перепрыгивая с камня на камень. Я с невероятным трудом успевал за ней. "Дальше, иди сам, уже близко" - и она отправилась собирать свои орехи.
Надо сказать, эта женщина произвела на меня не меньшее впечатление, чем сам монастырь. Спускаясь уже обратно вниз, я видел ее силуэт в глубине леса, она также легко перемещалась по крутому склону ущелья. Как-будто какая-то невидимая подъемная сила позволяла ей порхать по горному лесу.
Приближаясь к цели, я видел все больше и больше старых армянских надгробий с силуэтом человека. Видимо, землетрясения скинули их вниз.
А вот и сам монастырь, уже видны остатки его стен.
Ступени, по которым ходили почти тысячу лет.
К сожалению, насладиться медитативным одиночеством в монастыре мне не удалось - здесь шла масштабная реставрация. Предполагаю, что после нее храмы Кобайра отстроят заново. Я видел подобные недавние реконструкции в других местах Армении, честно говоря - ничего хорошего, в советское время эту работу проводили много лучше. Но, реконструкция позволит спасти фрески, которые уже несколько столетий подвергаются воздействию непогоды, ведь крыши у главного храма фактически нет.
Столбы когда-то существовавшего притвора - гавита.
Хотя колокольню отстроили хорошо, раньше этой "беседки", что сверху, не было.
Колокольню возвели в 1279 году Захариды как свою фамильную усыпальницу. Такие колокольни-усыпальницы были характерны для всего армянского средневековья, их форма безусловно восходит к мавзолеям 4-5 вв., например, примерно таким был
мавзолей Св.Рипсимэ в Вагаршапате, пока его не перестроили в церковь.
А вот и главный объем храма в Кобайре - фрески сохранились, прежде всего, в апсиде. К сожалению, они загорожены строительными лесами, но я попытался отснять некоторые фрагменты.
Фрески появились в храме примерно в середине 13 века, когда Кобайр полностью контролировался грузинами. В связи с этим, интерпретация росписей сейчас двойная - грузины утверждают, что фрески имеют, соответственно, грузинскую стилистику, армяне утверждают, что армянскую. Обе стороны признают, что есть и византийское влияние. Несомненно одно, что фрески появились в Кобайре именно при грузинском владычестве, а не раньше или позже, поэтому, скорее, правы здесь грузины.
Почти все памятники на севере Армении имеют сейчас двойную историю, так как на одни и те же церкви и монастыри претендует как Армянская церковь, так и Грузинская. В связи с этим докопаться до истины здесь очень тяжело. Причем, привирать могут одновременно обе стороны, например, княжеский род Захаридов, владевших Кобайром в 13 веке армяне считают, естественно, армянским, а грузины, соответственно, грузинским и называют их Мхаргрдзели (Долгорукие), при этом сами эти аристократы, скорее всего, были этническими курдами:)
В апсиде сохранились изображения Иисуса, апостолов и сцены евхаристии.
Фотографировать главный храм Кобайра тяжело, так как он стоит у края пропасти, и там нет места, чтобы делать общие виды. Но, можно подняться еще выше на гору, и снять его сверху. Но, я, к сожалению, поленился это сделать.
Так выглядит восточная стена с апсидой, где сохранились все фрески.
Здесь видно, как стены церкви нависают над обрывом. На заднем плане, темнеет пещера, которая дала имя монастырю - Кобайр, это комбинация грузинского корня «коб» и армянского - «айр» обозначающая пещеру. И эта пещера тут не одна.
Строения монастыря выше по склону.
Фрески присутствуют не только в главной апсиде, они есть еще в небольшой часовне, находящейся слева от входа в главный храм. Но, здесь они хуже сохранились, и это при том, что пребывали всегда под крышей, в отличии от главного храма.
Здесь мы видим наверху Деисус, ниже евхаристия и изображения святых.
А вот и пещера, давшая название монастырю. Она сильно заросла кустами, поэтому непонятно, какой она глубины. Мне кажется, это просто грот с нависающими плитами базальта, такие плиты можно увидеть в Гарни.
Рабочие показали мне еще одну пещеру, сам я ее никогда бы не узрел. Это келья какого-то монаха затворника, находится она на отвесном склоне противоположной скалы на большой высоте. На максимальном зуме можно разглядеть там небольшую стенку из камней и деревянную лестницу. Как туда проникали люди непонятно, возможно, слева там есть малозаметная снизу тропинка над пропастью.
Скала над монастырем Кобайр, разглядеть в ней пещеру отшельника (и возможно не одну) практически невозможно.
Вид из монастыря на ближайший городок Туманян.
Ущелье и река Дебед.
Мои посты, посвященные Армении:
Лориберд - последняя столица средневековой Армении Армения и армяне Священный город Вагаршапат Сагмосаванк и Ованаванк - монастыри над пропастью. Исторический Ереван Ереван. Крепость Тейшебаини - последний оплот Урарту Ереван. Урартская крепость и музей Эребуни Армяно-грузинские зарисовки Армения - страна камней