Продолжение рассказа об автомобильном путешествии по югу Европы.
- лошадиные пируэты
- арки против землетрясений
- город на краю ущелья
Содержание:
Часть 1-я: подготовка к путешествию; центр Мадрида
- начнем с нуля
- медведь и земляника
- хамон за двести
Часть 2-я: Эль Эскориал и Сеговия
- монастырь-решётка
- поросенок в мишленовских звездах
- акведук для ленивых
Часть 3-я: Толедо и ветряные мельницы
- алкогольный бычок
- собор с отверстием
- 11 мельниц для Дон Кихота
Часть 4-я: музей Прадо; переезд в Барселону
- ода целлюлиту
- черные картины
- в гнезде Гауди
Часть 5-я: Барселона: Саграда Фамилия, парк Гуэля, Ла Педрера
- идеальный свет
- Муля, не нервируй меня!
- Черномор и его войско
Часть 6-я: Барселона: Рамбла и Готический квартал
- вдоль по Рамбле
- ковбойская икра
- 13 гусей Евлалии
Часть 7-я: гора Монтсеррат
- распиленная гора
- Смугляночка
- по лопаткам в Гуэле
Часть 8-я: Альгамбра
- катание на Гулливере
- маньяна? - маньяна!
- среди Насридов
Часть 9-я: Гибралтар
- ослиное такси
- скала обезьян
- коза в регистратуре
Часть 10-я: Севилья
- приметы корриды
- жемчужина-ангел
- фламенко в поту
Часть 11-я. Маршрут: школа верховой езды в Хересе - белые деревушки Андалусии - Аркос, Грасалема, Ронда - возвращение в Севилью.
Устроив на несколько дней базу в Севилье, мы решили, что помимо города, будет удобно исследовать и окрестности, а именно - белые деревушки Андалусии. Но прежде чем свернуть к "pueblos blancos", заехали в небезызвестный Jerez, где и нахересились заодно (шутка! За рулем у нас строгий сухой закон) посетили очень интересное лошадиное шоу.
Из Севильи до Хереса ровно час езды по платному шоссе (6,25 евро). Рядом с входом на территорию Королевской школы верховой езды есть несколько стоянок (по 3 евро), но если повезет, можно запарковаться бесплатно вдоль поребрика. Так как билеты на шоу мы купили заранее из дома (25 евро в 1-2 ряд; маленькие дети бесплатно), то забрать их можно было в отдельной кассе, на которой было написано (по-английски!) "online tickets", а не стоять в очереди в ту, куда ломилась основная масса туристов.
Билеты >> Пройдя через ажурные кованые ворота, мы, наконец, оказались на территории школы. Помимо арены, где дается представление, можно погулять по саду с экзотическими
растениями, выпить cafe con leche в уютной кафешке, где роль столиков исполняют винные бочки, полюбоваться снаружи на дворец 19-го века El Palacio de Abrantes (внутрь заходить необязательно, вся мебель вывезена, так что смотреть там не на что, кроме стен).
За дворцом расположено пять конюшен и несколько тренировочных арен, где лошади практикуются и
разминаются перед выступлением.
Ближе к полудню, когда должно было начаться представление, мы поспешили на внутреннюю арену Picadero, которая разместилась в здании, спроектированном в аутентичном андалузском стиле, в ярких белых и желтых красках.
Основана Королевская школа верховой езды не так давно, в 1973 году, а прославилась она прежде всего из-за шоу "Как танцуют Андалузские лошади". Официальное испанское название породы - Pura Raza Espanola, сокращённо P.R.E. Это самая знаменитая из конских пород Испании, пользовавшаяся всемирной славой в 16-18 веках. Андалузские лошади стояли в конюшнях практически всех европейских монархов и многих вельмож. Лошадей данной породы считали лучшими "для парада и для войны".
Если же говорить об Америке, то Новый Свет практически был завоёван на спине испанского коня. Большинство пород Латинской Америки несут в себе ту или иную долю андалузской крови. В Северной Америке сильнее прослеживается влияние других европейских пород, но и там андалузские кони оставили свои гены. Испанские предки были у таких пород Северной Америки, как кватерхорс, аппалуза и индейских пони.
Андалузская лошадь может смело считаться одной самых красивых пород мира. Она не слишком крупна (обычно 155-160 см в холке), компактного телосложения, округлых форм, отличается природным высоким ходом, а также пышными и длинными гривой и хвостом. Масть в основном серая, иногда гнедая и вороная.
Представление продолжается полтора часа и состоит из нескольких частей. Открывает выступление фигурная смена из четырех всадников, демонстрирующих пассажи, пируэты, пиаффе и испанский шаг. При выполнении этих упражнений лошадь должна двигаться, сохраняя то или иное положение своего корпуса, соответствующее номеру программы.
Все наездники - мужчины субтильного телосложения, весом не больше 60 кг, одетые в стилизованные под старину камзолы. Может поэтому на их фоне лошади выглядят просто огромными, с заплетенными в косы гривами и расчесанными до такой степени хвостами, что не у каждой женщины хватит терпения на подобные эксперименты с собственной шевелюрой :)
Фото с сайта
http://www.realescuela.org/ Затем на манеже появляется "вакеро", который управляет лошадью одной рукой, и делает еще более лихие пируэты и остановки с галопа, что смотрится особенно эффектно - на всей скорости лошадь тормозит всеми четырьмя ногами, и замирает, как вкопанная в фонтане песка. Ух!
Работа в руках - третья часть представления. Андалузская школа - одно из мест, где все еще можно увидеть исполнение школьных прыжков над землей (каприоль, левада, песада, курбет). В Венской школе верховой езды все эти элементы выполняются также и под всадником, в Хересе во время представления все это демонстрируется "в руках", или как еще говорят - "на свободе".
Мы были совершенно потрясены, когда огромный жеребец стал прыгать на задних ножках а-ля маленькая девочка на лугу. Что-то есть в этом… непонятно-загадочное.
После небольшого перерыва на бар/туалет, зрителей снова позвали на места. Фотографировать, кстати, строжайше запрещено, за этим очень тщательно наблюдают многочисленные работники, пресекая все "незаметные" попытки, особенно с телефона. По сторонам арены висят зеркала для наездников, позволяющие им лучше ориентироваться, когда выступает сразу два, а то и три десятка артистов. Между тем, на манеже, размером 80 на 20 метров появляется три экипажа: четверик, пара, запряженная цугом, и "тройка" - одна лошадь впереди, 2 сзади. В небольшом манеже экипажи умудряются показать фигурную езду. Особенно тяжело приходится четверику, который блестяще исполняет крутые повороты на 180 градусов.
Представление сопровождается классической музыкой, и самую чуточку затянуто; на наш взгляд оптимально было бы час. Ребенок, немного заскучавший на каретах, снова оживился, когда на манеж вышло сразу десять лошадей, исполнивших фигурную смену ног, после чего шоу завершилось.
Нам впервые удалось побывать на подобного рода выступлениях, особенно в таком знаменитом месте, как Real Escuela Andaluza del Arte Ecuestre в Хересе. Впечатления из всех так и сыпались на протяжении следующих нескольких дней.
Но на этом маршрут еще не только не завершился, а можно сказать - был в самом своем разгаре. Основываясь на полученном опыте, хочу заметить, что чистое прохождение маршрутного "треугольника" занимает 4 с половиной часа езды (338 км). Но ведь хочется не только баранку крутить, но и по городкам побродить, отведать местного-вкусного, на что тоже нужно время. Поэтому, я бы заложила на данную поездку дня два, с ночевкой в одном из белых городков, и возможно даже добавив какой-нибудь еще. Но в тот раз мы были сильно ограничены во времени, поэтому проехали этим путем за один день, и, конечно, очень сильно устали.
Натужно рыча, машина преодолевает очередной горный поворот и… Что это? Прямо по курсу - холм с ярко очерченным белой краской гребнем. Снег или облако?
Вглядываешься и понимаешь - это череда белоснежных домиков, четко повторяющих рельеф скалы. Они, словно гигантская волна, то радостно ухают вниз, то вновь взлетают ввысь, невольно заставляя следить за своими перемещениями каждого, положившего на них глаз.
Подобных деревень на юге Испании много. Около 20 из них даже входят в так называемый маршрут по белым городкам Андалусии (Ruta de los Pueblos Blancos). К двум-трем можно подъехать на рейсовом автобусе или поездом, но большинство этих испанских жемчужинок плотно сидит в горах, идеально вписываясь в автомобильный маршрут. Для исследования данного региона колёса нужны на 100%.
Первым по плану значился Аркос-де-ла-Фронтера (полчаса от Хереса). Кстати, он не один такой, с приставкой "de la frontera", означающей "пограничный". Во времена противостояний между испанцами и маврами небольшие селения часто оказывались между двух огней.
Аркос весь живописно раскинулся на крутой и высокой (166 м) скале, омываемой рекой Гвадалете. Жители городка гордо говорят, что только они могут видеть спины пролетающих птиц, что конечно же неправда, но тешит их самолюбие :)
Город состоит из двух частей - старой и новой. В
новой, на подъеме скалы, удобно оставить машину в подземном гараже на площади Plaza de España, после чего минут за 15 подняться в
"old city", перекусив где-нибудь по пути (Сангрия рулит в жару!), откуда открываются наиболее живописные виды на окрестности.
На самом деле, на машине можно забраться и наверх, где даже есть небольшая парковка на площади перед церковью Св. Марии. Но улочки в Аркосе узки и извилисты, и если машина по габаритам чуть крупнее велосипеда, то могут быть проблемы.
Church of Santa Maria построена на месте минарета, после того как испанцы отвоевали город у мавров в 13-м веке. Сразу привлекает внимание как бы срезанная по горизонтали колокольня, сильно пострадавшая при знаменитом Лиссабонском землетрясении 1755-го года. С тех пор, денег достроить её так и не нашли.
Западный фасад церкви Св. Марии выполнен в стиле "платереско", для которого характерно тонкое, подобное ювелирному, украшение зданий. Этакий испанский вариант Ренессанса.
Подавляющее большинство домов а Аркосе соединены
арками, но вовсе не ради красоты, а вполне с практической целью. Таким образом, здания, опираясь друг на друга, противостоят землетрясениям, и как показала статистика с конца 18-го века, вполне успешно.
Еще один характерный для города элемент - римские колонны, вмурованные в углы домов. Когда-то у подножия скалы существовало древнеримское поселение, руины которого местные жители удачно использовали в строительстве зданий. Колонны помогали сохранять углы от бесшабашных ослиных повозок. Ну а в современном варианте - от не менее безрассудных водителей-туристов на арендованных колесах :)
Кстати, а почему все эти городки выкрашены в белый цвет? Дело в том, что центральные провинции Андалусии отличаются очень жарким летом.
Температура воздуха нередко может доходить до 48°C (позже мы еще прочувствуем на собственной шкуре офигенные 42°C в Кордове!). Поэтому, с древних времён, жители местных деревень красят свои дома в белый цвет, который лучше других цветов обладает светоотражающим эффектом, предотвращая чрезмерное перегревание стен.
Лучше всего сам Аркос-де-ла-фронтера виден снизу из крошечного парка сразу за новым мостом, или прямо с обочины дороги El Bosque, ведущей к нашей следующей остановке.
Grazalema расположилась в 50 км от Аркоса (час езды; очень крутые подъемы и многочисленные повороты, этакий аналог гавайской
"дороги на Хану"), практически в центре национального парка "Sierra de Grazalema Natural Park". Деревня крошечная, всего 2 тысячи жителей, и в отличие от других "pueblos blancos", она не столь популярна у туристов. Однако именно это позволяет сохранять Грасалеме свой собственный андалузский дух и атмосферу, и держаться подальше от коммерциализации.
В Грасалеме хорошо устроить пикник на одной из обзорных площадок вдоль главного шоссе, а также прикупить шерстяное одеяло или платок, какими деревушка славится на всю Андалусию. А еще лучше - переночевать именно здесь, чтобы неспешно побродить по окрестностям утром и вечером при хорошем свете. Мы оказались в Грасалеме в обеденное время, когда практически всё было
закрыто, и городок казался вымершим. Только и оставалось, что объехать его по кругу, да сделать пару кадров с высоты горной дороги.
Горы, окружающие Грасалему являются самыми высокими в провинции (пик Pinar достигает высоты 1654 м), и, пожалуй, самыми живописными из-за разнообразия ландшафта и обилия растительности. Заросли испанской пихты pinsapo очень радовали глаз спокойными оттенками от зеленого до светло-голубого. А в небе кружили десятки белоголовых сипов (Griffon Vulture) - их колония в парке одна из крупнейших в Европе. Наблюдая за силуэтами парящих птиц, не могли не вспомнить
Андских кондоров, которых снимали несколько лет назад в Перу.
До Ронды было всего ничего - каких-то 35 км, но проезжаются они долго и нелегко. Дорога крута, всё время по горам, постоянные "зюзи", слепые повороты, и периодически хочется стошнить в пакетик :) За пределами национального парка становится полегче, дорога более-менее выпрямляется, влетая в Ронду вдоль по-Питерской по-Хересской (Calle Jerez). Машину удобно оставить в подземном гараже на площади Plaza del Soccoro, и прогуляться к главной достопримечательности города пешочком.
Уникальность месторасположения Ронды проявляется в том, что город разделен на две части глубоким ущельем, поэтому при взгляде на
дома, построенные по краям высоких отвесных скал, создается впечатление, что они в любой момент могут съехать в глубокую пропасть.
Немного жутковатое зрелище, ведь ущелье-то глубиной более ста метров. Как можно было проложить здесь мост в 18-м веке (Puente Nuevo)? Однако, смогли же. Правда, главный архитектор поплатился за это жизнью - сорвался вниз при финальной инспекции конструкции.
Да и без моста
пейзаж впечатляет. Отвесные скалы удивительно напоминают греческие Метеоры, к которым вполне можно применить тот же эпитет - "висящие в воздухе".
Для крепких духом в этих местах проложено несколько троп, ведущих к самой воде, и если позволяет время, то спуститься надо обязательно - посмотреть на довольно интересные руины арабских бань и старый мост в придачу.
Но мы оказались в Ронде уже на самом
закате, так что сделав несколько кадров и неплохо перекусив на одной из пешеходных улочек в центре, поспешили в обратный путь в Севилью. Дорога заняла около двух часов по полной темноте, приехали уже около 11 вечера очень уставшие и вымотанные.
Продолжение следует...
Катерина Андреева.
www.andreev.org