После почти недельного пребывания в горах Западного Тянь-Шаня, а точнее,- после этой нитки маршрута: Тараз (Джамбул) - Гродиково - Кызыл-Адыр - пер. Кара-Буура (а/м, 3302) - пер. Кара-Кульджа (1А, 3161) - р. Кара-Кульджа - Чолпон-Ата - Терек-Суу (вся нитка похода находится
тут), наша бравая велокоманда спустилась в цивилизацию в таком растерзанном дождями и ветрами жалком виде, что сами мысли о следующем горном участке без отдыха женщин и лагмана причиняли нам боль и душевные муки..
Стадания усилились, когда начальник, осмотрев своих бойцов, которые молча и тоскливо жевали лепешки с салом на заправочной станции, неуверенно предложил совершить первое грехопадение, объехав злополучную горную гряду.
См. схему: красная линия - плановая нить маршрута, отклоняться от которой можно только в чрезвычайном положении. Синяя,- собственно, наш фактический проделанный путь по хорошему асфальту вокруг Токтогульского водохранилища, хоть и длинней в 3 раза (130 км).
Поясняю для непосвященных. В спортивном туризме маршрут и многие другие вещи согласовываются с отдельной комиссией, которая в конце похода принимает отчет, выдает справки о прохождении и награждает (или наказывает) участников.
Поэтому за то, что мы решили совершить, грамот с орденами мы точно не ожидали. В начале кто-то из нас начал было слабо лепетать о правилах, долге и туристской репутации (кажется, это был я), но его быстро образумили, вытряхнув до донышка все его ложное мировозрение и поставив на путь истинный ("ибо истинный путь никогда прямым не бывает").
Теперь же, до конца осознав всю нелепость своих прежних взглядов, когда решение было принято, как обычно и бывает в жизни, бытие наше с жалкого начало трансформироваться прямо на глазах, и под конец трапезы все на той же заправке мы уже вовсю улыбались друг другу, а к сухой лепешке с салом внезапно нашелся чеснок. В общем, жизнь налаживалась.
К слову скажу, что с заправкой этой лихо управлялась одна единственная девушка лет 17-ти, в обязанности которой входило заправлять машины (и брать с них выручку), торговать разношерстным прод и пром снадобьем внутри и снаружи заправки, присматривать за малыми детишками, спавшими рядом, и поить чаем иностранцев (нас то есть). Должен признать, у нее здорово это получалось. За что и получила в подарок мою флягу для воды. (ну не знаю, цветы будет поливать).
До наступления сумерек оставалось добрых 2 часа ходового времени, и зря его терять не хотелось. Ехали все время вверх на очередной автомобильный перевал до самой темноты. Во время движения наблюдали красивый закат, увидеть который можно только на Тянь-Шане (спутать с другими горами невозможно).
Утро было тем прекрасным временем, какое бывает в конце лета во всех высоких горах: на малых высотах практически все время светит солнце, так как дождь и остальную непогоду задерживают и заставляют вытрясти на себя горы. Хотя жара, конечно, уже с 10-ти стоит приличная. Собираемся быстро, без завтрака. Это мы планируем сделать в первом крупном населенном пункте - Токтогуле, который расположен на трассе Бишкек-Ош.
Эту автомагистраль, главную автомобильную артерию страны, знают многие путешественники. Не успели мы сесть за столик в небольшой чайхане городка, как откуда-то появились израильтяне, муж с женой, которые бороздили, как и мы, просторы Киргизии, только на джипе. Мужчина заинтересовался нашими байкаи и поведал, что в свое время он 9 месяцев с другом колесил просторы Южной Америки на велосипеде. Не успели мы закончить нашу беседу с жителями теплого Тель-Авива, как к заведению подкатил желтый внедорожник невиданной ранее формы. Владельцами чудо-машины оказалась пожилая супружеская чета с Австралии. Они уже более ста дней едут с Владивостока в Стамбул. Удивительные люди!
большое фотоКак я уже сказал, трасса Бишкек-Ош буквально кишит путешественниками. Одни едут на машинах с открытым верхом, другие на бешенных скоростях проносятся на мотоциклах. Сразу за Токтогулом встречаем и знакомимся с отчаянным поляком Яцеком, уже три недели как глухими дорогами пробирающимся от Иссык-Куля в Бишкек на велосипеде. У него безумные глаза и он знает много русских слов. Может поэтому он так спешит в Бишкек, где его ожидает друг и водка.
А вот веселые ребята из самого Туманного Альбиона. Популярная в Британии и в целом Европе приключенческая раллийная гонка
Monglol Rally. Ежегодно около сотни экипажей гонит на восток в Улан-Батор. Парни уже устали и сыты по горло дорогами Средней Азии. Недавно они погнули днище и теперь их машина издает "funny noises" во время движения. Просили поменять ее на велосипеды. По их словам, так они в Монголию доберутся быстрее. Естественно мы отказались! Такой неравноценный обмен на груду покоцанного металлолома нас просто возмутил, поэтому мы оставили островитян на произвол судьбы.
После этой встречи нас ждал долгий и жаркий ходовой день. После обеда, не выдержав измывательств природы, съехали с дороги искупаться в водохранилище.
Зато какой приятный во всех смыслах вечер ждал нас на исходе дня,- можете убедиться сами. Закат над водоемом расчувствовал бы даже закоренелого сухаря! Мы же просто плакали от восторга, глотая скупые мужские слезы...