Подземные реки Москвы

Mar 05, 2014 01:15

Захотелось чего-то подземных приключений. На поверхности - исхожены все семь частей света, 155 стран (вместе с Россией 156). Под водой бывать доводилось более чем многократно (как и положено дайвмастеру PADI). А вот под землей до вчерашнего дня был эпизодически раз несколько (пещеры Кристал Кейв на Бермудах, Постойненские в Словении, Ваитомо в Новой Зеландии, еще какая-то, название не помню - в Ливане). Ну а подземный мир родной столицы для меня вообще терра инкогнита.
   Узнав через Вконтакте телефон профессионального Диггера (называть его я буду именно так, имя свое он просил не афишировать), я созвонился с ним, выяснил цену и маршруты подземной экскурсии. Диггер рассказал мне, что мы войдем в коллекторную систему в районе Даниловского кладбища, пройдем руслами речек Чура и Кровянка ( обе давно подземные), посмотрим на три подземных водопада (самый большой 4,5 метра) и выйдем в районе станции Канатчиково Окружной железной дороги. В стоимость экскурсии входит, что немаловажно, комплект снаряжения - водонепроницаемый комбинезон с влитыми в него сапогами, каска, галогенный фонарь.
  1. Меня все это устроило, и вот,  в 18.30, встреча у ворот Даниловского монастыря с Диггером.
  1. Краткий брифинг (по лестницам подниматься-спускаться, строго соблюдая правило "трех точек", при передвижении по воде идти строго за Диггером, знающим возможные коварные ловушки дна, и пр.), после которого пешим дралом двигаем к месту входа в коллекторную систему Москвы. В нашем случае оно находилось под Третьим Транспортным Кольцом, напротив Даниловского кладбища.
  2. Переодеваемся в комбинезоны, наши вещи и обувь Диггер аккуратно (в пакетах) складывает в рюкзак, и мы входим в зев подземной Москвы.
        У входа в подземелье
  4. Это - вытекающая из коллектора  (в который заключена её подземная часть) речка Чура.  Осадков, слава Богу, сегодня не  было, посему уровень воды на входе в коллектор приемлемый, где-то по бедра.
  5. Кстати, об осадках. Во время дождей подземные мирно журчащие речки превращаются в ревущие потоки. Когда же дождь ливневый - вода может разлиться до потолка коллектора. Беда, если экскурсия будет застигнута в такой момент глубоко под землей. По словам диггера, с ним такого, тьфу-тьфу-тьфу, не случалось, но у коллеги таки был случай. Их спасло то, что недалеко был канализационный колодец - как раз по ходу стремительно прибывающей воды. Было их трое, коллега и два экскурсанта. Все оказались с выдержкой, сумели затормозить у шахты колодца, а затем быстро, но без спешки, поднялись один за другим по лестнице и вышли из колодца.
  7.  Тот самый спасительный колодец
  8. Я, слава Богу, в такой ситуации не был. Мы спокойно прошли по руслу Чуры до того места, где в неё впадает другая подземная речка поменьше - Кровянка. По пути немного фотографирую (сталактиты, пещерка, родник).

9.                                      Сталактит
                          Подземная пещера
  12.                            Родничок
  13. По пути Диггер рассказывает мне о подземной Москве. Он - хороший рассказчик. Помимо чисто профессиональной компетентности еще и замечательный москвовед. От него я узнаю, что все самые интересные диггерские маршруты, которыми можно было пройти еще в 90-е, теперь наглухо закрыты компетентными органами (в основном, из-за угрозы терактов). Ибо теоретически какой-нибудь шахид мог бы принести взрывчатку и заложить под рельсами метро. Или - притащить её поболе и рвануть под Кремлем, скажем. Так что - теперь только по речкам прогуливаться осталось...
  14. Вода в речках - на удивление прозрачная и чистая (по словам Диггера, это бывает нечасто; достаточно совсем небольших осадков или таяния снега - и водичка мутнеет). Но вот - первый водопад. Удачно то, что слева вмонтирована в стену коллектора узенькая лестница, по которой мы заскакиваем на вершину миниводопадика.

15.      Дальше продолжаем путь в бурном потоке.

1. Минут через 20 - второй водопад, поменьше.

1. Мы его легко берем с разбегу. Немного прошлись выше по Кровянке. По пути встречаем единственного представителя фауны - нереально большого (сантиметров пять) таракана. Заснять зверя не удалось - поганец не стал дожидаться, пока я открою мыльницу, а шмыгнул в ближайшую щель.
  2. Кстати, о подземных монстрах, мутантах и всяком-таком прочем. Как рассказал мне Диггер, вся эта чернуха, наводнившая в 90-е страницы желтой и полужелтой прессы, исходила, в основном, из одних уст - уст психически нездорового, склонному к безудержному фантазированию человека. Фамилию называть не буду, скажу лишь, что тогда он был самым "щирым" среди диггеров Москвы, то бишь самым пропиаренным. Ему мы обязаны страшилками о метровых крысах-мутантах, подземном море, в которое может провалиться Москва и многими другими. Мой Диггер рассказал, что присутствовал при фабрикации этим челом очередной фальшивки - превращении с помощью фотоискусства 4-сантиметровой сколопендры в 30-сантиметровую "мутантку". Меня эти рассказы скорее позабавили, нежели разочаровали - я в эти подземные страсти-мордасти никогда особо не верил...
  3. Далее мы возвращаемся к Чуре и идем к третьему, самому большому водопаду.

4. По пути слышим неясный шум (проходим под Третьим транспортным, затем - еще более далекий стук (проходим под Окружной ж.д.). Мы уже на глубине типа 20 метров...
  5. И вот он - водопад. Звать его Верхне-Чурский. Заснять толком не получилось - брызги в воздухе еще метров за 10, а у меня вспышка тянула всего на 5. Увы...
  6. Засим - идем назад. Не доходя пары километров, выходим в другое отверстие коллектора, около станции Канатчиково. Здесь снимались заключительные кадры "Сталкера"...

8.              Снова на поверхности
  9. Переодеваемся в гражданское, переходим пути и двигаем к трамвайной остановке. Через четыре зупинки мы - у места старта. Шапочное знакомство с ПодМосковьем завершилось...