Собираясь на Чукотку. (часть 1)

Mar 03, 2014 18:15



Как вы, наверное, знаете, Чукотка это автономный округ и самая крайняя территория на северо-востоке нашей страны, омываемая с одной стороны Тихим океаном, а с другой Ледовитым. Территория эта и сегодня на большей её части, исследована лишь "на штык лопаты", то есть, не исследована почти совсем. Здесь под тонкой шкуркой дёрна, растительности или камня, до километра вглубь, вечная мерзлота, а на иных озёрах, со слов местных кочевников, происходят необъяснимые вещи.

У большинства из нас Чукотка ассоциируется чёрно-белыми картинками, на которых это холодная страна с вечной зимой снегом и льдами, на фоне которой чёрные фигурки чукчей, их яранги, олени, и на фоне студёного серого моря сцены охоты на морского зверя. Всё это тут есть, но Чукотка бывает и иной. За короткую бурную весну и северное лето, расцветает Чукотка. В это время здесь дивным узором сплетаются и зелень тундры, и разноцветье цветущих на её серых камнях лишайников, и многоцветье её диковинных цветов, и удивительные тона её белых ночей.



А Чукотская осень, когда на фоне голубых небес и сияющих свежей белизной вершин, загорается всеми оттенками багрянца тундра и вспыхивают яркой чистой желтизной лиственницы, и вовсе бал цветов.



Попадание туриста на Чукотку , кроме удалённости этой территории, что на карте России от Москвы, имеет и ещё одно существенное препятствие. И препятствие это в том, что основные аэродромы прибытия на Чукотку, в Анадыре и Певеке, находятся в пограничной зоне. Всём понятно, что это пережиток советских времён, но кому-то видимо так удобно и менять здесь, похоже, никто ничего не собирается.
Вместе с тем, что сегодня граница погранзоны на Чукотке находится в 25 километрах от линии морского побережья, а самый восточный район Чукотки, который собственно и называется Чукотским, имеет свой особый пограничный статус.



Цивилизованных способов решения этой проблемы не так уж и много.
Первый, заручившись приглашением человека с местной пропиской, в течение месяца или двух, получить пропуск в погранзону на этом основании. Недостатки его в том, что официально он даёт право находиться лишь там куда вас пригласили, а не путешествовать где вам захочется.
Другой способ - приглашение на работу и пропуск оформленный работодателем. Недостатки те-же, за исключением того, что работодатель, руководствуясь своими необходимостями, может послать вас в командировку, с любым маршрутом на Чукотке, и эта командировка уже сама по себе будет законным основанием для следования по прописанному в ней маршруту. К месту будет упомянуть, что и сами чукоты, как самоназываются люди не коренных национальностей живущие на Чукотке постоянно, когда из места проживания вне погранзоны им нужно, например, слетать в Анадырь или Певек, этим способом пользуются.
Ещё один, менее нервнозатратный, но платный способ попадания на Чукотку самолётом, - оформить пропуск через какую либо, паразитирующую на этом пережитке советских времён местную турфирму.



Из описанных самостоятельными путешественниками, такой опыт в 2010 году был у поляка из Кракова Михаила Мильчарека. За разрешение путешествовать по Чукотке и пропуск в погранзону, с целью посещения - «туризм», ему пришлось выложить турфирме из Анадыря 11 тысяч рублей. Но, это иностранец, возможно россиянину, которому не требуется разрешения на путешествие по Чукотке и вне погранзоны, такая услуга обойдётся значительно дешевле. Тот же Михаил Мильчарек упоминает, что турфирма может потребовать наличие у вас спутникового телефона, номер которого им якобы нужно указать при оформлении разрешения. А при желании посетить самый восточный район Чукотки, с более строгим погранрежимом, и сопровождающего от турфирмы…
А еще у него, по прибытии из Анадыря самолётом в Эгвекинот, затребовали оформить регистрацию. Что, при отсутствии местных знакомых, тоже стоило ему и нервов и денег, - большей частью уплаченных под не очень-то и нужное ему дорогое место в гостинице.
Не знаю, есть ли там такие строгости, в отношении путешествующих самостоятельно россиян, но думаю, почти любому из них хватит сообразительности сказать, что он следует через место прибытия транзитом, и задерживаться в нём не собирается. Так, например, после одиночного сплава по Анадырю от его истоков, когда я прилетел в столицу Чукотки из Маркова спецрейсом вертолёта, этого хватило, что бы разрешить назревающий инцидент с нарушением правил пребывания в погранзоне.
Как мне видится, пограничники там и сами понимают всю нелепость положения с погранзоной, в которой находятся и два основных города Чукотки и их аэропорты, и следуют здесь букве закона только там, где нет возможности на мгновение отвернуться в сторону и «не заметить» вынужденного «нарушителя».
Что касается меня, то лично мне самым перспективным законным основанием попаданием на Чукотку и обоснование путешествия там, видится командировочное удостоверение, например с целью - «собирать сказки, легенды, тосты…». По заверению местных информированных источников, способ этот работает.
И да, это нисколько не призыв лететь на Чукотку с фальшивой командировкой.
Самолётом добраться на Чукотку можно не только через Анадырь или Певек, но и через Билибино, куда летом до двух рейсов в день летает Ан-24 из Магадана, или Марково, куда оттуда же бывает борт раз в две недели.
Стоимость билета из Магадана в Билибино была около 12,5 тысяч рублей, из Магадана в Марково, около 16 тысяч теми же деньгами. Кроме того, со своей периодичностью, из Магадана прямо до месторождения «Купол», где у канадцев есть посадочная полоса, летает самолёт, возящий туда и вывозящий оттуда вахту. Почему то не сомневаюсь, что среди самостоятельных путешественников, найдутся и те, кто умудрится получить разрешение руководства компании «Кинросса Голд» и улететь на Чукотку их спецрейсом.



Людям путешествующим самостоятельно, имеет имеет смысл напомнить, что лететь на Чукотку, как и в другие места, дешевле используя встречный поток. То есть время, когда местный народ массово летит оттуда в отпуска, а назад борты идут полупустыми. Ну и обратно, в подобное время, когда народ возвращается на Чукотку из отпусков.
Кроме самолетов, на Чукотку можно попасть по земле, когда существует зимник от Колымской трассы до Черского и Билибино, или комбинированным сухопутно-водным путём, сплавившись по реке Колыме самостоятельно или с самоходной баржей до Анюйска, а там по летнику до Билибино.
Можно пробовать забраться сюда и водным путем, по севморпути, по Лене, судами доставляющими грузы на северовосток Якутии, или из портов Дальнего Востока, судами доставляющими грузы на Чукотку. Разумеется, что этот путь для людей с большой долей авантюризма и хорошей подготовкой. К недостаткам его можно отнести то, что путь такой экстремальный, и время, которое придётся потратить на поиски "попутного парохода" крайне непредсказуемо. С учётом, что лето на Чукотке коротко, если это не удачная оказия, едва ли выбор такого пути разумен.
Были случаи добирания на Чукотку и вовсе нестандартными способами. Так Нюргун Ефремов из Якутска, с велосипедом и байдаркой добирался сюда, что называется по целине, с Якутии через Колымский посёлок Омсукчан, на чукотский Омолон, и уже оттуда через Билибино, на реку Анадырь и уже по ней в сам город Анадырь. Где сейчас живёт, работает и откуда стартует в свои новые, не менее интересные и авантюрные путешествия по Чукотке.



Выбор времени для того или иного варианта путешествия, как и рационального маршрута на Чукотке - дело не простое и важное.
Если человека местного и опытного спросить сколько километров от пункта А до пукта Б, то скорее всего он ответит вам (цитирую чукотского приятеля Славу): "Материковским же не объяснишь, что меряем не расстояние, а дни пути. Все время спрашивают- а сколько км? Нате вам...



Нет бы спросить- сколько ехать? - А это смотря когда..."
Даже в аэропорту имея на руках билеты, по погодным условиям можно зависнуть и на неделю и на месяц. И не важно, что в аэропорту вылета голубое небо и светит солнце, всего в двухстах-трёхстах километрах, там куда вам нужно добраться, всё может быть совсем иначе.



Для рационального и насыщенного маршрута имеют значения и точки прибытия на Чукотку. Самый бюджетный вариант прибытия самолётом - Анадырь. здесь больше пассажиропоток, сюда летает две авиакомпании, и у них есть конкуренция.
По моему опыту, имеет смысл прибывать на Чукотку начале июня, когда здесь в разгаре весна.



Но, прибыв в Анадырь, до конца июня перебраться в город из аэропорта бюджетно, на пароме, не получится. Только вертолётом (3.5 тысячи) или судном на воздушной подушке (1,5 тысячи).
Да и теплоходик прибрежный пассажирский «Капитан Сотников" с сидячими местами, которым можно из Анадыря выбраться в Эгвекинот (12 часов), Беринговский (24 часа), Провидения (36 часов), начинает рейсы лишь с официальным открытием навигации. Расписание рейсов перед открытием навигации публикуется в местной газете. В 2012 году билет до Эгвекинота стоил 6 тысяч рублей.
В летний период есть вариант уйти и вернуться на суденышках развозящих в посёлки побережья уголь, за цену вдвое меньше. Но прилетев в Анадырь в начале июня начала навигации ждать придется около месяца, а как я уже напоминал,чукотское лето коротко.



Потому, интереснее прибыть в это время в Певек, где и на дикое побережье Восточно-Сибирского моря, с нерпами и белыми медведями, выбраться совсем не сложно, и стартовать по летнику Певек-Билибино, с ответвлением на Эгвекинот, как минимум до Майского, и далее до моста через реку Паляваам, можно сразу по прибытию.



До рудника на Майском есть трафик практически круглогодичный. От него(отворота на Майский) пешком не сложно дойти до моста через Паляваам и обосноваться в одном из балков поблизости, а с открытием летника, в 20-х числах июня, можно двигаться и дальше.



Единственное, что сдерживает, так это то, что авиарейсов в Певек меньше, и они дороже.
Да, и не надо забывать, что начало июня на Чукотке, это разгар весны и половодья, когда любой ручеёк может промыть полотно дороги, сделав её непроходимой. Если нет с собой лодки, преодолеть такое препятствие будет серьёзной проблемой.



Плюс наледи на ручьях и реках, перекрывающих местами дорогу «футбольными» полями.



Как я уже упоминал, можно прилететь в Билибино из Магадана, добравшись туда от Тынды или Якутска по круглогодичной автодороге. В 2012 году на самолёте АН-24 билет из Магадана в Билибино (Сокол-Кепервеем) стоил около 12,5 тысяч рублей.
Этот вариант интересен ещё и тем, что Билибино не находится в погранзоне.



В дальнейшем пограничники могут вами заинтересоваться разве что при путешествии по побережью, по доносу местных жителей. Да и то, едва ли будут тратить горючку, что бы ловить вас, а скорее будут отслеживать ваше передвижение по отрывочной информации от местных и встречать вас где либо в пункте прибытия.
Ну а из Билибино можно выйти на летник на Певек.



От летника можно сплавиться в Чаунскую губу, можно подняться на Эльгыгытгын, можно добраться интересно и относительно безопасно до Певека, и Эгвекинота, проехав по дороге от Ледовитого океана до Тихого через полуостров Чукотка.
В общем, вариантов множество, на разный уровень подготовки. Но, выходя на маршрут самостоятельного путешествия надо быть готовым к полностью автономному существованию. Жилых посёлков и магазинов на трассе нет.
Да, и зависать в Билибино крайне не бюджетно, - ценники в магазинах самые высокие в стране. В Певеке, примерно на 20% дешевле, в Анадыре, по чукотским меркам вообще лафа.
Если уж возникла такая необходимость, выручит относительно дешёвая местная оленина и рыба в магазинах, ну и на тушёнку цена не намного больше материковой.
Готовность к автономному существованию в пути важно по нескольким причинам. К такой подготовленности, отнесутся с бОльшим уважением и местные жители, к которым вы, например, обратитесь с просьбой вас подвезти, и просто встреченные в пути.
Чукоты с уважением относятся к людям способным решить свои вопросы самостоятельно и заранее предусмотревшим возможные возникнуть в пути ситуации, тем кто готов пережить их не создавая проблем другим.
Это не просто объяснить, но перемену отношения сразу чувствуешь, когда от снисходительного и попечительского, как к «туристу», не ведающему во что он ввязался отправившись в путь, оно меняется к отношению - как равному.
А случаи, даже летом на летнике, могут возникнуть разные.
От занесённых «вдруг» снегом и ставших непроходимыми для техники перевалов, до очередного половодья, когда в положении «ни туда, ни обратно» можно зависнуть у брода через реку на пару недель.



Потому, прося подвезти вас, будет уместным сразу поставить известность в том, что вас, в случае чего, нет необходимости обеспечивать ночлегом и питанием.
Это увеличит ваши шансы быть взятым в попутчики, но отнюдь их не гарантирует.
Например, водителям работающим на канадскую "Кинросса Голд", под страхом увольнения запрещено брать попутчиков. Кроме того, большинство ходящих по летнику машин, это УРАЛы, и на пассажирских сидениях рядом с водителем-трассовиком не редко стоит ящик с необходимым в пути скарбом, от питания и газовой плитки, до спальных принадлежностей. Потому, часто, если и найдётся место для одного человека, то рюкзак надо быть готовым быстро и надёжно закрепить-привязать там, где это будет возможно. Так, чтобы он не потерялся по пути и не превратился в итоге в комок сырой грязи.



Предположим, что вы достаточно серьезно отнеслись к подготовке к своему первому путешествию по Чукотке и в начале июня из Билибино или Певека готовы выйти в путь. В это время, как я уже упоминал, весна на Чукотке в самом разгаре: днём тепло, ночами заморозки, на реках половодье, до начала сквозного движения по летнику чуть меньше месяца.
Это значит, что путешествовать уже можно, но, если нет с собой лодки, до первой серьезной водной преграды, которую нельзя перейти вброд.
Из Билибино можно за пару сотен рублей нанять такси и попросить отвезти в начало летника на Певек, на Алискеровскую сопку (6 км), или за неё.
Можно пройтись пешком, выйдя за город по мостику, миновав слева Билибинскую АЭС и теплицы обогреваемые мирным атомом, и неспешно подняться на эту сопку самостоятельно. С другой стороны сопки открывается вид на долину реки Малый Кепервеем, вдоль которой, в обрамлении невысокого, преимущественно лиственничного леса, идет летник на Певек.



И до Границы леса, места за которым лес кончается и дальше на север только тундра и горки, у вас день неспешного пути.



Самое то, чтобы попробовать себя в качестве путешественника на Чукотке.
Не смотря на то, что обычно территория вокруг населённых пунктов бывает довольно пустынна в плане диких животных, здесь, кроме шарахающихся по кустарнику зайцев, полярных куропаток в брачном наряде, уток и куликов на весенних разливах, радующихся возвращению на родину, - можно встретить и дикого северного оленя и медведя.



И то, что медведи, там где они уже знают человека, обычно боятся его и стараются вести себя очень скрытно, не значит, что к встрече с ним и бесконфликтному разрешению ситуации не нужно быть готовым. Медведи все разные, как и люди, а жизнь одна. Но, ни в Певеке, ни в Билибино нет возможности купить фальшфейеры, а маленький перцовый баллончик типа «ШОК» здесь стоит в два-три раза дороже чем в Москве, если вообще есть в продаже.
Последний можно использовать как крайнее средство защиты, направив струю в нос, при попытке зверя проникнуть в ваше жилище или при нападении на вас, когда терять уже нечего. Но, если в ваших планах не только отметиться на Чукотке, прокатившись автостопом от одного обитаемого людьми места до другого, и так далее, лучше заранее озаботиться о том, чтобы с вами кроме перцового баллончика, была нормальная стрелялка (предпочтительнее 12 калибра), которая и уверенности, столь важной при общении со зверем, добавляет, и в случае чего, поможет отпугнуть зверя. Ну и, при необходимости, поможет добыть для пропитания ту же куропатку или зайца.



При наличии разрешающих документов, с перевозкой оружия и патронов на самолете проблем не будет(кроме сигнальных патронов, которые считаются пиротехникой и запрещены к авиаперевозке).
В это время, особенно в выходные, Билибинцы, после длительной зимы, с удовольствием выезжают, что называется, на природу, и, если повезёт, до Края леса или чуть дальше, можно кого ни будь застопить. Выбирая место под палатку для ночлега, лучше не ставиться в лесу, а выбрать открытую площадку с хорошим обзором вокруг. Медведи, живущие в лесной зоне, в отличии от живущих в тундре, не любят без нужды выходить на открытые пространства. Ночи в это время здесь уже вполне белые.



Кроме того, ставясь близ реки, надо учитывать возможность резкого подъёма воды, и всегда контролировать это, выставляя на границе воды свой «маячок».
Если есть возможность, лучше ночевать в балке, а не в палатке, даже если в нём нет печки. За Концом леса, поднявшись километров пять, направо вверх, туда куда уходит линия электропередач, в 2011-м был балок (скорее всего электросетей), который, прибравшись в нём, можно приспособить под временное жильё, выбираясь прогуляться по округе.



Здесь, на границе леса и тундро-гор, относясь в относительной безопасности, можно вполне насладиться чукотской весной. Пообщаться с евражками, куропатками и зайцами и пищухами, попробовать себя в ловле хариуса, поснимать весеннее разноцветье.



И, что самое важное, почувствовать насколько вы готовы к дальнейшему самостоятельному путешествию.
Если что-то упустили, отсюда у вас ещё будет возможность вернуться, или послать кого- либо в Билибино за необходимым в пути.



Ну и начало активного движения по летнику здесь тоже не останется не замеченным.
Кроме пути по этому летнику, из Билибино можно забраться и в глубину западной Чукотки, и сплавиться по Анюю до реки Колыма, а по ней до Черского. В с января по конец апреля есть зимник на Черский и дальше, до Колымской трассы. С завершением движения по оному, обычно всё портит отсутствие мостов через реки и проходимых бродов.
Из Билибино в посёлки района летает рейсовый вертолёт.
Дотируемый, с ценой билета аж в 1 тысячу рублей. Но, по моим представлениям, вылететь из Билибино в Бургахчан или Омолон проще, чем вернуться тем же способом обратно. Много желающих из местных отвезти родным в город дары природы, подкормить мясом, рыбой. Тут вообще проще, куда-либо забраться, чем выбраться обратно…



Потому, что бы не доставить другим людям хлопот, или не пополнить печальный список погибших или пропавших без вести, о многом надо думать заранее. То есть до того, как осознаешь, что всё уже совсем плохо.
Поэтому и водитель на летнике, даже имея возможность и желание взять попутчика, обычно «сильно думает» не увезёт ли он вас от мест, где ещё есть обратный ход туда, где в случае чего, обеспечивать сохранение вашей жизни и здоровья, или винить себя потом остаток жизни, что "завёз туриста на погибель", не разглядев, что тот в плане выживания в местных условиях пионер-пионером. Ну да, и коллеги потом, случись что, тыкать будут: «Ты что не видел, кого ТУДА везёшь?». Здесь и местные, в том числе коренные, гибнут каждый год.



Не скрою, подобные мысли, когда я рассказываю про то как просто и интересно можно путешествовать по Чукотке, посещают и меня. Потому и стараюсь рассказывать подробно, и не ленюсь повторять простые истины об том, что нужно всегда помнить о безопасности предпринимаемых действий и жизнеобеспечении. И очень надеюсь, что юноши и девушки «с взором горящим» не чувствующие КРАЙ, хорошо подумают, собираясь здесь погулять самостоятельно.

Арктика, Россия, Чукотка

Previous post Next post
Up