Гянджа - культурная столица. Азербайджан.

Feb 28, 2014 16:26

Гянджа считается азербайджанской "культурной столицей" и не зря. Когда мы прилетели в Гянджу, город не так давно, а именно в 2011 году, отпраздновал 870-летие своего героя - известного поэта Низами Гянжеви (т.е. из Гянджи типа, хотя самом деле звали его просто Ильяс Юсуфович). Гянжа в то время относилась к Сельджукскому султанату, в то время в городе еще царило персидское влияние и преобладало персидское население. На персидском писал и Низами. Подробно о нем можно почитать здесь. Пять самых известных его поэм (Хамсе) можно почитать и скачать здесь.

Памятник Низами Гянджеви:








В Гяндже юбилею поэта уделялось очень большое внимание. Дух поэзии присутствовал во всем: повсюду мы видели большие плакаты и надписи с изображением Низами - на остановках, на автобусах, на растяжках:




Больше всего поразил подземный переход - вымыт до блеска, а на стенах в красивых рамках развешаны репродукции картин по мотивам произведений поэта. А у каждого выхода на стуле сидит специальный человек и следит за порядком:





Современницей Низами Гянджеви была Мехсети Гянджеви, женщина-поэтесса, которая к тому же была еще и шахматистской, и видным музыкантом, и первой азербайджанской женщиной-композитором. О ней здесь. В Гяндже ей тоже установлен памятник.

Теперь же о самой Гяндже.







Гянджа возникла как поселение, и ее благоприятное географическое расположение на Великом шёлковом пути сыграло важную роль в развитии торговли, экономики и культуры города, но вместе с тем послужило поводом к тому, что Гянджа привлекала собой завоевателей. Кстати, "Гянджа" в переводе - "Остров Город Сокровищ". Согласно источникам когда-то в Гяндже находилась сокровищница, отсюда и название. Город был захвачен сельджуками, грузинами (которые выломали дверь и до сих пор ее не отдают), татаро-монголами, его также атаковали османы (штурм не удался, но в этот период, спасаясь от османов, город покинуло большинство армянского населения, проживавшего тогда в слободах). И хоть двери-то подрезали, но ключ остался. "Ключом к северным провинциям Персии" прозвали Гянджу царские войска, вторгшиеся в город в 1804г. Под названием Елизаветполь Гянджа вошла в состав России. В советское время город получил название Кировобад, а прежнее вернулось к нему в 1989 г. Повторно армяне покинули город после начала Карабахского конфликта.




Центром города служит главная городская площадь. Здание администрации:







Фонтан на площади:




Музей Гейдара Алиева:




Дата, когда мы побывали в Гяндже, увековечена навсегда:




Здание напротив. Если не ошибаюсь, Национальная академия наук:







А это уже древний комплекс зданий. Кирпичная Джума-мечеть:




Мечеть выстроил шах Аббас. Также он построил армянскую Церковь Всеспасителя (была разрушена в советское время). Интересный факт: после покорения Тифлиса по его поручению в городе так же, напротив друг друга, были построены мечеть для мусульман и церковь для христиан. Для материального обеспечения этих храмов он приписал к ним по сорок лавок, а над входом в мечеть шах повелел надписать: «Прошу тех царей - магометан, которые после меня будут в этом городе властвовать, чтобы они защищали права соседней церкви». Над церковью же по его повелению была выгравирована надпись: «Прошу царей-христиан, которые здесь будут владычествовать, защищать из уважения ко мне права соседней мечети».
После освобождения Тифлиса от власти Персии, церковь богатела, а мечеть беднела, т.к. армяне отняли у нее принадлежавшие ей лавки. Когда в 1723-м году Петр Великий был в Тифлисе и узнал историю этой мечети, он немедленно возвратил данные ей лавки, а право заведовать ими он отдал тогдашнему муштеиду.







Вековые деревья во внутреннем дворе мечети:




Усыпальница Джавад-Хана. Правление Джавад хана ознаменовало небывалый до тех пор расцвет Гянджи. Развивались культура, торговые связи и ремесленные производства, строились новые мечети, карван-сараи, реставрировались старые архитектурные сооружения.




Хамам:




Недалеко от этого древнего комплекса зданий находится и церковь. Александро-Невский храм построен в 1887 году на месте старинного кладбища на благотворительные средства, как местных православных, так и мусульман.








Есть в Гяндже еще одно уникальное здание, к сожалению, погибающее. Это частный дом с удивительной историей, известный бутылочный дом. Его построил бывший фронтовик, ныне, к сожалению, покойный, Ибрагим Джафаров в память о своих боевых товарищах. Ибрагим был по профессии архитектором, и его креативная идея заключалась в использовании для постройки дома пустых бутылок. Зацементированные в стены, они напоминают снаряды. Всего ему потребовалось более 20 тыс. бутылок. Дом он строил сам, сам украсил стены галькой, расписал чудесными пано (есть там и его автопортрет в форме), высадил вокруг дома экзотические растения, привезенные им из разных мест. Но после смерти хозяина дом пришел в запустение, родственникам, проживающим там сейчас, не хватает средств на его содержание, он постепенно ветшает.







И, наконец, просто улицы Гянджи:






















Мемориал в память о страшных событиях 20 января 1990 года:




Путешествие Азербайджан-Дагестан-Чечня в моем журнале

Азербайджан, Кавказ

Previous post Next post
Up