Между двумя древними китайскими городами Лояном и Кайфыном расположился небольшой городок Гунъи, который мало известен за пределами Китая. В этом городке и вокруг него расположен один из самых значительных некрополей императоров Китая, это захоронения властителей государства Северная Сун. Сунская эпоха в Китае (960-1279 гг.) ознаменовалась расцветом культуры и науки, это время самого настоящего китайского золотого века, когда китайцы практически отказались от внешних завоеваний и сосредоточились на внутреннем благоустройстве государства.
Я собрался ехать в Гунъи из города Лояна, расстояние между ними небольшое - всего 50 км. Но эта близость обманчива, так как ехал я туда на печально известном в этих краях "медленном автобусе" Лоян-Кайфын, которому стоит уделить в моем повествовании особое внимание...
Автобус в Гуньи стартует с автовокзала в Лояне, который находится недалеко от лоянского железнодорожного, поэтому на этом этапе сложностей никаких не возникает. Но вот дальше, по ходу движения, выяснилось, что иногда расстояние в 40-50 км можно преодолевать целый день, даже несмотря на приличную дорогу между городами.
Это было настоящее приключение и возможность потренировать свою нервную систему.
Мы выехали с автовокзала в центре Лояна и доехали до какой-то автостанции на окраине города. На этой станции водитель автобуса вышел из него, лег на лавочку, накрыл лицо панамой - и уснул. Все.
Я долго наблюдал за ним, прошло уже полчаса, водитель не подавал признаков жизни. По идее, на этой станции должны были садиться пассажиры, но никого не было. Прошел час, и ситуация стала выходить, по моему мнению, из под контроля. Водителя никто не беспокоил, все пассажиры китайцы, а других там естественно не было кроме меня, занялись своим любимым делом, а именно едой. Далее, стоит отметить, что это главный китайский выход из всех сложившихся ситуаций, заместо принятия решений китайцы начинают поглощать провиант, и могут заниматься этим бесконечно долго.
Я решил, что мне все же нужно добраться до Гунъи хотя бы к полудню, и пошел будить водителя. Как всякий добропорядочный китаец, он правильно среагировал на "русскую устную речь", так как известно, что при нужных интонациях "русский устный" становится международным языком общения. В итоге, движение автобуса возобновилось, правда к моему разочарованию, это было только начало шоу...
Дело в том, что автобус ехал со скоростью максимум 15 км час, собирая с дороги всех возможных китайских крестьян. Более того, кондукторша (а такая должность предусмотрена в китайских автобусах), стала вылавливать людей с улицы, для того чтоб заставить их ехать в Гунъи. Через каждые метров 150 автобус останавливался, и кондукторша совершала рейд в ближайший жилой квартал - она бегал между домами, истошно вопила "Гунь-и-и-и-и", и хватала за руки пенсионеров, которые грелись на солнышке у своих подъездов. Ее цель была - заставить ехать старичков на нашем автобусе, пенсионеры мужественно отбивались. Так прошло часа полтора, по моим ощущениям мы не проехали и половины дистанции, поэтому нервы у меня были уже на пределе, мне даже хотелось подталкивать автобус сзади, чтоб он ехал быстрее. Все китайцы в автобусе безмятежно хрустели своей жратвой и не выказывали абсолютно никакого неудовольствия, для них все происходящее было естественным ходом событий. Именно тогда, в "медленном автобусе" в Гунъи, я окончательно осознал, что для китайцев перемещение в пространстве в транспортном средстве, это не возможность быстрее попасть из точки А в точку Б, это процесс, которые можно и нужно растягивать, стараясь получать при этом максимальное удовольствие, поэтому для них главным способом борьбы с бесконечными остановками в пути было посещение близлежащих продуктовых лавок.
Выехав в 10 утра мы где-то к двум часам дня все же добрались до городка Гунъи. Здесь меня ждал не менее долгий и утомительный поиск гробниц сунских императоров.
Современный город Гуньи возник на месте захоронений нескольких императоров, их погребальные комплексы стали местным градообразующем центром. Одно из захоронений было восстановлено почти полностью, это мавзолей императора Жэнь-Цзуна (1010-1063 гг.) Он является своеобразный "кремлем" Гунъи - реконструкция мавзолея стоит в самом центре города.
Перед красной оградой кургана императора выстроились многочисленные каменные фигуры животных и людей - это "дорога духов", обязательная часть любого китайского погребального комплекса.
Каменные фигуры сунских императоров на фото столетней давности.
Эти фигуры, и есть то, ради чего сюда стоит приезжать. Возможно, районе Гунъи сосредоточенно самое большое количество каменных скульптур во всем Китае. Их размеры колеблются от одного до четырех метров высоты. Они изображают придворных сунского императорского дома, а также различных животных.
За полдня я смог посетить 4 погребальных комплекса, всего их тут 8, т.е. здесь лежат 8 сунских императоров, но кроме них в районе города Гунъи захоронены их жены и неисчислимое количество чиновников, и всевозможных родственников.
Красные хоромы в погребальном комплексе Жэнь-Цзуна являются абсолютным новоделом, но стоит отметить, что выглядят они неплохо, возможно это лучший китайский новодел из всех какие я видел.
Все китайские мавзолеи состояли из нескольких важных элементов - это курган, как правило правильной формы в виде усеченной пирамиды, крепостные стены вокруг него, и несколько поминальных храмов-павильонов в окружении. Иногда крепостные стены окружали центральный мавзолей в несколько рядов, но здесь были воспроизведены только стены непосредственно вокруг кургана.
Одни из ворот в стенах, окружающих курган Жэнь-Цзуна.
Сейчас курган очень сложно рассмотреть из-за окружающих стен, так как на территорию мавзолея никого не пускают, все его ворота закрыты, т.е. будучи музейным объектом он продолжает выполнять свою основную функцию, или воспроизводить ее, потому как в соседних погребальных комплексах никаких стен нет, и относятся к ним без какого-то уважения - китайцы часто бывают очень парадоксальны в своей идеологии.
На фото начала 20 века можно увидеть, как мавзолей Жэнь-Цзуна выглядел раньше. Вокруг кургана 100 лет назад простиралась очень пустынная местность, никакого города Гунъи не было и в помине. Сейчас же этот некрополь обставлен вокруг жилыми домами.
Пирамида Жэнь-Цзуна имеет явную ступенчатую структуру, хотя глиняные три ступени и оплыли, их еще можно разглядеть.
За спиной у китайца полное отсутствие всякого присутствия цивилизации в этой местности.
Здесь я попытался снять хотя бы верхушку земляной пирамиды.
Интересно, что уже в наше время курган Жэнь-Цзуна претерпевал какие-то загадочные трансформации. Я нашел в сети его несколько фотографий прошлых лет, на них видно, что из пирамиды императора пытались делать какой-то "мавзолей Ильича" - красного цвета и правильной формы. Зачем понадобилось так изменять вид кургана - непонятно. У меня есть два предположения; или это был первоначальный проект реконструкции комплекса, т.е. при строительстве внешних стен возвели и это безобразие, или же здесь снимали какой-то исторический фильм, и вся эта обшивка была нужна как декорация. На нижнем фото видно, что это была именно обшивка, скорее всего деревянная, которая со временем начала облазить.
Каменные фигуры полководцев воспроизводят средневековые доспехи, свойственные как китайцам, так и кочевникам в данном регионе.
Все же много в этих статуях чего-то от тюркских каменных балбалов, фактически, это они и есть, только качественней сработаные.
Деревянные части реконструированных ворот выглядят очень-очень старыми, то ли возвели эту реконструкцию давно, и они успели "состариться", то ли специально использовалось старое дерево для строительства. Но выглядит все это весьма аутентично.
За комплексом императора расположены руины мавзолея императрицы Цао - одной из главных жен Жэнь-Цзуна. Здесь стены не восстанавливались, поэтому комплекс императрицы - это скопление оплывших глиняных руин и каменных статуй.
Здешние фигуры, как и полагается, несколько меньше размерами, чем статуи мавзолея императора, но при этом не менее выразительны.
Уже в середине дня было тогда понятно, что погода начинает портиться, это заметно по столбам пыли подымаемой ветром. Из-за непогоды мне пришлось возвращаться в Лоян раньше времени, но как минимум половину погребений я успел посетить и отснять.
Здешние каменные бараны, как это не странно, возможно родственны подобным погребальным изображениям в Армении, я недавно выкладывал их
старое фото. Изображения баранов часто появлялись и на могилах тюрок в Великой степи, впоследствии вся эта атрибутика посредством походов тюркоязычных племен проникла далеко на Запад.
За спиной у каменного льва оплывшая башня ворот погребального комплекса императрицы.
Так комплекс выглядит с высоты кургана, сам холм не особо выразителен, так как зарос кустами и деревьями. Перед ним две оплывшие башни крепостных стен.
Все мавзолеи имеют здесь одинаковую ориентацию - главный вход и "дорога духов" находятся на юге, севернее мавзолея императора расположен комплекс его жены, при этом он всегда немного сдвинут к западу, т.е. не находится на одной линии с комплексом императора, что мы здесь и наблюдаем - центральная дорожка мавзолея императрицы упирается в основание угловой башни комплекса Жэнь-Цзуна.
Глиняные руины стен мавзолея императрицы испещрены множеством "пещер", некоторые их них, наверно остатки старых проходов внутрь башен. Сейчас они все завалены мусором.
Следующий погребальный комплекс - мавзолей императора Ин-Цзуна (1032-1067гг.), он находится тоже в черте города Гунъи, но несколько западнее мавзолея Жэнь-Цзуна. Выглядит он еще более "аутентично", так как его территория используется местными крестьянами для посадок огородов. Он дает представление о том, что сунские мавзолеи представляли собой до реставраций.
Эти ушедшие под землю львы охраняют одни из ворот комплекс Ин-Цзуна.
Сама пирамида Ин-Цзуна сильно заросла деревьями, как и вся прилегающая к ней территория.
С южной стороны курган сильно разрыт, здесь искали вход в гробницу, и видимо что-то нашли, правда не совсем понятно что.
Верхушка кургана изобличает в нем постройку, сложенную их сырцовых кирпичей, они все еще легко читаются на его склонах. Значит этот курган, потерявшую форму, складывали из глиняных блоков, а не просто трамбовали землю, как раньше в старых
ханьских пирамидах.
В центре сооружения зияла яма-пещера, заваленная мусором, поэтому я не стал ее снимать, и не полез внутрь, там было несколько грязновато. Это пещера образовалась на дне котлована, что на склоне кургана.
Заместо меня туда слазил один
китайский блогер, чьи фото я здесь привожу. Он отснял коридор, ведущий вглубь, и небольшое помещение вконце. Все фото можно посмотреть у него в журнале.
На стенах коридора этот человек наснимал вот таких вот милых монстров в неисчислимых количествах, видимо я поступил правильно, что не полез)
Что можно сказать по поводу фото "внутренностей" кургана Ин-Цзуна? Нужно отметить, что видимое помещение явно невелико размерами и маловато для гробницы императора. К тому же этот коридор и камера находятся слишком высоко, как правило китайские гробницы лежат ниже уровня горизонта, как например
здесь у императора Северной Вэй Юань Кэ, и абсолютно у всех императоров более поздних династий -
Мин и
Цин.
Из этого можно сделать вывод, что данное помещение, скорее всего, не может быть гробницей императора Ин-Цзуна (настоящая гробница где-то ниже...) Но тогда, что это такое? Возможно это более позднее впускное погребение, кто-то подхоронился к могущественному императору Сун, хотя о таких явлениях не очень известно, прежде всего по причине крайне слабой изученности китайских погребальных курганов-пирамид. Или же это камера, где могли храниться некие ритуальные предметы. И вот именно эту камеру и вскрыли китайцы, выкопав на склоне кургана огромный котлован.
Сейчас эта дыра в земле мало кого интересует и завалена мусором.
В общем, все довольны)
А здесь мы видим курган жены императора Ин-Цзуна. Вся эта территория сейчас - участки китайских крестьян, я, перелезая через ограду, чуть не упал на голову хозяину участка, пожилому китайцу, который решил сходить по малой нужде около своего забора - и тут я как раз через него перепрыгнул)
На участок, где находится пирамида императрицы (вернее то, что от нее осталось), я лезть не стал, так как ее можно разглядеть и извне. Видно, что пребывает она не в лучшем состоянии, особенно доставляет эта дырка в рост человека. Как правило, в подобных "пещерах" в курганах местные крестьяне держат свой скарб и мешки с удобрениями, ну и наверно занимаются археологическим работами в свободные часы)
Дорога духов гробницы жены императора Ин-Цзуна.
Общий вид комплекса императрицы - курган вдали за деревьями, вся территория вспахана и засажена.
Евнух с лошадью.
Одиноко стоящий евнух, он уже находится на территории комплекса самого императора Ин-Цзуна.
Здешние львы плавают в земле.
Дорога духов мавзолея Ин-Цзуна.
У слона на попоне изображен какой-то крадущийся котэ.
Порой в объектив здесь попадаются местные жительницы, одетые по последней моде. Можно заметить, что их наряды не страдают особой целомудренностью.
Общий вид "дороги духов", вдали виднеется верхушка пирамиды Ин-Цзуна.
Руины одной из башен комплекса, сейчас они используются как хранилище для удобрений.
Продолжение следует...
Мои посты, посвященные Китаю:
Музей пыток в Китае Улицы старого Пинъяо Крепостные стены древнего города Пинъяо. Циндунлин - величие последней империи Китая. Часть 2
Циндунлин - величие последней империи Китая. Часть 1 Китайские гробницы эпохи Тан. Пирамиды Китая Музей провинции Шэньси в Китае. Эпоха варваров. Музей провинции Шэньси в Китае. Эпоха Древних Царств. Летние дворцы Пекина. Виктор Сегален и его Китай. Гробница Первого императора Китая Мумии Китая. Китайские гробницы династии Мин. Великая Китайская стена - участок Цзиньшаньлин "Лес пагод" монастыря Таньчжэсы. Крепостные стены и башни Пекина. Запретный Город в Пекине.