Россия: от Соловков до Волгограда на автомобиле. Окончание

Oct 23, 2013 10:26



Окончание рассказа о путешествии по России.

- трамвай в метро
- Родина-Мать
- А может и нам рвануть в Урюпинск?



Содержание:

Часть 1-я: прилет в Россию

- дорога из Москвы до Питера
- уха в тепле
- крепостная куртина

Часть 2-я: Соловецкий монастырь

- Мурманская душетряска
- Карельский Кивач
- там русский дух, там Русью пахнет!

Часть 3-я: Соловецкие озера

- УАЗик за так
- канал Дураков
- Приполярные экзоты

Часть 4-я: дорога в Волгоград; озеро Баскунчак

- собор, который рухнул
- моя полиция меня бережет
- всероссийская солонка

Часть 5-я. Маршрут: прогулка по Волге - Волгоградский Метротрам - Мамаев курган - Урюпинск - дорога в Москву - гостиница в Домодедово - отлет домой.

Хорошенько просолившись как селёдки в бочке на Баскунчаке, организмы подсознательно требовали водных просторов. Ну а куда еще отравляться, будучи в Волгограде, как не на экскурсию по Волге?!



Отходят теплоходы каждый час, начиная с 9 утра, с Центрального речного вокзала. За час неспешного плавания можно хорошо рассмотреть с воды три центральных района города, набережную, здание порта, оформленное в виде теплохода, комплекс музея-панорамы "Сталинградская битва" с разрушенной мельницей, стену Родимцева, скульптуру "Родина-Мать зовет!", бывший танцующий мост, а также плавучий памятник морякам Волжской военной флотилии, погибшим в дни Сталинградской битвы.



На теплоходе работает кафе на нижней закрытой палубе, так что вся экскурсия превращается в довольно приятное времяпрепровождение, особенно с детьми.



А тем временем в центре города разворачивались народные гулянья - в Волгограде праздновали День молодежи. Количество ярко одетых людей на улицах возрастало с каждой минутой. Кто собирался перед сценой с диджеем-зажигалкой, кто спешил на конкурс по созданию фигур из воздушных шаров, кто готовился к соревнованию "по граффити" (есть и такое!), а кто просто нарезал круги на роликах.



Как всегда радовали глаз девушки в открытых нарядах - где-то удачно, а где-то безвкусно, но внимание привлекали, конечно.



Жара давала о себе знать уже в первой половине дня, поэтому, увидев недалеко от набережной интересное кафе-шатер с системой капельного охлаждения и с фривольной вывеской "Шуры-муры", мы конечно же туда завернули. Посмотреть, так сказать, чем там шур-мурят :)



Обслуживание было отличное и быстрое, несмотря практически на полное отсутствие свободных мест. Еда тоже соответствовала - от окрошки "сделай сам" до жюльена. Можно смело давать рекомендацию.



С не меньшим удовольствием заглянули и на центральный рынок. Волгоградский зефир производства народного предприятия Конфил - классический советский зефир по вкусу! Такого просто нигде больше нет. Отличное горчичное масло завода "Сарепта"; входит в список "100 лучших товаров России". Черешня "бычье сердце" (однако, не только помидоры такими бывают!) - почти черная, огромная, мясистая, сочная и сладкая.



А затем настало время необычного - мы спустились в метро в поисках… трамвая.
Волгоградский Метротрам - одна из самых необычных транспортных систем России. Когда ты видишь, как из туннеля метро к станции на всех парах несется вагон трамвая, в голове наступает легкое помешательство :)



У Метротрама 22 станции, шесть из которых проложены под землей по стандартам метрополитена. Журнал "Forbes" поставил Волгоградский скоростной трамвай на 4 место в списке 12 самых интересных трамвайных маршрутов мира благодаря тому, что туннели под землёй меняются местами без непосредственного пересечения.
Таким необычным способом была решена довольно сложная техническая задача. Дело в том, что на линиях обычного трамвая остановки расположены с внешней стороны путей, а на станциях метро считается оптимальным, когда пассажирская платформа находится между путями. Выходом стало перекрещивание тоннелей друг над другом в начале и в конце подземного участка.
Кататься не стали, просто посмотрели на диковинку снаружи.



Напоследок пребывания в городе мы приберегли самое важное - посещение "главной высоты" России - Мамаева кургана.
Мамаев курган - возвышенность на правом берегу реки Волги в Центральном районе города Волгограда, где во время Сталинградской битвы происходили ожесточённые бои продолжительностью 200 дней.



Многие считают, что на территории нынешнего города существовала застава хана Мамая, поэтому курган носит именно его имя. Но официальных подтверждений этому нет.
Мамаев курган входит в число семи российских чудес, наравне с озером Байкал, Долиной Гейзеров, Петергофом, Собором Василия Блаженного, Эльбрусом, и Столбами выветривания в Коми.

Под руководством скульптора Е. В. Вучетича на Мамаевом кургане воздвигнут памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы», композиционным центром которого является скульптура «Родина-мать зовет!», называемая местными жителями просто "Мама". Статуя также часто используется в просторечии как ориентир:

- После "мамы" повернешь на второй улице направо...
- Не доезжая чуток до "мамы" и будет тот магазин...

Попасть к статуе можно двумя путями. Сложный: от подножия Мамаева кургана, преодолев 200 ступеней, по числу дней Сталинградской битвы. Более комфортный: заехать на машине наверх кургана, оставив её на большой и бесплатной стоянке; дальше пешочком совсем недалеко.



«Боже, почему ты покинул нас? Мы сражались 15 дней за один дом, используя минометы, гранаты, пулеметы и штыки. Уже на третий день в подвалах, на лестничных клетках и лестницах валялись трупы 54 моих убитых товарищей. «Линия фронта» проходит по коридору, разделяющему сгоревшие комнаты, по потолку между двумя этажами. Подкрепления подтягиваются из соседних домов по пожарным лестницам и дымоходам. С утра до ночи идет непрерывная борьба. С этажа на этаж с почерневшими от копоти лицами мы забрасываем друг друга гранатами в грохоте взрывов, клубах пыли и дыма, среди куч цемента, луж крови, обломков мебели и частей человеческих тел. Спросите любого солдата, что означает полчаса рукопашной схватки в таком бою. И представьте себе Сталинград. 80 дней и 80 ночей рукопашных боев. Длина улицы измеряется теперь не метрами, а трупами...»
Из письма немецкого лейтенанта 24-й танковой дивизии.

Уличные бои в городе не затихали ни днем, ни ночью. Ожесточенные схватки шли не только за каждую улицу, но за каждый дом, а иногда и этаж. Железнодорожный вокзал переходил из рук в руки 13 раз!



Одним из главных символов Сталинградского сражения стала оборона горсткой советских солдат под командованием сержанта Якова Павлова дома на одной из городских площадей, имевшего выгодное стратегическое положение. 58 дней и ночей немцы почти беспрерывно штурмовали этот опорный пункт, применяя артиллерию, танки и даже авиацию, но все было тщетно. Среди защитников дома не осталось ни одного не раненного бойца, но немцы так и не захватили эту груду почерневших камней.

Всё время обороны дома Павлова (с 23 сентября по 25 ноября 1942 года) в подвале находились мирные жители, пока советские войска не перешли в контратаку. Из 31 защитника дома Павлова были убиты лишь трое. Каковы были потери немцев в численном отношении, источники не сообщают. В. Чуйков отмечает, что потери гитлеровцев, пытавшихся занять Дом Павлова, превысили их потери при взятии Парижа.

Вот про кого надо боевики снимать! На их фоне всякие "300 спартанцев" и "Миссия невыполнима" смотрелись бы детским лепетом.

Мельница Гергардта - разрушенное здание мельницы, ставшее памятником Сталинградской битвы. В отличии от Дома Павлова, с которым её часто путают, не восстановлена как память о войне. Входит в состав музея-панорамы «Сталинградская битва».



Дом Павлова после окончания Сталинградской битвы. На заднем плане - мельница Гергардта. 1943 год:



К слову, вспоминается документ, одно время гуляющий по сети, под названием "Как красноармеец Дмитрий Овчаренко топором фашистов зарубил":



Скульптура «Родина-мать зовет!» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая (на тот момент) скульптурная статуя в мире. Общая её высота - 85 метров, длина меча из фторированной стали - 29 метров. На нём имеются отверстия для уменьшения напора ветра. Для сравнения: высота Статуи Свободы в Нью-Йорке составляет 46 метров; статуи Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро - 38 метров.

Архитектор Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит - за Родину… вашу мать!". Объяснение было принято.



Вблизи статуя просто ошеломляет и подавляет своими размерами. Людей у подножия хочется сравнить даже не с муравьями - с бактериями. Скульптура стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на 16-ти метровом фундаменте. Однако его почти не видно, большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.
Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным - автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни.



«Тут в Сталинграде я зарезал трех собак. Можете думать, что хотите, главное то, что мясо вкусное. Я сварил себе сороку. Могу Вам сказать, что она имеет вкус курицы, суп был такой желтый».
Из письма солдата Отто Зехтига.

3 месяца немцы ежедневно бомбили Сталинград, так что не осталось ни одной целой постройки. В северной части города находился тракторный завод, и именно его постарались сразу захватить немецкие танкисты. Их атаку отбили зенитчицы, дивизия НКВД, противотанковый артполк и отряд моряков Волжской флотилии. И все же первые немецкие танки были подбиты не снарядами и не гранатами - это сделали собаки из 28-го отдельного отряда собак - истребителей танков. Собаки, которых во время курса дрессировки кормили только под движущимся танком, немедленно бросались под днище машин, после чего срабатывала штырьковая мина, закрепленная на спине животного. Так удалось подорвать несколько передовых немецких танков. Большего достичь не удалось - немецкие солдаты, завидев любую собаку, тут же открывали по ней огонь и скоро перестреляли всех.



Площадь Героев у подножия статуи. Здесь замурована капсула с обращением участников войны к потомкам. Вскрыть - 9 мая 2045 года в день 100-летия победы над фашистской Германией.



Зал Воинской Славы - сердце всего огромного мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Никакого пафоса: атмосфера торжественна и печальна, наполнена звуками "Грёз" Шумана. Немец, да. Пробирает очень сильно.



По всему периметру стен расположены 34 приспущенных траурных знамени, выполненных из красной смальты и окаймленных черными лентами. На них начертаны имена погибших в Сталинградской битве советских воинов. Всего 7200 имён.



В центре зала высится выполненная из белого мрамора, словно выросшая из земли, пятиметровая рука, сжимающая факел Вечного огня. Постоянно стоит почетный караул.



В зале Воинской Славы у вечного огня и у выхода из зала несут службу солдаты 46-й отдельной стрелковой роты Почётного караула Волгоградского гарнизона. Считается одной из лучших в Южном Федеральном округе. Почётный караул заступает на пост в 9 часов утра и несет вахту до 19-20 часов в зависимости от времени года. Смена караула производится каждый час.



«Как прекрасна была бы жизнь, если бы не было этой проклятой войны. Я вынужден шататься по этой России неизвестно за что. Ах, на какие только преступления пошел бы, чтобы не переживать этих тяжелых дней».
Из письма обер-ефрейтора Арно Бееца.



«Немецкий солдат остается там, куда ступит его нога» - это выражение было у Гитлера в то время одним из любимых. В случае Сталинграда это действительно так. Остались. Навсегда.



Вернувшись домой, настало время складывать чемоданы для трансатлантического перелета. Слегка взгрустнулось от того, что отпуск подходил к концу, но сначала нужно было доехать до Москвы. Маршрут повторили по собственным следам, разбавив его лишь небольшим ответвлением в Урюпинск. Зачем? А и сами не знали, как и тот профессор из анекдота со своей коронной фразой: "А может и нам рвануть в Урюпинск?" :)

Как известно, в каждой шутке лишь доля шутки, и Урюпинск совсем не случайно стал символом российской глубинки. Куда уж символичнее, если прямо в центре города обрывается железнодорожная ветка. Приехали - дальше пути нет. Урюпинск удален от всех крупных центров: до Волгограда - 340 км, до Воронежа - 315, до Тамбова - 250, до Ростова и вовсе около 500. Настоящая глубинка.



Урюпинск может и глубокая провинция, но зато там есть памятник козе в рост взрослого человека. Достопримечательность, чо. Для возведения скульптуры привезли 18-тонную глыбу гранита из-под Мамаева кургана - там после возведения мемориального комплекса осталось много таких увесистых "камушков".

Городок славится козами с необыкновенно теплым, тонким и нежным пухом. Коз держат в каждом втором дворе, а вязаные кофты и платки из козьего пуха продают на рынке и даже в поездах. Коз неоднократно пытались перевезти и разводить в других местах и районах, но ничего не получалось, мех терял свои уникальные качества. Поголовье коз в городе и окрестностях составляет около 58 тысяч, притом что человеческое население всего - 40 тысяч с небольшим. Сейчас здесь действует предприятие "Узоры", которое изготавливает и продает по всей России изделия из мягкого шелковистого козьего пуха.
Вот, чем не цель - привезти настоящий пуховый платок?! Добро пожаловать в город У.

Дальнейшая дорога прошла совершенно спокойно: Борисоглебск, Тамбов, Михайлов сменялись роскошными фиолетовыми полями сокирки-дельфиниума с желтыми вкраплениями чемерицы. Выскочив на трассу M4 под Москвой, обнаружили отличную четырехполосную магистраль с новеньким покрытием. Похоже, обещания "построить и перестроить к 2018-му году" начали воплощаться.
Съехав за средним кольцом по знаку к аэропорту Домодедово, мы решили заночевать в 7 км от него, в поселке Аэродром. Таким образом, дорога из Волгограда заняла ровно 14 часов.



Первой попалась на глаза гостиница "Ramada".
- Фу!, - скажут русские американцы, привыкшие, что в Штатах во многих случаях отели этой сети - настоящие индийские клоповники с соответствующей публикой и запахами. Забудьте. Домодедовская "Рамада" не имеет ничего общего с американскими клоаками. Очень чистая, повсюду зеркала, дети до 12 лет проживают бесплатно, бесплатная парковка, и бесплатный же шаттл в аэропорт. Номера просторные, ванные комнаты оборудованы современной сантехникой.

Еще сильнее мы впечатлились утром за завтраком (включенным в стоимость). Это были не два печальных кусочка засохшей булки с джемом и порошковым апельсиновым соком, а шикарный шведский стол. Несколько видов каш, картошка запеченная и вареная с укропчиком, сосиски и колбасы, сыр, яичница, штук 5 салатов, фрукты, овощи, чаи и кофе - у нас глаза разбежались! Да и дитё оценило местную кухню по достоинству, что было как нельзя кстати перед длинным перелетом. Я даже не знаю к чему придраться, всё очень понравилось. Если еще раз доведется ночевать в районе Домодедова, я теперь точно знаю где.

К назначенному часу мы пригнали "Nissan" в аэропорт, без проблем сдали машину подъехавшему молодому человеку из "Europcar", и пошли регистрироваться на рейс. Сингапурцы как всегда закрыли глаза на небольшой перевес багажа, а вот автокресло поехало своим путем - через специальный лифт для негабарита. Такие у них там нынче правила.

На паспортный контроль стояла внушительная очередь, но нас неожиданно попроcили пройти в обход, что несказанно удивило и порадовало. Привет Парижу ;-)
12 часов полета прошли почти незаметно. Ребенок вскоре отключился, видимо плотный завтрак "от Рамады" заявил о себе, дав нам возможность спокойно посмотреть чуть ли не три фильма подряд, что произошло впервые с тех пор, как начали путешествовать втроем.

В новостях мусолили тему первого в этом году тропического шторма на букву "А", который из Мексики вероломно подбирался к Техасу. В Хьюстоне, как всегда в середине лета, была баня, заставившая уже в аэропорту с ностальгией вспомнить о карельской прохладе.

Завершалось российское путешествие, от Соловков до Волгограда. Несмотря на какие-то локальные недоразумения и странности вроде той рязанской продавщицы или полицейских-взяточников, процент хороших событий был явно выше. Соловецкий сегмент, конечно, оставил наиболее сильные впечатления, да и фотографировалось там легко и с душой. Но и на южную часть поездки грех жаловаться - сделали всё, что запланировали, и даже немножко больше. Как говорится, "иногда один день, проведенный в путешествии, дает больше, чем десять лет жизни дома".



/The End/

Спасибо всем, кто смотрел, читал, и писал!
Катерина Андреева.
www.andreev.org

Оглавление:

Часть 1: прилет в Россию; дорога из Москвы до Питера
Часть 2: Соловецкий монастырь
Часть 3: Соловецкие озера
Часть 4: дорога в Волгоград; озеро Баскунчак
Окончание: Волгоград; возвращение домой

Фотографии:




Россия

Previous post Next post
Up