Когда мы подъехали к лагерю бороро, которые уже начали подготовку к танцам юношей, северную сторону неба стала закрывать туча. Поднимался ветер, который нес пыль и песок прямо в лица девицам, закутанным в шали цвета индиго. Девичий «лагерь» располагался на восточной стороне поля, лагерь парней - на западном. Когда бороро выбирают место для «ворсо» (гульбища), они выбирают место у водопоя и четко ориентируются по сторонам света. На севере - самое почетное место, для ардо - вождя клана. Там он проводит по утрам собрания, где обсуждают «международное положение» и более приземленные вещи, а также чат молодежь жизни. Мы расставили палатки на опушке жиденькой акациевой рощи на южной стороне. Не потому, что себя не уважали, а потому, что так сделали наши проводники. Хотя, честно сказать, сейчас многие традиции уже забыты и многим вещам уже не придается прежнее значение. «Ворсо» проводятся с тех пор, как пастухи-фульбе стали бродить по просторам Сахеля. Ворсо нужны для того, чтобы молодежь из разных кланов бороро знакомилась, чтобы внутри этого народа проходил обмен крови. Они, бороро, и так появились в результате инцеста, за что получили от других, более приличных и благовоспитанных фульбе прозвище «водабе», которое, впрочем, закрепилось за бороро навечно в качестве их самоназвания и потеряло какой-либо унизительный смысл.
Если рассматривать водабе-бороро в качестве самых фульбистых фульбе (то есть таких представителей этого супер-этноса, который в полной мере сохранили традиции и образ жизни своих первопредков), то история их появления на просторах Африки и в Нигере в частности представляет большой интерес. Несмотря на древность этого народа, появление водабе в Нигере, на равнинах областей Адар и Дамергу, относится к относительно недавней эпохе, к самому концу XIX века. Примерно до 1850 года водабе жили в западной части Борну, на границах хаусанских государств Кацина и Даура в небольшом княжестве Казаурэ. Поводом для исхода водабе из этих мест послужил инцидент с княжьим сыном, который воспылал страстью к замужней женщине. Муж убил настойчивого ловеласа, но князь Казаурэ послал войско, дабы отомстить за смерть сына. Те из водабе, кто не успел убежать вместе со скотом, попали в рабство; впоследствии они в значительной степени ассимилировались с оседлыми хауса. Постепенно те водабе, которых мы видим сейчас, пришли на равнины Дамергу и Адар; в окрестностях Тахуа они появились около 1920 года. Если всмотреться в историю водабе еще глубже, то они пришли на территорию Северной Нигерии, Южного и Восточного Нигера примерно в XV в., прочно обосновавшись на берегах среднего течения Нигера двумя веками ранее. Легенды водабе рассказывают, что пришли они из Мали, правда непонятно, имеется ли ввиду государство Мали или княжество Малле в Нигерии. Более древняя (и не менее непонятная) история водабе связана с историей всех фульбе, или как их еще называют, пёль.
Одного взгляда на красавцев водабе достаточно, чтобы понять, что любые теории об их происхождении умозрительны. Версия о том, что они якобы «образовались» от простого смешения арабов и негров, является полнейшей чушью, и её даже не стоит рассматривать. Антропологическая карта Африки более пестра и разнообразна, чем хотелось бы любителям всевозможных упрощений. Почему многие юноши пёль ростом с добротных баскетболистов? Почему их мальчики 10-14 лет, когда начинается интенсивный рост, не растут «вширь», как многие негроиды, арабы и нубийцы, не набирают жир во всех местах, а наоборот, рост идёт только в рост, в высоту, их тела сохраняют стройность? Дело не столько в «подвижном» образе жизни, но и в генетике, унаследованной от далеких предков. Стать фульбе под стать пилотской, если сравнить их, к примеру, с масаями. С настоящими, чистокровными масаями, а не теми круглоголовыми болванчиками, которые за масаев себя выдают. Легенды пёль гласят, что пришли они «от большой воды». По одним легендам, это была река, по другим - огромный водоем, то ли море, то ли озеро. Марабуты (богословы) из числа исламизированных фульбе придумали версию о том, что большая эта вода была ничем иным, как Красным морем, и первопредки гульбе чуть ли не из самой Мекки. Но всё это, несомненно, более поздняя «вставка». Если пёль пришли «от реки», то это мог быть Нил, а мог быть и Нигер, учитывая то, что в летописях Мали, Сонгай и государств хауса пёль появляются тогда, когда они пасли свои стада на самом западе Западной Африки, в Сенегале и Гвинее. «Большая вода» могла быть и озером Чад. Коровы с лирообразными рогами встречаются на наскальных рисунках по всей Сахаре. Люди на этих рисунках высоки и стройны.
Если население древней Сахары, потомками которого могли бы быть современные водабе, может ассоциироваться со скотоводами с их стадами на этих рисунках, то лошади которые появляются в сюжетах наскальной живописи в I тысячелетии н.э. указывают на появление гарамантов (предков туарегов и берберов) и арабов, которые все вместе и привели в движение первопоселенцев этих мест. Ими вполне могли быть фульбе, но тут у нас одна загвоздка разрушает всю теорию. А именно - их язык, фульфульбе. Тубу (тиббу), которые живут на севере Чада и северо-востоке Нигера, и которые могут быть отождествлены с «троглодитами-эфиопами» по греко-римским источникам, сохранили особый язык, который относится к сахарской группе, а фульфульбе - язык нигеро-конголезский, очень похож на язык сенуфо в Сенегале. Куда древние сахарцы - фульбе дели свой язык? Если бы они были потомками древних египтян, говорили бы на каком-нибудь афро-азиатском языке. Как хауса, например. Среди хауса пёль живут полтысячелетия, даже государственность на основе ислама им создали. Смешиваться - смешивались, прежде всего те фульбе, которые вынужденно переходили к оседлости и земледелию (в результате попадания в рабство или из-за падежа скота). Но разговорный суржик на основе языка хауса ведь не создали! Загадка, одним словом. Она может быть упрощена, если отбросить легенду о «большой воде», или географически поместить эту «воду» где-то на западе Африки. Тогда не будет сначала древней миграции пёль с востока на запад, а потом передвижения их в обратную сторону. С другой стороны, Сахара усыхала именно с востока на запад. Древние скотоводы могли перегонять свои большерогие стада от верховий Нила вдоль кромки расширяющейся пустыни на запад, как Жуков с Рокоссовским вели войска на Берлин. То есть всё-таки было это движение? Моё мнение на этот счет: «большая вода» могла быть реками Нигер, Бенуэ или озером Чад. Еще одну уступку можно сделать легенде - на Нигере ведь есть внутренняя дельта! Ширина такая, что берегов не видно. Возможно, пёль начали путь к Атлантике отсюда. Это, так сказать, примиряющая версия.
Большерогие рыжие коровы (зебу) боророджи - самые настоящие и самые первые коровы водабе - вышли из воды. Всего три вида коров гуляют по просторам Нигера. Туарегская короткорогая порода азавак, пёльская лиророгоая и боророджи. Подлинная корова-зебу боророджи - рыжего окраса, с длинной мордой, как на картинах в пещерах и на скалах, оставленных древними художниками. Зебу черного окраса тоже встречаются, но их если забивают, то в ритуальных целях. Кстати говоря, есть кланы фульбе, которые выращивают только баранов. Это мусульмане, под Дурбар (праздник разговения) бараны расходятся по большой цене. Зебу боророджи возникла, как Афродита из воды: она вышла на берег реки, на котором сидели брат с сестрой, сироты Брата звали Фу, он первопредок фульбе. По одной из легенд об был глухонемым, но после встречи с чудесной коровой вдруг заговорил на неизвестном языке, который и стал фульфульбе. Корова вышла к костру, у которого грелись дети. Видно, тоже решила погреться. Каждое утро на рассвете корова возвращалась, но умные сироты разжигали костер все дальше и дальше от берега. Наконец, корова привела за собой целое стадо. Так зебу и люди стали жить-поживать вместе. Брат и сестра поженились, у них родились дети, старшего назвали Пёлем, младшенького - Бороро. Когда дети подросли, родители предложили им выбрать коров для своих стад. Пёль выбрал тех, у кого рога поменьше. Бороро тех, у кого рога длиннее. Так и берегут нынешние бороро чистоту породы своих боророджи, да и сами неохотно с другими смешиваются.
Более поздние легенды, которые объясняют происхождение пёль (фульбе) от арабов, мудрых проповедников-марабутов и библейских персонажей мы опускаем как малоинтересные. Стоит отметить только, что в разных вариациях легенд о речных коровах часто присутствуют два момента: корова-де была не простая, но внутри неё сидел джинн; инцест всё-таки имел место быть. В качестве предка пёль фигурирует также сын Фу по имени Курукуру, который вывел белую (по цвету) породу зебу «якана» из бегемота!
Происхождение этнонима водабе относится к более поздней эпохе, ко времени великого джихада, когда в начале XIX века фульбе, охваченные исламским фанатизмом, под началом Усмана дан Фодио смели династии хаусанских городов Гобир, Кацина и Кано. Часть фульбе, прежде всего пастухи бороро, сохранявшие простые традиции предков, не поддалась общему угару и не захотела участвовать в джихаде. Тогда-то им и припомнили, что они суть дети порока, и с пророком им не по пути. Это у нормальных, порядочных фульбе-мусульман предки из марабутов, и вообще, от самого Ноя идёт родословная. А у этих отступников и язычников знаете что было?
А было вот что…
У одного пёля из города Кацина после смерти осталась вдова и сын. Он был очень смазливым, и много женщин искали с ним любви. Однажды ночью одна из них забралась-таки к нему в постель. Ночь любви была бурной, но страстная дама отказалась назвать себя, но паренек оказался хитрым: он слегка порезал ей руку ножом. Поутру он попросил своих друзей найти женщину с порезанной рукой. Они нашли её… Она оказалась его родной матерью. Будучи смущенным открывшейся пикантной подробностью, молодой человек отправился в Борну (государство на западных берегах озера Чад со столицей в Кукаве, процветало в XVI-XIX веках), принял ислам и стал добропорядочным гражданином. Однако шли годы, и на его родине выросла его дочь, она же сестра, которую он никогда не видел. Ей тоже было неловко, соседи смотрели косо, и со стыда она тоже отправилась в Борну. Там миловидная девушка попала в поле зрения того самого добропорядочного гражданина, который в итоге женился на ней, не зная при этом, кто она на самом деле. И ведь даже не кузина, а сестра и дочь одновременно! Он-то думал, что просто землячка… Земляки-молодожены отравились в свадебное путешествие в свою родную деревню, где любезные доброжелатели открыли им тайну их происхождения. Очевидно находясь на грани безумия, мужик снова отправился в Борну к тому марабуту, у которого учился основам ислама. Марабут сказал «харам», и приказал забирать свою жену, коров и идти куда глаза глядят. И они пошли. И родился у них сын, и стал он старейшиной рода (ардо) Курукуру. А за всем родом их закрепилось прозвище «водабе», ставшее затем полноценным этнонимом, который на фульфульбе означает то же, что «харам» по-арабски: то, что запрещено, что нарушает законы шариата и общепринятые нормы, нарушает табу.
И вот уже 200 лет пасут в саваннах и степях Сахеля свои стада мирные пастухи водабе, которые однажды предпочли свободу и любовь религиозной войне.
НАЧАЛО ОБСТОЯТЕЛЬНОГО РАССКАЗА О НИГЕРЕ:
http://geografia-ru.livejournal.com/41437.htmlПОПОЛНЯЕМЫЙ ФОТОАРХИВ ПУТЕШЕСТВИЯ в НИГЕР в сентябре 2013 г. -
http://fotki.yandex.ru/users/travel-geografia/album/372661/ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...