Чтобы попасть в район Эвереста есть два основных пути: автобусом из Катманду трястись 10 часов до поселка Джири и оттуда 5 дней пешком подниматься в Луклу, откуда стартует основная масса трекеров, направляющихся к Третему полюсу. Или же сесть в маленький моторный самолет и за 40 минут долететь туда же, посмотрев с высоты на прекрасные вершины (если, конечно, их не спрячут облака) и не тратить лишние 5 дней.
Каждый выбирает свой вариант - по карману, силам и ограниченности отпускного времени.
Мы выбрали перелет и не пожалели. Во-первых, это быстро, во-вторых, такого впрыска адреналина, как при посадке в Луклу, еще нужно в жизни поискать!
Аэропорт Лукла имени Тэнцинга и Хиллари назван в честь сами понимаете кого - Тэнцинга Норгея и Эдмунда Хиллари - первых восходителей на вершину Эвереста. Эдмунд Хиллари принимал живейшее участие в жизни Непала, много спонсировал эту страну, строил мосты и школы, помогал развивать этот высокогорный край.
Это один из самых опасных аэропортов в мире: ВПП аэропорта составляет всего 527 метров и расположена под уклоном в 12 %. Такой уклон способствует эффективному взлету и торможению на такой короткой полосе. Аэропорт находится высоко в горах- 2860 м над уровнем моря, с одной стороны ВПП обрыв около семисот метров, с другой - скала. Плюс узкое ущелье, в которое влетают самолеты - достаточно сложное место для маневра.Посадка в Лукле осуществляется только вручную - по Правилам визуальных полётов, ведь в аэропорту есть только радиостанция, и никакого другого радиолокационного оборудования нет.
В общем создается полное ощущение, что вы садитесь и взлетаете с палубы авианосца, только высоко в горах!
Хотя и происходили в этом аэропорту крушения самолетов, но процентное соотношение падений на долю взлетов и посадок минимальное. Самое интересное, что в основном крушения происходили из-за неполадок авиатранспорта, реже из-за погодных условий.
Ежедневный аттракцион для местных, и споттинг для трекеров
Еще в конце девяностых в аэропорту ВПП была из гравия. Туристы, которые стали свидетелями строительства новой ВПП описывают это так:
"Битум завозился в бочках бортами МИ-8. Щебень до нужной фракции кололи вручную. Так же вертушками, по частям был завезён асфальтовый каток. Катком сперва уплотняли щебёночное основание полосы, потом битум грели на огне, разливали и наносили слой мелкого щебня, после чего опять лили битум и так слой за слоем. После укладки нескольких слоёв "пирог" доуплотняли всё тем же катком (какое-то время его ещё можно было видеть у края лётного поля). Требуемый профиль полотна задавался при помощи досок, выравниваемых по нивелиру. Построен был новый аэропорт всего за год.
Отдельного внимания (если не поста) заслуживает старая, грунтовая полоса, которая прослужила, если не ошибаюсь, до января 1998 года. Сливающаяся по цвету с местностью, она не так была заметна с приземляющихся бортов. Пассажиры глазели на окрестные холмы, так как самолёты заходили на посадку очень низко и мало, кто ожидал, что это и есть посадка. Касания были достаточно жёсткие, с клубами пыли и, как правило, сопровождались женскими (а то и мужскими) воплями.
Сам аэропорт представлял собой будку диспетчера (сохранилась и по ныне, используется охраной для собственных нужд), железный ангар, куда сносили багаж вылетающие и небольшой домик - здания аэровокзала (снесены при реконструкции). И никакой ограды! О прибытии очередного борта возвещала, как и сейчас сирена. По этой команде с полосы прогонялись коровы, а так же туристы каратающие за волейболом время ожидания вылета. Борт садился, грузился, улетал и всё возвращалось на круги своя..." ( с сайта
http://www.risk.ru).Из-за погодных условий, полеты в этот аэропорт производятся чаще всего рано утром, пока нет дымки. Поэтому самолеты в Луклу и из нее летят "стаями": взлетают один за другим. Самолеты прилетают в Луклу, и даже не заглушают двигатели. Освобождаются от вновь прибывших трекеров, загружаются теми, кто уже все повидал и улетают в Катманду. Погода в этом месте решает все!
Если с погодой не везет, то можно прождать свой рейс от нескольких часов до нескольких дней! Транспортный коллапс в Лукле случился совсем недавно. В октябре 2011 года из Луклы в течении недели не летали самолеты и в поселке скопилось около трех тысяч трекеров. Многие опоздали на свои следующие рейсы, кто-то уходил пешком вниз до Джири, кто-то имел в запасе время и ждал улучшения погоды. В любом случае, если вы планируете трекинг в районе Эвереста (нацпарк Сагарматха), заложите дополнительные дни на случай непогоды. Их можно потом с удовольствием потратить на шоппинг в Катманду или осмотр окрестных достопримечательностей. (мы сделали именно так и смотались в
Читван в гости к слонам).
Здание аэропорта в Лукле совсем скромное: место для сдачи багажа и его взвешивания, малюсенький зал ожидания, в котором нестерпимо воняет туалетом и открытые настежь окна не спасают. И небольшой зальчик, из которого стеклянные двери ведут сразу на посадку.
Когда мы улетали из Луклы одновременно прилетело 4 самолета (с разницей в пять минут). Посадка на все четыре заняла не более 15 минут, потом по очереди самолеты взлетели и увезли пассажиров в Катманду.
Из Катманду в Луклу летают самолеты авиакомпаний: Nepal Airlines, Tara Airlines, Sita Air, Agni Air. В Луклу летают маленькие двухмоторные самолеты Dornier 228 и De Havilland Canada DHC-6-300 Twin Otter , в которые помещается от 15 до 20 человек. Даже в таких тесных самолетах-маршрутках есть стюардессы, которые разносят леденцы и ватные тампончики. Плюс туда летают вертолеты Ми-17, но на нем лететь - дорогое удовольствие. Перелет на самолете в обе стороны у всех авиакомпаний одинаковый - около 270 долларов, а вот на вертушке из Луклы в одну сторону могут заломить по 400 долларов с человека. Учтите, что купить билеты на внутренние перелеты Непала через интернет невозможно. Только по прибытии в страну. Поэтому или имейте для этого в запасе время, или же списывайтесь заранее с агентствами в Катманду, которые забронируют для вас билеты с небольшой переплатой (около 10 долларов с билета туда и обратно).
На самом деле в Лукле не единственное место, где возможна посадка самолетов и вертолетов. Еще над Намче Базаром есть довольно большая ВПП, куда спокойно садятся вертолеты, привозящие грузы для экспедиций и местных жителей.
Но он не используется для посадки пассажирских самолетов по естественной причине: шерпы хотят зарабатывать на туристах, и им не выгодно использовать эту ВПП. Лишние 2 дня перехода из Луклы в Намче Базар прокормят многие семьи. Да и для трекеров лишняя акклиматизация только на пользу!
Отдельно расскажу об ощущениях от посадки. Это непередаваемые словами чувства, аттракцион, который стоит опробовать на своей шкуре, чтобы понять - КАК ЭТО СТРАШНО!!!
Сначала самолет летит над холмами Гималаев, вдали виднеются семи-восьмитысячники. В замызганых иллюминаторах видны террасы полей, которыми усеяны холмы, речки, текущие между ними. Если вы (как я) усядетесь непосредственно за пилотами, которые толком ничем не ограждены от пассажиров, то сможете наблюдать посадку через лобовое стекло самолета.
Самолет управляется вручную, и перед тем, как его посадить пилоты совершают ритуал. Как вы думаете, что они сделали, перед тем как нажать на рычаги? Пилоты сначала приложили руку к губам, потом к голове, потом к приборной доске. Они молились перед посадкой!
Я офигела от этого действа, но потом посмотрела в лобовое стекло самолета и мне совсем стало дурно. Перед нами, внизу огромной пропасти лежала малюсенькая ВПП, на которую с разгону предстояло сесть самолету, в котором сидела я и мои близкие люди. Конечно я знала, на что мы идем, но увиденное превзошло все ожидания.
Пилоты в непальской авиации - просто профессионалы своего дела. Ведь вариантов ухода на второй круг здесь нет - только посадка! Они плавно посадили самолет, и как только он коснулся ВПП, резко затормозили машину, так, что через пару секунд мы уже повернули к аэропорту и готовы были к высадке. В момент посадки в салоне самолета явственно запахло адреналином... Прозвучали аплодисменты, веселый хохот пассажиров и нас выпустили на волю. Эмоций от этого полета хватит на всю оставшуюся жизнь. Но я люблю летать, поэтому перелет из Катманду в Луклу стал хорошим началом для трека к Эвересту, который мы прошли в марте 2012 года.
В нашем ролике есть небольшой кусочек нашего приземления
Click to view
А вот здесь ребята лучше засняли как это происходит на самом деле
Click to view
В общем, я очень рекомендую!