Через Снег ко льдам Северного Ледовитого океана. Часть VII

May 23, 2013 12:01

Оригинал взят у olegkapkaevs в Через Снег ко льдам Северного Ледовитого океана. Часть VII


Ветер крепчает. Видимость падает. До Воркуты около 80 км.
Типичный замороженный обед, горячий чай, краткий ликбез по балкам Севера, чтение призывов на стенах (очень душевное на стене - не ломайте, мужики, не ломайте!) Пара нар. Горы мусора. Все всё бросают на землю. Пола не видно.

Но пришли мы сюда спрятаться от ветра. Приличная печь ждала еды для своей остывшей топки, но так и не дождалась - мы тронулись дальше… Надо попробовать успеть до темноты в Воркуту. Ветер перестал быть сильным, он ураганен! Видимость снижается до 3-5 метров.




Снижается - это значит, что машина с включенными габаритами пропадает за занавесом разворачивающего спектакля.
У нас места в партере. Менее, чем через 3 часа понимание бесполезности попыток двигаться дальше приобрело паническую форму. От балка мы прошли 1600 метров…
По ощущениям я уже на подъезде, минимум, к Тюмени, настолько потерянные в пространстве теряются во времени… Вселенская энтропия. Все располагается по Вселенной равномерно. Значит, где-то солнце и тепло, а мы здесь, где холодно, снежно и сложно курить.



Ветер более 100 км/час. Мороз -27.
Снег забивает глаза, ноздри, уши и т.д. Здесь метет Метла, как ласково называют метель местные жители. А новая метла по-новому метет!
Так и по сегодняшней версии она стремится выровнять недостроенный зимник. Колеи уже не видно… Метель на страже своей территории от произвола людей, от гор мусора, от слова небрежного к Природе.



Все понятно, дальше невозможно, а назад вообще никак… Вскоре растаскиваем мотоциклы и машины за обозначенную воображением линию зимника. 2-3 минуты толкания мотоциклов, a забываешь натянуть на нос балаклаву - и Метель лижет щеки, нос, вернее, уже грызет!





Садимся в машину, такого я еще не видел! У нас на бровях, усах, губах, глазах наледи, ледяными комками усложняя их функционирование. Пара минут - и обморожены нос, руки, щеки. Быстро используем водку не по классическому назначению, а растираем себе обожженные морозом части тела.





Собираемся для решения проблемы. Проверяем прогноз погоды. Все, сегодня тронуться удастся только теоретически. И можно даже не пробовать. Предполагаем готовиться к ночевке. Попытка пристроить штормовую палатку закончилась подарком палатки Северным оленям или жертвой Духу Метели.

Это уже Пурга! Пурга! Пурга…
Решаем переждать, так как выбора все равно нет. Заносы вокруг растут со всех сторон и c разной скоростью. Стоит ветру немного зацепиться за что-либо - и вот маленький сугроб! Пурга пляшет везде, направление и попытки сбить с ног, принимает сразу, и сбоку, и снизу, и сверху. Круговерть снега завораживает и если бы не обжигающие прикосновения, то можно было бы замереть и медитировать, рассматривая отдельные снежинки, то пролетающие со скоростью более 100 км/час, то вдруг ласково зависающие в воздухе.

Вваливаешься в машину, где уже живут 5 человек, и с удивлением обнаруживаешь в кармане, застегнутом на молнию, белую холодную субстанцию. Не можешь поверить, что это снег, но это именно он, мастерски проникающий в любое пространство.
Что будет с техникой?! Мотоциклы начинают потихоньку глохнуть…завести не удается даже с кикстартера… У машин плавают обороты… Воздушные фильтры забиваются снегом…  Прекращаем попытки бороться за мотоциклы, так как видимость превратилась в невидимость. Шагнув от машины на пару шагов, ты рискуешь не найти ее… Найдут ли тебя?!



Маловероятно, скорее, только когда распогодится, а на это может потребоваться несколько дней, хорошо, если не недель… Теперь и сон, и пищу, все желания нам заменило ожидание. За окном красиво воет Пурга, ее не видно, так как стекла покрыты толстым слоем льда, в машине слышно неровное дыхание мотора и угрожающие завывания ветра в тундре… Нас шестеро. Не сказать, что нам очень комфортно, но в целом это лучше, чем осмотр окрестностей снаружи.



Через несколько часов жизнь в наших туловищах продолжалась и поэтому возник вопрос посещения свежего воздуха…
После первой попытки я оценил удобство и важность малицы у ненцев, никаких молний, термобелья, снятий и задуваний. Не знаю, как остальным, но мне было совершенно не жаль, что результаты работы моего организма не предстали перед моими глазами, словно канули в тундру, не оставив даже намека на наличие… Сам процесс не понравился совершенно!



Стемнело. Нетающий снег на полу автомобиля, пар изо рта, шапки на головах, подсказывали нам, что температура внутри отличалась от наружной не в разы. Подогреватель мотора едва нагревал его до 40. За бортом -29. Ветер более 120 км/час!
Мы быстро усвоили правило - плохая память приводит к простудным заболеваниям, когда стали обнаруживать, что те, кто забыл надеть носки, шапку, рукавицы…начинают кашлять и сопливить. Расслабляться нельзя!

Давление падало и рушило надежды на прекращение пурги.



Прошло 12 часов с момента остановки. Кто-то молился, кто-то жалобно просил срочно звонить в МЧС, кто-то рассказывал истории, кто-то спал, кто-то погрузился в думы, дела были у всех, правда, не так, чтоб срочные.
Совещаемся и звоним, по спутнику, в МЧС. На той стороне провода дежурный. Его голос размерен, спокоен и конкретен.
- Те самые мотоциклисты?
- Количество?
- Больные есть? (Так и хотелось ответить - только на голову)
- Еда? Топливо?
- Прогноз - метель еще 2ое суток, потом, если надо, вышлем вездеход, еще 12 часов. Людей спасем всех, не волнуйтесь!
Он выполнял свою ежедневную работу. Спокоен и уверен в возможности спасения.
Договариваемся о контрольном звонке через сутки.



Ожидание…что может быть лучше?! По рациям общаемся с другими машинами, в эфире звучит песня Воркутинский снег. Смешно… Наверное… Где-то… Кому-то…
Утро наступило, но принесло только временное ослабление ветра, видимость улучшилась. То же утро открыло нам колонну Уралов, пришедшую вечером, за нами.
Теперь у нас целый город! В колонне есть Трикол, такой вездеход на больших колесах. Там начальник колонны. Просим об аудиенции и договариваемся о помощи.
Нам обещают нас не бросить и в крайнем случае взять на буксир. Хорошие новости!



Очень порадовала история, почему колонна в метель выдвинулась из Полярного. Сначала они решили ночевать, так как дорога заметалась, метель усиливалась, прогноз не утешал. Но начальство, на Земле, где-то там, уверенно сказало, что колонна мотоциклистов ушла и легко прошла перевал… Я-то сразу догадался, что это были не мы, мы-то застряли, но тогда кто?!) Сергей, начальник колонны, с улыбкой качает головой - ладно вы, ладно начальство, но я-то зачем поперся за вами в такую погоду?!
Но для нас это крайне удачное стечение обстоятельств.

Давление стало расти! Ура! Однако после буквально 2х часовой паузы все снова - Пурга!
Еще сутки ожидания… Выяснили, что воды нет, но есть снег, хлеба нет, но есть консервы, сублимированная еда и повторно заваренные пакетики чая.
Солярка на исходе… Но мы не одни и люди, работающие на Севере, широки своей душой. Нам наливают около 100 литров дизеля, бесплатно.
Кто то приносит воды. Нам не погибнуть! Спасибо, Парни!



На третьи сутки посветлело. Ветер стих и вдруг пролетела птица! Все, можно двигаться! Как? Кому? Оба уазика укрыты снегом не только снаружи, но и внутри, и под капотом, где вообще просто снежный ком!



Мотоциклы, в зависимости от постановки, либо занесены, либо погребены под снегом. Из-под моего выдуло снег примерно на 50 см и теперь он стоит, а вернее, висит на столбиках из снега.





Наши джиперы спокойно и без суеты начинают колдовать над Уазами. Паяльные лампы, гофра от выхлопной системы Камаза, все сойдет для обогрева.
Мы занимаемся мотоциклами. Похоже, что все реанимировать не удастся…. Печалька-Печалька )
Ждем результатов разведки.



Возвращается вездеход. Мы закрепляемся каждый за отдельной машиной. Колонна начинает бить Зимник. Заносов много, скорость передвижения около 0,5 км в час. Это, скорее, топтание на месте и упражнения с лопатой. Даже не все Уралы способны самостоятельно двигаться в глубоком снегу.

Хозяйка, так называют бортовой 3х осный Урал со всеми блокировками, с трудом бьет дорогу первым, зачастую ему приходится топтаться на месте, избегая пробуксовки.
Удивляло, что CB станции в машинах работают на каких-то своих каналах, которые нашими CB совершенно не принимаются.
И нам не просто, даже, скорее, тяжело.

Через полдня остановка. Метель опять усиливается и дороги просто не видно. Наученные предыдущим опытом, пытаемся правильно расставить машины.
Еще одна ночевка в тундре. 5е сутки в поле. 5 суток с немытой головой. 5 суток в одном термобелье. 5 суток в нестиранных носках. 5 суток, не снимая обуви…
Сколько еще?! Говорят, Амундсен не снимал свое белье 11 месяцев, так что у нас есть еще время.





Снег на полу машины, попадающий при открывании дверей, не тает...
Но поутру все чистят зубы и умывают лицо снегом! Мы, конечно, в дальнем походе, но ничто человеческое нам не чуждо…
Снег в кружку, и мы готовим Тундра Фреш!  Рецепт прост: снег, наметенный 3х суточной пургой, растапливаем на горелке в машине, заметенной по крышу, чувствуя локти друзей и их запах, 3х кратно заваренный пакетик чая, мысли о Сникерсе, разговоры об МЧС и дизеле и вот он, готов!  Пил ли я что-либо похожее и более вкусное в жизни? Наверное, только воду, которую мне дал консул в Ираке, когда нас посадили в машину российского посольства после освобождения…

Появились названия друг друга - Капитан Арктика, Мамин Сибиряк, Папин Tундровик… Прекрасно слаженная команда поддерживала сама себя превосходно. Было страшно - факт, но чувства безысходности и "все пропало! все пропало!" отсутствовало.
Шутки в эфире, раздел последнего Сникерса на 12! частей, отказ от водки, сон в обнимку - что еще может так сблизить и поддержать друзей?

Утренний призыв организма подбросил меня к двери. Но что это?! Дверь заклинило?! Скребем окна, тот же белый лист, но с другой стороны окна. По рации просим нас освободить, стало понятно, что нас замело! Далее наши соратники жестоко вымогали будущие сникерсы, алкоголь и просили добавить строчек в завещание… Приятные, добрые парни! Но все-таки откопали! Выяснилось, что пока мы вчера маневрировали, Урал немного сместился, мы попали в зону разрежения, и вот итог.
Tак в одиночном походе люди остаются в тундре навсегда…

6е сутки с чищенными зубами. Еда состоит из рыбных консервов, без хлеба, и пюре, настоянного на снегу. Каким-то чудом грызем замороженные маринованные помидоры.
Около машин следы завтраков... как искоренить дурную привычку выбрасывать все прямо, где ешь?!!!
Собираем мусор вокруг, на нас смотрят с удивлением - вот, мол, тундровое сумасшествие )





И все-таки курс изучения нравов и обычаев жителей и работников тундры методом полного погружения подходит к концу, еще 30-40 км и Воркута.

Штормовое предупреждение на следующую ночь! Но ветер стих.
Надо валить! Снег цепляет Уралы за бампера, глотает колеса… Урал, висящий на мостах, не самая простая задача для мотопутешественников, но наши волшебные лопаты и упорство творят чудеса.
Теперь пейзаж изменился, все меньше гор и все чаще мы пересекаем речки, ручьи.



По-прежнему дорогу приходится лопатить и пробивать. Но мы приближаемся к отсыпке, Дороге вдоль Трубы.

Нам попадаются брошенные автомобили, иногда новехонькие Камазы, но чаще сгоревшие, народ исполняет русскую народную песнь - Так не доставайся же ты никому!
Когда понимают, что машину не освободить из плена, а через 10-20 дней это просто бессмысленно и очень дорого. Машина вмерзает навсегда. Это Арктика.
Затемно встречаем вездеход МЧС с прицепом, все-таки не поверили, что выберемся и выслали его нам навстречу. Спасибо!
А вот и шлагбаум, выезд с зимника.
До Воркуты 15 км. По дороге. По дороге. По дороге!!!!

Через Снег ко льдам Северного Ледовитого океана. Часть I
Через Снег ко льдам Северного Ледовитого океана. Часть II
Через Снег ко льдам Северного Ледовитого океана. Часть III
Через Снег ко льдам Северного Ледовитого океана. Часть IV
Через Снег ко льдам Северного Ледовитого океана. Часть V
Через Снег ко льдам Северного Ледовитого океана. Часть VI

история, Россия, экстремальные путешествия, экспедиции

Previous post Next post
Up