Оригинал взят у
olegkapkaevs в
Через Снег ко льдам Северного Ледовитого океана. Часть VI Движение вдоль солнца.
Движение вдоль гор.
Движение поперек разумного…
Мотоциклы на Полярном Урале, -37, и живые люди на них, добровольно! Видели ли эти горы более странные вещи?
Тысячелетний снег, чувствуя на себе новые, столь нежные прикосновения наших колес, позволял нам немного больше, чем автомобилям, но много меньше, чем желали наши заадреналиненные организмы и совсем немного от того, на что были способны мотоциклы летом.
О, как несовершенен этот мир! Или наши желания.
Навстречу попадается огромный трактор (впоследствии определенный как шестерка), который тащит за собой такой же, но другой и поперек дороги! Импульс нашего недоумения был настолько силен, что водитель спарки бульдозеров остановился и заполнил наш информационный провал. Оказывается, так ровняют зимник!
Жаль только, что после такого выравнивания зимник становиться крайне непригодным для гарцевания на мотоциклах, особенно с колясками.
Бульдозер снимает верхний жесткий наст, разрыхляет снег и….надо ждать примерно пару часов для дальнейшего движения. Но мы крадемся дальше и дальше.
И примерно определяем, что до Полярного около 20 км. И вот новый поворот, что он нам несет?! Все знают песню, но никто не знает - ЧТО?!
Останавливаемся. Разведка показала, что силы неприятеля (как нам казалось на тот момент) сильно превышают наш боевой потенциал. Впереди произошел сход снега, лавина, и зимник первой формации погребен под 4х метровым слоем чистейшей воды в твердообразном состоянии.
Немного левее предпринята попытка проложить альтернативный маршрут к теплой ночевке, но глубина водной преграды, быстротекущего ручья - больше метра, колесо Камаза погружено в воду практически полностью. Более того, обнаружившийся незамерзающий поток, берега которого облизал своим жестким языком мороз, образовав ледяные силуэты застывших волн, перестал разрешать кому-либо выезжать на берег.
Неуклюжий огромный Камаз тщетно пытался прорваться на другой берег… Он гудел, светил фарами, раскачивался, буксовал, лебедился, свистел и матерился, но ручей схватывал его своими потоками и вместе с морозом заставил отступить. Буксующий Камаз сдался и сдал назад, чудом зацепившись колесами за остатки берега..
И тут появилась ОНА - Татра, тягач о 4х ведущих осях, 30 тонн веса, с блокировками, 18 передачами и…совершенно бесполезный для мотоциклов и джипов. Глубина более, чем метр, при ширине в 30 метров и морозе -44, не оставил бы нам шансов на продолжение экспедиции, мы бы попросту угробили технику, а возможно, и себя…
Держим совет. Мысли вслух. Речи о Битве уже нет. Теперь мы решаем, как нам красиво вернуться назад или форсировать реку с минимальными потерями. Улыбаемся меньше. Сильно меньше. Очень сильно меньше… Но мы поэтому и едем вместе, потому что - Команда! Совет стаи. С нами джип-клуб Кедр, предводитель Дима полон идей и энергии, но говорит - все, приехали, братва…
Неужели придется отступить?! Неужели не справимся?! Решаем озвучивать все возможные варианты и идеи.
В кузове Камаза - отпала после того, как вмерз Камаз.
На лебедке - отпала после замера глубины (по этой же причине отпала буксировка за Татрой).
На лодке - из за отсутствия лодки (та же самая участь постигла вертолет, джинна, добрых молодцев) забракована.
Строить мост - отложили из-за сомнения в наличии достаточного количества материала (но не как нереальная!)
Ждать, пока замерзнет - принята как рабочая версия на 3 дня.
Искать объезд - принята как рабочая версия на сейчас.
Дима со своими парнями, знающими Север на 2 порядка лучше нас, водит нас вдоль берега.
Стемнело.
Примерно через 2 часа находим место, где лед стоит и его толщина, чисто теоретически, достаточна, чтобы выдержать нагрузку джипа.
Единственное, что огорчает, так это только глубина сугробов - около 2х метров!
Бодрый голос Димы сообщает нам, что эти 140 метров мы сможем пробить за 6-8 часов, или 10-20…
Мы слышим главное - это Возможно! Теперь у нас есть цель. Джиперы рассказывают план действий.
Примерная технология пробивки зимника выглядит так:
1. Вы берете джип и загоняете его примерно по самое не хочу (с первого раза получилось на 4 метра).
2. С помощью лебедки и людей вытаскиваете джип на полностью спущенных колесах 34го размера обратно.
3. Повторить процедуру 3-4 раза.
4. В это время люди (т.е. мы) копают снег впереди и позади машины, глубина от полуметра до метра с хвостиком, ширина около 3х.
5. Другие люди (если они есть), но у нас людской ресурс был ограничен нами, рубят кусты, деревья и т.д.
6. Следующие человеки (опять сами в нашем случае), выстроившись в цепочку, топчут снег с ветками, попутно подсыпая снег в нужные места.
7. Опять джип елозит тудой-сюдой с помощью людской силы.
8. Пауза 1-2 часа для того, чтобы снег схватился.
9. Пробный проезд и -
Вуаля! Зимник готов! (барабанная дробь!!!!!!!!)
У нас 6 лопат, 3 топора, 34 руки. И громадное желание сделать Это! Ну и еще мороз -44, это когда пописать стоя прямо до земли практически не удается ))
Работа бодрящая и простая.
Ах, какая Луна освещала наше общение со снегом и лопатами!
Ах, какой морозец схватывал на лету наши плевки!
Ах, как мы хотели построить эту дорогу!
Примерно через 12 часов зимник был готов и мы переправились на другую сторону.
Разведчик в лице Олега доложил, что всего 13 км до заброшенного поселка Полярный, там есть Владимир, который выделит нам помещение для сна в своем домике.
Всего-то 13 км, ерунда, сейчас мы прыгнем на свои быстрые спортбайки и каааак помчимся…
Но на другом берегу нас ждало серьезное разочарование - около 10ка грузовиков ждали возможности переправы. Колея здесь одна. Возможности разъехаться нет. Пробка. Будем ночевать, вернее, утревать и ждать рассвета.
-44! Луна. Непрерывно работающие машины и мотоциклы. Пар. Снег. Ручей. Северное Сияние. Холод живет везде.
Восход солнца и начинается движение по разруливанию пробки. Несколько часов и первая машина перебирается на другую сторону. Теперь на карту зимника наносят новое название - байкеровский объезд. Мы построили настоящую, пригодную для машин, часть зимника на Полярном Урале!
Ближе к обеду, двигаясь по руслу реки, мы въезжаем в заброшенный поселок Полярный, 110 км жд полотна Чум-Лабытнанги. Здесь останавливается поезд, иногда, высаживая туристов и искателей приключений. Раз в неделю приезжает магазин-вагон, распространяя товары, не растущие в тундре, жителям ее же.
Сам поселок давит на мозг и гасит положительные эмоции от нахождения в "цивилизации"… занесенные по крышу домики…ангары …оборванные провода…мороз, но солнце…Но даже оно не скрашивает ужасающую картину бегства с обжитых мест… Хаос, пустота, использованность…
И Это - наша Родина, брат!
А вот и тот самый домик и Владимир.
После изучения обстановки, прогноза, дороги, температуры, времени, решаем ночевать здесь. Нас великодушно устраивают на чердак. Тесновато, грязновато, тускловато, НО - тепло и не на улице! После 2х суток на свежем воздухе это не просто хорошо, а даже здорово!
Проверяем мотоциклы, машины и устраиваем обед ужин посиделки. Роскошь человеческого общения!
Разговариваем с Володей, то ли сторож, то ли старожил. Несколько лет он живет здесь. Не очень было понятно, то ли сам, то ли по нужде какой забросило его в абсолютное одиночество и запустение. Говорит, что людей зимой не много, но они есть, так как Зимник живет, а сейчас вообще поставили вагончик строители Трубы. Общение есть, жаловаться не на что. Иногда, правда, рассказывает Володя, кто-то ходит здесь, по домику или рядом, но наверное, это приличные люди, прошлые обитатели поселка…
Люди в целом его беспокоят не сильно, особенно те три туриста летом, желающие увидеть дружелюбный красивый Север.
В нашем сознании после пережитых волнений и трудового порыва, в плавной беседе с уверенностью сопровождавших нас джиперов, мы осознали дружелюбие и ласку Севера. Просто он не любит неуважительного к себе отношения, надежды на авось и дилетантства. Он - не противник, он соперник и просто дает возможность проверить правильность выбранного тобою пути. Звездное небо. Полная Луна. Дым из трубы. Снег. Дружеский храп команды. Спальник. Провал….
Ранним утром обнаруживаем выдавленное масло на одном мотоцикле, закипевший аккумулятор на втором и спущенное колесо на третьем. Приводим в сознание останки техники и выдвигаемся.
Движение рваное и не быстрое. Ночью зачиналась метель и теперь дорога плотно усеяна переметами, кучками снега глубиною до метра, что конечно, не радует наши мотоциклы, которые натужно вспахивают целину Полярного Урала. Джипы тоже не очень-то бодро берут эти препятствия, но надымские парни знают свой край, технику и силы. Они бодро спускают и качают шины (для лучшей проходимости), шустро дергают нас при тотальном увязании в снегу и с терпением ожидают наше самостоятельное передвижение со скоростью, гораздо меньшей, чем себе может позволить северный олень.
Где-то здесь мы и пересекли границу Ханты-Мансийского АО и вторглись на территорию Республики Коми, совершив переход из Азии в Европу.
Впереди нас ждет перевал.
Условная граница частей света совпадает с границей регионов и проходит, в основном, по главному водоразделу хребта, разделяющему бассейны Печоры (на западе) и Оби (на востоке). Часть стока северных склонов приходится непосредственно на Байдарацкую губу Северного Ледовитого океана. Преобладающие высоты хребтов составляют около 800-1200 метров. Нам предстоит штурмовать 500 метров.
Начало положено и мы, уверенно преодолевая сильный ветер, сопровождаемый снегом, карабкаемся вверх. Каждый метр пути я помню до сих пор. При полной заснеженности направления движения чутьем определяем проходимые и опасные снега. Рельеф глаза вновь не отрабатывают. Их слепит снег и вводит в заблуждение разнокалиберная колея за джипами. Моторы издают звуки совершенно не мотоциклетные, сказывается разрежение воздуха, кислорода не хватает и нам. После каждого толкания со вкусом глотаем воздух и пьем его, невзирая на обжигающий вкус. Потеплело. -28.
Оборачиваясь назад, вижу черно-белый мультик, где нарисованные машинки, мотоциклики, люди, забавно перемещаются по белому листу горного хребта. Их движения медленны и не скоординированны, но радуют глаз, движение есть, а значит, наша цель будет достигнута.
Вот мы на перевале! Фотографируемся и думаем о спуске. Первым пошел как самый опытный экипаж нашего проводника Димы. Уаз, задорно и смешно покачиваясь из стороны в сторону, подпрыгивая на кочках, заспешил в низину. Насколько добровольна его прыть, пришлось проверять самому.
Как-то мне довелось совершить спуск по бобслейной трассе… Так вот, там при скорости в 100 км/час было не так страшно. Сейчас же Мотоцикл, превратившись в неуправляемый снаряд, скакал по колее, где-то задевая днищем коляски, где-то передним крылом, а где-то и баком! Мысли использовать тормоза не было. Лишь потом я увидел,что рычаг тормоза мною зажат аж в ручку, а нога придавила тормозную педаль да самого, до самого асфальта, вернее, снега, вернее, тундры.
Еще несколько подъемчиков и мы занимаем позицию на площадке, возле старого балка, будочки для отдыха. Балок заброшен,его состояние не очень, вернее, совсем никакое, но от ветра он защищает. Решаем обедать. Здесь потрясающее по красоте озеро, лед бирюзового цвета (так говорят), Естото, но мы его не увидели и вряд ли увидим в этой экспедиции...
Через Снег ко льдам Северного Ледовитого океана. Часть I Через Снег ко льдам Северного Ледовитого океана. Часть II Через Снег ко льдам Северного Ледовитого океана. Часть III Через Снег ко льдам Северного Ледовитого океана. Часть IV Через Снег ко льдам Северного Ледовитого океана. Часть V