Через Снег ко льдам Северного Ледовитого океана. Часть I

May 17, 2013 13:07

Оригинал взят у olegkapkaevs в Через Снег ко льдам Северного Ледовитого океана. Часть I



Кто не был - тот будет!
Кто был - не забудет!

Однажды в студеную зимнюю пору...
Был несильный мороз...
А не попробовать ли нам настоящий мороз? - задали мы себе вопрос.

Может быть, тогда еще увидим и настоящий снег?! Уж больно этот самый снег в Петербурге похож на осадки.
А где еще может быть Настоящий Снег как не на берегу Северного Ледовитого Океана?

Прошлогодняя экспедиция на Ямбург дала нам основания полагать, что Север настроен к нам более благожелательно, чем к лейтенанту Седову...100 лет назад... Тем более, что сам Седов пытался покорить Север 3 долгих года…...

Так была снаряжена 2я Заполярная Мотоэкспедиция "Только на Север!"
10 экипажей. 12 человек из 8 городов страны рискнули попробовать Север изнутри, окунуться в белое безмолвие тундры на мотоциклах.
Маршрут определился просто - зимник от Нового Уренгоя до Воркуты и далее до Сыктывкара всего один и пролегает через Надым, Салехард, Лабытнанги, Харп, Полярный (110 км), озеро Естото, Воркута, Байдарацкая губа, Сейда, Сивая маска, Инта, Печоры, Ухта, Сыктывкар.

Почему просто? Да потому, что при всем многообразии выбора в просторах Тундры, люди могут использовать лишь малую толику этого щедрого пространства.







Рельеф, позволяющий ветрам создавать многометровые по высоте и многокилометровые по протяженности снежные заносы, эти самые ветра, сбивающие смельчаков с пути, метели, заметающие следы и надежды в одночасье…реки и ручьи, не останавливающие свои бег даже в 40ка градусные морозы… Все это и определяет те немногие тропы, по котором прокладываются Зимники.

Да не просто лежит сей зимник на дороге, а проложен в снежной тундре, крадется по горам Полярного Урала, вьется по лентам северных рек и речушек, имеющих звучные названия Айваседапур, Антипаёта-Яха, Варкасылькы, Танью, Нелкаёган, Ванктывис, Ламбеёган. Все названия рек и озер на Севере переводятся и имеют свое значение. Нгарка-Пыряяха - Большая щучья река, Хальмеръяха - Река смерти, гиблая река, Нумто - озеро Небесного Бога, Сармикъяха - Волчья река и др.

Народ, населяющий сей суровый край, делит эти самые Зимники на 3и категории.
Зимник обслуживаемый- где отдельные сознательные организации, в силу своей заинтересованности или по велению Сверху, прилагают множество сил и стараний для того,чтобы проложить,а затем чистить и обслуживать Дорогу, с помощью огромных тракторов и механизмов весом в 60-90 тонн!!! (так называемые 9ки и 6ки- трактора, сильно напоминающие танки или затаившихся трансформеров). Это высшая категория Зимника, позволяющая, если нет природных катаклизмов, местами двигаться по нему со скоростью  под 100км/час (Новый Уренгой- Надым, часть пути до Салехарда от Надыма).



Зимник необслуживаемый - когда по нужде необходимой народонаселение суровых мест испытывает непреодолимое желание посетить заброшенные уголки нашей родины,совершенно не приспособленные для посещения по суше летом.
И тогда на разных, в основном, больших и красивых, 3х осных, со всеми блокировками, тягачах, люди пускаются в путь, их становиться все больше и больше…и в конце концов их следы в тундре приобретают характер дороги.
Однако такой зимник может вывести как к поселку или городку, так и к карьеру или к зимовью, но не обязательно к вашему пункту назначения. Скорость передвижения по ним приближается к 30 км/ч, в силу несовершенства конструкции наших транспортных средств (часть пути от Харпа до Полярного Урала).
Здесь вы легко можете остановиться перед полноводным ручьем или снежной отрыжкой недавно прошедшей пурги. И тогда ваша дорога начинает вести вас обратно к месту старта. Иногда ко второму типу можно отнести Колею - так называют дорогу технологического транспорта вдоль Трубы.



И третий путь - просто Зимник - часть суши, которая волею судеб попала под взгляд сумасшедшего, алчущего приключений авантюриста или сильно озадаченного какой-либо проблемой в отдаленном городке водителя любого транспорта. Будь то трактор, Урал-многоколесник, Камаз или вездеход.
Сие направление неведомо и по состоянию может отличаться от Дороги как Эйфелева башня от детской пирамидки. И она может привести вас куда угодно, совершенно не заботясь о ваших целях и маршрутах.



Что характерно, все три вида направления движения помечены каким-либо знаком, столбиками, вешками, спиленными столбами, брошенными автомобилями или крестами…(большая часть маршрута Харп-Полярный Урал-Воркута).
Все эти опознавательные знаки часто являются, по сути своей, лишь указателями, что здесь когда-либо были люди. Но они формируют вашу уверенность в правильности выбранного пути, пусть часто приводящего в дебри тундровые.



Беглый взгляд на карту, позволял самонадеянно мерить дорогу километрами и литрами топлива.....





При опросе местного населения, при возникновении пауз недоумения, переходивших нередко в ступор, картина экспедиции проявлялась в сочных тонах белого цвета.
Это даже были не тона, а яркие, насыщенные цвета Белого!

Кто-то крутил пальцем у виска, кто-то качал головой, некоторые смеялись в голос, а единицы сжимали губы, хмурили брови и емко жали руку.
Так в древности рассказывали про тридевятое царство, тридесятое государство. Но до него, как вы помните, добры молодцы добирались то на сером волке, то на коньке-горбунке, то с помощью волшебного клубочка… У нас же были лишь мотоциклы, плюс самоуверенность первопроходцев.

Достоверную информацию приходилось собирать по крупицам и только у очевидцев, нет, скорее, у проходимцев, что касались этих мест лично.
Это наша страна! И, что характерно, мы думали, а многие и сейчас думают, что сухопутные дороги есть везде и всем доступны. Ан нет! Есть места на Севере и даже города, куда на автомобиле, а уж на мотоцикле и подавно, не доехать без изрядного авантюризма, смелости и силы.
Людей, что топтали снег на Полярном Урале, немного. Часть из них тянет Трубу ( так говорят местные), часть пытается узнать себя через эти дороги, но большинство просто там живет!

Нам вызвались помочь и сопроводить до Воркуты ребята из джип-клуба города Надым, которых организовал и возглавил Дмитрий. Под его начало встали два Уазика, водители которых думали, что они подготовлены для жесткого рейда по тундре, наивные ямальские юноши. Позже были учтены погрешности конструкции.

Встреча, устроенная Анатолием (Лютым) в Н.Уренгое, походила на отвальную. А проводы в дорогу, устроенные администрацией города, вкупе с подготовкой и участием Газпром добыча Уренгой, ставили нас в тупик. Кто эти смелые парни?! Зачем мы, рисковые Ребята, встали на этот путь?! Да и что мы такое решили сделать, значимое для Страны и для этих людей, которые уделяют нам столько внимания и заботы.
Итак, напутственные слова и движения обитательниц легендарного клуба "Жара". Последние штрихи на мотоциклах. Пробы строганины и оленины. Знакомство с местными гастарбайтерами (Уфа, Ижевск, Пермь).







Попытка определить на глаз эффективность гусеничного вездехода из Оки, но с мотором от Нивы…созерцание все еще действующих бараков на фоне цветных красивых домиков Газпрома…
Десятки работающих круглосуточно, даже на стоянке, машин…. Отсутствие Интернета МТС… Посещение большой мечети…Таким запомнился Новый Уренгой…
Может быть, еще удивила обычная история девчонок, приехавших на Север за обещанными длинными тыщами и получившими, по итогу, за 2а месяца 8000 руб, но надеющихся еще выбить по паре тысяч у владельца заправок, машин и гостиниц…все как у нас, на Большой Земле, только вот там мороз за -40 и солнце путешествует по небу всего 6 месяцев в году…

Бравурные марши, теплые слова, аплодисменты и мы передвигаемся в сторону Надыма, по прекрасному обслуживаемому зимнику, красивой колонной, на скорости более 60км/ч.

история, Россия, экстремальные путешествия, экспедиции

Previous post Next post
Up