К концу своей поездки я уже помирился было с мыслью, что Боливия так и оставит меня только со своими пейзажиками. Роскошными, не спорю, но такими знаете ли вегетарианскими... Хотелось фотографического мяса, но я думал, что на Солнечном Острове взять его негде. Но я ошибался.
Это случилось со мной в первый же мой титикака-вечер...
Примерно 21 нуль-нуль. Солнечный Остров. Уставший за день, я сижу на балкончике в пустом оспедахе Кумпури, погруженный в темноту и задумчивость. Воспоминаний и впечатлений за день очень много, я делюсь с ними бутылочкой местного, сухого и красного. С каждой кружкой они обступают меня всё ближе... Нахлынивая, ага и стимулируя воображение...
Обрывки музыки, порванные вечерним ветром, прилетают ко мне на балкон. Вызывающе задорная в этой кромешной глуши, она, эта музыка, пошита из звуков духовых инструментов. Живых звуков, да... Целого оркестра. Откуда-то с пляжа.
Поспешно прячу кружку и бутылку. Кажется, мне сегодня хватит. Но через три минуты звуки возвращаются, уже с противоположной стороны...
Так. Достаю обратно и кружку, и бутылку. Допиваю...
Точно. Как же я сразу не догадался! Ко мне пришла горняшка! Это же её шажочечки, только у неё может быть такой приход... С оркестром. Немного успокоенный диагнозом, ложусь спать.
Утром, за дружеской яичницей под консервы из макрели, я аккуратно допрашиваю Марио, единственного соседа по Кумпури...
- Слушай, а вчера поздно вечером я слышал духовой оркестр где-то на берегу, весёленький такой. Это чего было? Похороны?
- Нет, что ты... Это местные парни, уже неделю репетируют.
- Репетируют что?
- Как что?! Сегодня во всех трёх деревнях острова стартует гран фиеста...
И отхлёбывая из кружки чай-из-травки-которую-как-звать-забыл:
- Только ты в нашу деревню не ходи. Лучше в Чальяпампу ходи. Тамошнее братство не так резво пьёт.
Я не доел яичницу. Марио прожил в Кумпури уже три месяца. Студент, что-то пишет о местных, явно что-то научно-титаническое... И через час я уже в Чальяпампе, с протёртыми стёклами.
Ти-ши-на... Никто не предвещает ни бури, ни стакана.
Но внимательно молчат старые контрабандисты.
Да о чём-то нервно кусает себе ногти девочка в розовой кофточке.
Но вот оно... Началось.
Дяденька, удачно вставленный в роскошный трахе. Не костюм - скафандер.
Иду по следу.
Милые лица, не достигшие 18 лет, торгующие пивом.
Просто неустановленное лицо, торгующее своим скучающим изображением. Будущий Главный Гарсон Банкета.
Бойцы давно уже расставлены на позициях. Думаете, у них просто барабаны? Нет, это бомбос!
Боеприпасы под ногой и в изобилии.
Ну-ка ребятки... Дружный залп!
Вздрогнули перья на шляпах, взметнулись широкие рукава, заколыхались бочонками костюмы. Мореньос одели шикарные улыбки и пустились в пляс по направлению ко мне.
Шажок влево - полуоборот, шажок вправо - полуоборот. Шажок чолиты и вспышка юбки-польеры... Ещё шажок - и снова дружно вспыхивают колокольчики польер.
Да, как-то так и со мной... Рот открыт. Внимание съедено.
Только у моей камеры хватает ума не оглядываться при этом на меня и продолжать работать.
Розовое, серебристое, абрикосовое, бордовое и голубое, золотистое и салатовое - всё очень ритмично задвигалось, заколыхалось в такт барабанам и тарелкам. Низкий голос тубы тонко подхватывают голосистые трампеты. Трещотки в руках каждого танцующего, вращаясь, поддерживают ритм... Короткое - шшш-ч... шш-чч..., и затем дружное протяжное - шш-ш-ш-щщщ...
Нет, это явно не похороны.
Всё ложится точно в ноты, строго и сурово. Даже литавры.
Взрослые чеканят ритм не хуже детей.
Вот он, герой предыдущего кадра. В танце тоже должна быть переменка.
Переменка и для взрослых тоже. Это индейский балет на выносливость. Каждый акт весит не менее сорока минут и облегчается перерывом минут на двадцать-тридцать.
И самое страшное во время танца - это жажда!
Но так это не с каждым. Большинство же довольно крепко сжимает себя в руках. Вместе со стаканом, ага...
В перерывах разлагаются группами...
...и поодиночке.
Что? Да, я хотел сказать "располагаются"...
Помогают правильно расположиться гостям бала вездесущие гарсоны, суровые и внимательные...
Праздничные пузырьки пива. Очень атмосферно.
Негромкий тягучий перерыв и снова взрыв танца.
А у этого пряника слева явные признаки топ-блогера. Перекрыл коллеге пол-картинки, да...
Жизнерадостно гремят польеры, зажигаются одним взмахом платеньос. Путаются мысли и слова...
А эти благородные дамы, что в партере... Лорнеты, вуали, шляпки, кружевные шали и тонкая кожа дорогих перчаток. Ухоженные пальчики подрагивают на опустевшем бокале. Тело согласно купленным билетам, но взгляд и душа - там, на сцене, где кульминация, апогей и свежая постановочная находка.
- Ах, леди, позвольте Ваш бокал...
Это сингани, виноградная боливийская водка. Изготовленная фабричным способом, она ничем не хуже граппы, ракии или чачи. В деревнях же её часто разбавляют соком.
Передо мной стоит ведро литров на двадцать. Местный виночерпий должен быть резв, неутомим, иметь точность движений и выдержку евнуха.
При этом пиво на таком празднике играет массовку и прочую роль второго плана.
Но пиво с водкой, разбавленные мордобоем, это признак какой-то другой деревенской фиесты.
Вот сидят вожди, отцы и может быть даже ефрейторы-в-отставке. Индейские лица уважаемы и неподвижны, скулы высоки, за щекой - кока.
Вот она, Главная Распорядительница Бала, в цветных мешочках-чуспа.
Вы в боливийской деревне, дорогие мои... Здесь кока вместо драки.
Подойти-поздороваться, бросить друг другу пару фраз... Неторопливо взять щепотку листьев, неторопливо взять щепотку соды. Но перед этим быстро прошептать слова молитвы и бросить в угол-в-котором-никого-нет такую же горсть.
Или мне показалось, что там, в углу, никого нет?
А знаете, что местные индейцы даже время и расстояние часто измеряют в закладках-кокадах этих живительных листиков?
- Сколько нам ещё идти, Хосе?
- Недолго. Всего ДВА ПРИХОДА, БРАТ.
А праздник продолжается...
По-моему, в этой деревне крупная перхоть ещё никого и никогда не лишала уверенности.
Пацаны.
Гордые профили в будущем. Чумазые носы сейчас.
Могучие крестьянские плечи. Кокетливая шляпка.
Где ещё можно показать насколько именно твоя шляпка самая кокетливая?
Вечер золотист и немного печален. Ряды бойцов поредели, могучие крестьянские плечи жён сейчас будут разносить ефрейторов-в-отставке по лазаретам.
Ведь борьба с жаждой, как известно, утомляет. Даже настоящего индейца.
Розовое, серебристое, абрикосовое, бордовое и голубое, золотистое и салатовое - всё ещё продолжает двигаться и колыхаться... Но голосистая трампета вольно резвится по всему нотному стану, тогда как туба прочно замёрзла на одной ноте. Трещотки-матраки в руках каждого, вращаясь, поддерживают танцующих. Короткое - шшш-ч... шш-чч..., и затем дружное протяжное - шш-ш-ш-щщщ... Проснулись - шажок влево, полуоборот...
И только литавры точно ложатся в ноты, строго и сурово.
И вы думаете, что победили этот выносливый народ, досидев этот рассказ до конца?
Настоящая фиеста не умирает в первой же атаке...
Следующее утро. Что-то подсказывает мне и бурю и стакан.
И пусть очевидны последствия вчерашней контузии...
...но после лёгкой разминки, бойцы опять готовы показать всё, на что они способны!
Оркестр снова грянул, слегка рассыпчатым залпом. Да, а что?
Кто-нибудь здесь хоть когда-нибудь пробовал выдуть хотя бы пару нот из похожей штуки? А на высоте в почти 4 километра? А после одной очаровательной попойки? То-то же...
Восхищайтесь.
И пусть предводители танца слегка не в форме... Но в руках у них матракас, в ногах - шажок влево, полуоборот...
...и всего секунда между кадрами.
И слегка жалея оставшихся, бонусом, короткая справка о том, что здесь происходило...
Вообще-то это не столько танец, сколько шествие. Карнавальное, да. Имя ему - моренада. Яндекс легко путает это слово с маринадом... Не уподобляйтесь ему, уважаемые.
Так вот, существует куча версий о его происхождении и глубине смысла.
Пара версий сходится на том, что привезли его в Боливию жизнеобильные африканские рабы-переселенцы пару столетий назад. Мол, и сами маски-мореньос (морено - смуглый) и трёщотки-матракас, напоминающие звон цепей (и вправду напоминающие!), всё это говорит об этом... Расхождения лишь в том, какие именно это были афро-боливийцы - шахтёры из серебрянных копей Потоси или виноделы из Юнгас.
Ещё одна следственная версия говорит о том, что в окрестностях Титикаки найдены наскальные портреты людей в одеждах, похожих на мореньос и с трёщотками в форме рыб.
Я бы по своей чукоцкой привычке мыслил синкретически... Моренада, впрочем как и другие латинские карнавало-танцы, это результат смешения культур. Коктейль, который хорошенько встряхнула жизнь, добавив по вкусу и горя и радости...
Эта же моренада была скорее всего лишь подготовкой к громадной многотысячной фиесте в Ла Пасе, когда через две недели братства (фратернидадос), подобные этому, соберутся на моренаду Senor del Gran Poder (Господь Всемогущий). Приезжайте в Ла Пас в конце мая - начале июня.
Или вам достаточно этого маленького чукоцкого рассказика?