Больше всего на свете мне нравится отыскивать чудеса, показывать их друзьям и, конечноe, самой ими наслаждаться. Мне нравится ощущение острого щенячьего восторга, когда хочется прыгать и тихонько повизгивать от переполняющих сердце эмоций и отсутствия слов.
Любуюсь собой и думаю, какой же я герой и молодец, что сумела разнюхать это место и привести нас всех сюда, к чуду.
Паразитизм это, чистой воды. Питаюсь я положительными эмоциями, чахну без них, делаюсь мрачной и склочной.
На третий день экспедиции мы с Котом много чего напланировали. Денек выдался ясный и бодрый, хотя и прохладный, больше похожий на мартовский, а не майский.
С утра пораньше выбралась наша дружная компания "боровичков" и "рыжиков" из абехарской гостиницы на поиски местных красот и чудес. Для начала, мы отправились в Каньон волчьей речки- Cañón de Rio Lobos.
Если, с национальной N-234, соединяющей Сорию и Бургос вы свернете влево в поселке Сан Леонардо де Ягуэ (San Leonardo de Yagüe) в направлении Усеро, то обязательно попадете в Каньон, не промахнетесь. Масса дорожных указателей не даст вам возможности сбиться с верного пути.
Вот кто из вас знает, что скрывается за этими декорациями, за мягким, сонным, равнинным пейзажем, буквально в сотне метрах от наблюдателя?
1.
2.
Даже вообразить трудно, что прямо за холмом спрятано огромное ущелье с отвесными стенами, там земля ухает, проваливается вниз на глубину до двухсот метров.
3.
Мы с вами находимся на плоскогорье кордильеры Рубион, вознесшейся над океаном более чем на полторы тысячи метров. А там, внизу, куда провалилась земля, настоящий затерянный мир, просторный, уютный и невидимый сверху. Мир каньона. Одна из самых красивых испанских пейзажных достопримечательностей.
4.
5.
6. Вадим,как горный орёл,высматривающий жертву.
7.
8.
9.
10.
Двадцатикилометровый каньон носит имя Волчьей Реки. Волками, кстати, там и не пахло. Баранами пахло, собаками, кабанами, лисами, зайцами, пахло хищными птицами. Мы даже уловили запах барсука в глубине ущелья, в ивняке возле речки, которая называется Усеро, а вовсе не Волчья.
11.колыбель речки Усеро.
12.
Кот прекрасно различает волчий запах в лесу, противный запах и его не спутаешь с "ароматом" других зверей, от него напрягается шея и мурашки щекотят спину.
Кот и меня научил распознавать запахи диких животных. Про домашних, я и сама знала. Я вам скоро покажу такое местечко, где волками просто воняло, хоть нос зажимай, место это мы нашли в конце путешествия, на шестой день.
Запах птиц в каньоне иногда перебивал собой даже ароматы цветов и первой зелени, просыпающейся после зимней спячки. Запах птицефермы, только с каким-то приторным, тошнотворным душком. Отвратительный, я вам скажу запах, даже хуже волчьего. Пахло падальщиками-стервятниками.
Стервятники в каньоне очень неплохо устроились, в сообществе с галками, заселив все мало-мальски пригодные полочки, выемки, карнизы и пещерки высоченных серо-желто-розовых стен.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Может быть, ночью волки и появляются, чтобы прихватить какую-нибудь заблудшую овцу. Вот ведь грифы каким-то манером пропитание тут находят, а им только мясо подавай, да побольше, не мелкие пташки. Встречаются экземпляры до тридцати кило живого веса с трехметровым размахом крыльев!
Пернатые дружненько торчали в гнездах, как зрители в цирке, свесив любопытные горбатые клювы, и сопровождали наше перемещение по каньону мерзким хриплым ором, верещанием и стрекотом, похожим на звук погремушек гремучих змей.
-Да, и на рев динозавров,-заметил Кот. Когда мы приближались слишком близко к скалам, некоторые особо нервные птахи срывались в полет и кружили над нами. Их неопрятные, растрепанные силуэты зависали, распластавшись в небе, и походили на огромные черные тряпки, носимые ветром. Настоящие летающие ящеры- птеродактили.
19.приближаюсь слишком близко к скалам с гнёздами,
20.ещё ближе,
Оставшиеся в гнездах особи швырялись в нас камешками и обглоданными бараньими костями, вымазанными свежей кровью.
21.в меня летят кости.
Отпугивали нас от гнезд или на нас охотились? Раньше грифов подкармливали люди, для поддержания их популяции исчезающего вида птиц. В специальных местах в горах им вываливали целые тонны "угощения" - порубленные трупы павшей скотины. В результате, стервятники чрезмерно расплодились по всей Испании. Их безответственно перестали кормить года два назад.
-Пусть,-решили кормильцы,- переходят на самообеспечение, хватит паразитировать, кризис у нас.
И теперь несчастные, голодные создания стаями рыщут повсюду в поисках падали. Мясо- их единственная пища. Участились случаи, когда грифы толпой нападают на спящих животных. И пуская жадные слюни, потеряв всяческое уважение, присматриваются к безоружным кормильцам, одиноко бродящим в горах.
И атакуют. Особенно скалолазы их интересуют, беззащитно висящие на вертикальных стенках. Легкая добыча, мягкая. Птицы пролетают близко, задевая людей крыльями, хватают лапами, пытаясь оторвать от скал, бросают сверху камни.
Грифы - птицы священные, почитаемые народом с древнейших времён. Во многих эпосах падальщики напрямую связаны с таинством смерти и с загробным миром. В воинственные исторические времена, павших героев оставляли в поле на пропитание грифам. Считалось, что эти птицы быстренько доставляют души воинов на небо, непосредственно к богу. Видимо, переносят в желудках.
Выходит, люди всегда кормили падальщиков, и эта взаимная полезность заложилась в генах у тех и других.
Теперь, из-за кризиса, кормильцы мутировали, потеряли совесть, очерствели душой и забросили свои обязанности. Птицы в долгу не остались. Глядя кризису в лицо и генетически помня вкус своих благодетелей, они смело вступили на путь эволюции из пассивно выжидающих подачки попрошаек в наглых хищников, не зря же их относят к семейству ястребиных. По Дарвину, голод- страшная движущая сила на пути к прогрессу.
В нашем каньоне обитают два вида падальщиков -чёрный гриф (Aegypius monachus) и белоголовый сип(Gyps fulvys).
Честно признаюсь, фотографии грифов у Кота не получились, объектив у него ординарный, не телевик. С близкого расстояния фотографироваться птички не пожелали. Стоило только навести на них "пушки", грифы мгновенно испарялись из под прицела, растворялись в небе, сливались со скалами, забивались в глубины нор, втягивали любопытные носы и затыкали глотки. Даже галки прекращали свое мельтешение. Будто и нету тут никого живого. Опустишь объектив, и весь птичий коллектив чудесным образом реанимируется, возобновляя возню и вопли, полеты и швыряния костьми.
Фотографии нам любезно выделила Люся, она же Людмила Прокофьева- фотограф из Москвы и наш друг.( тут её альбомы)
http://www.pressfoto.ru@lusip56/ Ниже, Люсины пташки, любуйтесь!
22. Люсины стервятники - белоголовые сипы
23.Люсины стервятники-одинокий сип
24.Люсины стервятники смотрят на нас
25.Люсины стервятники на гнезде
У нее вот "телевик" всегда под рукой, для обнаружения затаившихся Буитрес Леонадос, это - испанское имя белоголовых сипов.
Большая часть земель Сории, включая Каньон Волчьей Реки, издавна являлась собственностью ордена тамплиеров (орден монашествующих рыцарей-храмовников). В каньоне тамплиеры свили себе уютное гнездышко, судя по остаткам многочисленных рукотворных пещер, гротов и переходов, выдолбленых в высоких неприступных стенах.
26.
27.
28.Ульи храмовников. Обитаемые пчёлками по сей день.
Пещеры не пустуют, теперь гнездышки заселили грифы, присматривают за ними до возвращения настоящих хозяев. Ульи тамплиеров тоже не пустуют, за ними присматривают пчёлы, а мёд из них кто-то забирает.
Сердцем каньона является, поддерживаемое в прекрасном состоянии и наглухо запертое, святилище тамплиеров- Церковь Святого Варфоломея (Hermita San Bartolomé) XIII века, в которой они проводили(и проводят?) свои магические эзотерические обряды.
29.
30.
31.
32.
Известняковые скалы каньона испещерены и обжиты насквозь. Тысячелетиями издырявливались они людьми и прочими природными силами. Пещер- множество, некоторые с плохо сохранившимися рисунками первобытных людей.
33.
34.Фото Людмилы Прокофьевой
Эта вот пещера,такая огромная, со стенами входа гладкими, будто вылизанными, до самого потолка. Может давным-давно в ней жил здоровенный дракон и полировал её, шаркая грубой шкурой, протискиваясь в узковатый для него пещерный лаз. Мы с Люсей тщательно обыскали пещеру и разочарованные убрели по тропе в глубь каньона. Ни следов драконов, ни обещанных первобытных рисунков в пещере обнаружено не было.
Только маленькая прыткая ящерка обнаружилась из драконьего роду.
35.
В этот день мы геройски осилили третью часть каньона и вернулись к машинам, жалея, что не можем посвятить этому прекрасному огромному затерянному миру денёк-другой, неделю, год...
36.
Потому, что на остаток этого дня у нас были запланированны другие чудесные чудеса... Планы-великая вещь и гениальное изобретение человечества для борьбы со свободными полётами фантазии и затянувшимися удовольствиями.