В горном урочище Драгобрат (Карпаты) в конце января мы делали 4-дневный лавинный курс. Ниже - репортаж о нашем пребывании там и проведенном курсе, прошу к просмотру. Фоточки сочные, с погодой нам повезло, что уж там...
1.В отличие от Шерегеша, где мы месяц мариновались без снега (нормального снега там нет до сих пор)...в Драгобрат мы приехали как положено, "под снег". Всю ночь пока мы ехали на минибасе из Киева до Ясиней сыпал свежий снег. К утру легло 25-30 см товарища пухлого. Но это было приятным дополнением ко всему остальному.
2.Украинские райдеры (Андрей Мельник и Ко), пригласившие нас провести курсы лавбеза, взяли на себя все организационные моменты (трансферы из Киева и обратно, проживание, питание и др.). И не только нашей команды, но и всех участников мероприятия, такой подход мягко говоря подкупает. За что им огромное спасибо! Думаю что на следующий год продолжим сие плодотворное сотрудничество. Только не лавинный курс, но и фрирайд-программу замутим)).
Да, первый курс, 20-22 января мы секвестировали по разным причинам, зато расширили количество мест во втором, 26-29-го января. В итоге туда все и перезаписались, так что никого почти не потеряли из-за "отмены")).
3.В Драгобрате до этого мы не были ни разу... лишь слышали многочисленные рассказы из разряда камчатских "три года приезжаю, ни разу вулканов так и не увидел, непогода". Мол здесь все время туманы и солнечной антициклональной погоды почти не бывает.
Однако, из 10 дней нашего пребывания 7, а то и 8 были ясными, прямо-таки "звенящими")). Вот и верь после этого чужому опыту. Хотя умом конечно же понимаю что это то самое исключение, которое подтверждает правило. И нам просто очень-очень повезло, не более. Ориентироваться на этот опыт в дальнейшем явно не стоит. Неучет регрессии (тяготения событий к среднестатистическим), дорого обходится.
4.Надо полагать, вот это обычная погода (еще хорошая, для Драгобрата). У нас такой было пара дней, от силы. Более того, подсыпало снежка исключительно по ночам, то есть лучше сложнее даже придумать.
5.Вот так было примерно все наше пребывание... теперь вы понимаете почему мы вдруг пропали из сети и не выказывали признаков жизни? )). Обратите внимание на количество снега на ветках этих чудесных елочек.
6.Множество техники, а порой и строений стояли просто-таки заваленными... ощущение было такое что мы не на Украине, а где-то в Алте, черт подери. Прекрасные ощущения, надо отметить!
7.При этом постоянно встречавшиеся нам друзья, товарищи и просто люди знающие нас по фотографиями и репортажам напоминали нам все-таки, что мы в почти родных пенатах)). И в очень хорошем смысле. Несколько встреч и знакомств были прямо-таки в плюс Драгобрату. Володя Литвиненко (на фото) приезжавший к нам в альпшколу пару лет назад, ребятки-альпинисты из киевской Вертикали (давно хотел познакомится), представители украинской беккантри-team... всех даже не вспомнить. И это всего за каких-то 1,5 недели.
8.Первые деньки, мы естественно разведывали район, изучали его возможности как в рамках трасс, так и вне них. Заодно раскатывали снех.
Правда по началу я не планировал кататься. Реабилитация связки и мениска подразумевала еще как минимум 2 недели без нагрузок..., но увидев ЭТОТ снег, я не смог удержаться. Одел джедайский ортез, не дающий сгибаться колену и начал потихоньку вкатываться тоже.
9."Ты заграждение или веревку справа видел?
- Нет
- Вот и я тоже)).
10.Если трассы в Драгобрате интересны имхо лишь начинающим и сильно изголодавшимся по снегу после летней-осенней ломки, то вот соседствующие рядом с ними лески и просто равномерно расставленные елочки очень соблазнительны... И, что удивительно, там почти никто не катается. Как так? Фиг знает... Первый день, после того самого снегопада, мы раскатывали все это великолепие еще лишь с тройкой лыжников-фрирайдеров из Киева, никто больше не присоединился))
11.Один из лавинных очагов находится прямо на склоне горы Стог, куда ведет самая высокогорная кресельная дорога в Украине. Причем ниже него проходит трасса, которую ратрачат. Очаг совершенно явный... другой вопрос стреляет ли? Наверное не успевает, так как раскатывают доску не дав ей сформироваться)). Но вопрос интересный. По сути аналог лавинного очага №43, который есть у нас в Кировске на 25-м километре, прямо на территории горнолыжного комплекса. Только у нас его хоть вешками огораживают и не просят туда соваться, поскольку там бывают лавины а здесь езжай не хочу.
12.Но местные уклоны в верхней зоне конечно не способствуют лавинной активности, это надо признать. И в подавляющем большинстве мест на трассах и рядом можно кататься безбоязненно. Не бездумно, а именно что безбоязненно. Объем и дальность выброса местных лавинных очагов небольшие. Хотя вопрос много ли человеку надо, философский)).
На фото - вкуснейший распадок между двух местных секторов подъемников. Очень богатый рельеф, множество снежных надувов, естественные пайпы, разреженный лес и выкат прямо к одному из местных бугелей. Твердая 5-ка месту. Здесь полдня-день смело можно выкатывать, если снег есть.
13.Местные ратратчики в хорошую погоду подрабатывают доставляя народ на окрестные "вершины" в радиусе 1-2 км. Но нам интересней и полезней ножками, через себя рельеф и место пропустить.
14.
15.По верху хребта на всех мало-мальских жандармах и возвышениях стоят добротные указатели европейского типа. Очень удобно и практично, особенно учитывая что здесь частные туманы по верхам и народ плутает изрядно.
16.А вот и наша группа, почти в полном составе. Ребятки пусть и не с шибко большим опытом катания, но зато мотивации на обучение и желания учиться хоть отбавляй. Этим и компенсировали)).
Вообще состав отменный получился. Каждый человечек - яркий и запоминающийся, со своим "изюмом".
17.Два дня из 4-х - лекции, семинары, шурфовки по теме лавин и конечно же собственно сами лавинные занятия. Куда без этого. Все проводили либо в отельчике где мы жили, или в непосредственной близости от него, благо что жили прямо у склонов.
18.Алгоритм поиска пострадавшего в лавине уже на втором занятии отскакивал от зубов)). И в положенные 5-8 минут на поиск и откапывание 2-х пострадавших каждая двойка уложилась (глубина закапывания рюкзаков с биперами - 80-90 см, площадка поиска 100-100 м). Без этого мы с народом на беккантри и фрирайд не выходим почти никогда.
19.На 3-й день, едем вверх на креселке... у нас по плану полноценный беккантри-выход. Нам же навстречу спускаются вот такие вот кадры... видимо сотрудники канатки)), или просто неудачники.
20.По ходу наших выходов каждые 20-30 минут делаю небольшую остановку на 5-7 минут чтобы рассказать что-то по конкретному рельефу, тактике, лавинам и т.п. Заодно народ отдыхает и фотографирует. Этот формат уже давно у нас устаканился и принимается на ура.
Вот и тут, начинаем прямо с верхней станции канатки, - отличная возможность посмотреть на гололедно-изморозевые явления и узнать разницу между гололедом и гололедицей)), и не только.
21.
22.Редкие люди на вершине Стога смотрят с удивлением то на таблички, то на нас)). Для них явно откровение что отсюда можно еще куда-то уйти, мол здесь и так край мира, куда уж дальше...
23.А дальше просто космос...
24.
25.
26.Перед спуском на "обратную" сторону горы проводим брифинг, проговариваем тактику спуска, точки возможных остановок безопасности и др.
27.Заодно еще раз лавинные про лавинные прочесы спитч, не повредит. Все-таки косвенные лавинные признаки нужно знать как отче наш.
28.Ну а дальше первый спуск. Очень интересный и по-настоящему учебный. Снег совершенно разный в верхней, средней и нижней частях склонов, только успевай подстраиваться.
29.При этом, наличие деревьев в данном случае лишь маскирует лавинную опасность, которая несомненно есть. Сходит не то что на таких склонах, в лесной чащобе сходит! В Карпатах это особенно актуально, где большОй процент лавин сходит вообще на узких и крутых слонах ручьев и рек, в лесной зоне.
30.
31.Народ в приподнятом настроении, радуется солнцу, снегу и вообще всему.
32.Но рассказы о лавинах, совсем недавних, с трупами, несколько охлаждают. Этот подход у нас сознательный. Постоянно опускать в зону реальности, чтобы участники понимали, что речь не идет о влиянии на лавинную ситуацию, а скорее лишь о выборе меры риска на себя. Этим-то мы как раз управлять можем.
33.Легкий отдых, обсуждение спуска, некоторых нюансов и погнали дальше.
34.Тут же по дороге говорим о преобладающих западных ветрах и растительных маркерах (флаговая форма растительности, заиневание и т.д.).
35.Но это все разминка, перед более серьезным подъемом, по гребню на вершину Близница. Вот тут ребятки почти все как один вспомнили про то когда они крайний раз нагружали свое тело по-настоящему)). Отличный повод задуматься о регулярных нагрузках (вечером - соответствующий семинар про основные составляющие фрирайда и катания вне трасс).
36.Далеко не всем подъем дался легко. Хотя по нашим хибинским меркам это не то что восхождение, это скорее подход к нему. Я уже не говорю про Кавказ или Камчатку, там перепады еще больше. С этой точки зрения Карпаты конечно карманные горы (боюсь обидеть апологетов этой горной системы в рамках Украины), но, увы, это действительно так. Перепады в основном метров по 400-600 и склоны при этом не крутые, мягко говоря. Найти интересные спуски можно, безусловно, но все это доступно лишь в формате ски-тура или при наличии снегоступов, поскольку уезжаешь в дикие е...ня.
37.
38.Пологий неявный гребень, рассказываю ребятам про то что неделю назад с подобного же места мы с Аленкой "свинчивали" и довольно быстро, так как под нами проседали значимые части склона и ждать развития событий не хотелось)). Глаза у ребят округлились. Еще бы.. устоявшееся представление у многих - что лавины сходят лишь на склонах крутизной 30-45 %, но это далеко не так, мягко говоря. Лавины могут сходить и на 15% и даже меньше. Гидронапорные так и вообще почти без уклона.
39.Было приятно смотреть на ребят, как они буквально впитывают все налету и начинают на полном серьезе "въезжать" в тему беккантри и фрирайда. Понятное дело, что до активного самостоятельного катания еще ой как далеко, но фундамент явно уже есть.
40.
41.
42.И даже могучий мужчина Володя, наш герой во всех смыслах, признал "Было тяжело, но очень интересно и полезно и хотя я скорее больше по снегоходно-вертолетному катанию, но вам спасибо огромное!")).
Ну а в завершающий, 4-й день, - подготовка к экзамену и собственно сам 3-часовой экзамен. После которого час на сборы, час на поесть и в путь)). Уже на следующий лавинный курс, на этот раз в Хибинах.
Исходник:
http://manull.livejournal.com/252076.html