Действие происходило в апреле 2006 года.
Словосочетание «Магнитка» было знакомым с детства - по рассказам писателя Алексеева - про стахановцев-строителей комбината, из рассказов по истории Отечества, программы 4 класса, а потом - и из романа «Дети Арбата» - дядя Саши Панкратова был первым директором Магнитогорского металлургического комбината, «красы и гордости пятилетки» - крупнейшего завода мира отрасли и по сей день. Поэтому когда коллеги стали ездить на проекты на Магнитку, я им даже немного завидовала - так интересно побывать в таком легендарном месте, а когда пришла и моя очередь лететь туда на 2 недели, даже растерялась - вот уже полтора года я не ездила в командировки больше 3 дней, и несколько обленилась:) Но по укоренившейся привычке молниеносно собрала сумку и отбыла в аэропорт.
В Магнитогорск летают самолеты из «Домодедово» и «Внуково», первые - в 11 часов вечера, вторые - в 7 вечера, мы попали на вылет из Внуково. Кстати, за все время наших поездок - и в командировки, и с познавательными целями - я ни разу не вылетала из этого аэропорта, поэтому увидеть его было вдвойне интересно. Тут, как и в «Домодедово», строят то ли еще один терминал, то ли многоуровневую автостоянку, в общем, стройка идет полным ходом. По уровню обустройства «Внуково» где-то между «Шереметьево» (обоими) и «Домодедово» - то есть не так хорошо, как «Домодедово», но уже и не так погано, как в «Шереметьево» (ну, про мою «любовь» к этим аэропортам я уже неоднократно писала): зал вылетов довольно просторный, но мест для сидения и стоек регистрации маловато, зона досмотра тоже не очень просторная, но работают оперативно. Здесь тоже нужно снимать одежду, обувь, часы, и в чуньках топать через рамку. Транспортировку наших бедных тушек осуществляла компания «UTair». Давненько я не летала маленькими самолетами - еще со времени полетов по маршруту Москва-Салехард, когда на Як-40, а то и на Ан-24 приходилось лететь с одной посадкой по 7 часов! Это если давали посадку в аэропорту прибытия, а бывали случаи, когда еще час мы наматывали над городом…Тут, правда, была «тушка», но все равно болтало самолет изрядно, и на посадке даже немного мутило. Время полета - 2 часа. Кормили сносно: сок, выпивка, корыто с горячей едой, нарезка, овощи. От глотка мерзкого (как потом оказалось - грузинского) вина сразу заболел желудок, и насладиться всем этим великолепием мне не удалось.
У выхода с поля толпились таксисты, которые быстро рассеялись, когда прилетевшие закончились; доехать до города стоит 250-300 рублей, время езды до отеля - 20 минут.
Кстати, несколько забегая вперед - обратно мы летели «Сибирью», на хорошем «Боинге», взлет - посадка отличные, питание - выше всяких похвал. А главное - они прилетают в «Домодедово»!
Гостиница «Урал»
Гостиница «Урал» - возле городского цирка и мечети (в городе есть еще одна гостиница с похожим названием - «Урал-отель», поэтому все переспрашивают, какая именно гостиница, и тогда нужно так и говорить - у Цирка). Номер небольшой, но все нужное есть: телевизор, двухместная кровать, письменный стол, мини-бар, нормальная сантехника (душевая кабина). В коридоре на полу плитка, в комнате - ковролин. По утрам приносят завтрак (включен в проживание): чай с сахаром, булочку, сыр, йогурт, пирожное. Стоимость номера - 1100 руб. Персонал очень приветливый, и охотно вам поможет, если что.
Минусы номера (но это я уже придираюсь, потому что гостиница неплохая):
- слишком прозрачные занавески, отчего фонарь на улице по ночам светит прямо в лицо, и чувствуешь себя как рыбка в аквариуме;
- нет шкафа, а одной вешалки с двумя крючками и парой плечиков в коридоре на стене маловато;
- настольная лампа-ночник есть, но включить его некуда - возле кровати нет розетки, поэтому чтобы выключить верхний свет, приходится вставать и топать в коридор;
- замки на дверях хлипковаты.
Хорошо, что хоть пульт не прячут у горничной, чтобы выдавать его под запись - такое частенько бывает Постельное белье меняют раз в 3 дня, полотенца (3 штуки) хоть каждый день, но нужно пинать Выдают также мыло, шампунь, гель для душа.
Первые впечатления о городе
Первое впечатление от города - он как будто весь покрыт заводской пылью, и жизнь происходит, по сути, у заводских стен. А длина стены - только у ММК - около 40 км! Помню, когда мы самый первый раз приехали в командировку в Тулу, один из встречающих сказал нам, обалдевших от обилия промышленности, пока мы ехали на завод, пересекая весь город, - «да, у нас так - одна заводская стена заканчивается, другая - начинается». Так и тут - первое, что я увидела в Магнитогорске, были сначала туман, тянущийся с реки, и несколько холмов, как будто погрызенных огромных чудовищем (имя ему - технический прогресс и потребность в металле). Нет, вру - сначала мы увидели прямо посреди моста надпись «Европа», зачеркнутую, и надпись «Азия» - так мы каждый день пересекали границу между частями света.
Цирк возле гостиницы действительно присутствует - через дорогу. А с другой стороны от гостиницы - недостроенная Мечеть, приземистое основное здание кирпичного цвета с симпатичным округлым темным куполом, а рядом - единственный, но стройный, словно тополь, минарет. Там еще что-то достраивается, кругом строительный мусор, рядом рынок продуктов и автозапчастей, но увидеть ее было очень неожиданно, а посмотреть приятно.
Завод
На завод нас возили служебной машиной, которая въезжала на территорию завода сразу за рекой и ехала по заводу минут 20, и то - мы пересекали лишь малую и незначительную часть заводской земли! На месте бухгалтера, который ведет здесь учет основных средств, я бы застрелилась сразу - такие объемы площадей и техники только инвентаризировать умаешься….Кое-где висят смешные лозунги, вроде «Без сифона кислоту не переливай», «Без инструктажа не работай», имеется доска почета, у центрального входа - огромный памятник Ленину. Главное здание завода футуристического дизайна, так сейчас в Москве отделывают офисные и торговые центры, зато вокруг - здания лаборатории, отдела кадров, и прочие, радующие глаз архитектурой, скажем, 30-50-х гг. Они как бы из той, советской, жизни, и кажется, что вот-вот подадут гудок, и нужно будет идти на завод…
Пара забавных фактов об условиях работы на Магнитке:
- работников ММК заставляют кататься на лыжах в Абзаково,
- учить английский язык (квитанции об оплате курсов проверяют),
- некурящие сотрудники ММК получают премии, а курящие - нет.
Прогулки в выходные
В субботу мы решили прогуляться в сторону центра и в поисках ресторана для обеда гуляли довольно долго: почему-то рестораны, работающие с 12 часов, в 14 ч один за одним оказывались закрытыми, а в тех, что были открыты, было так накурено, что находиться там было невозможно, или сидели быковатого вида пацаны, угощавшие «диффченок» пивом. Наконец, одна из коллег предложила ехать на проспект Металлургов, где еще в заводоуправлении нам рекомендовали несколько заведений. Вообще, именно на пр. Металлургов, в величественных домах сталинской постройки, расположена основная масса приличных городских ресторанов, и прогуляться после обеда можно - проспект, собственно, бульвар, где, когда будет потеплее, наверное, распустятся травка-цветочки (сейчас там пожухлая трава и ветки валяются). Есть даже пешеходная зона «Малый Арбат», где бочок к бочку стоят ларьки с продуктами.
«На том» берегу реки - панорама завода, футуристический дизайн: трубы, разноцветные дымы, оранжевое небо.. Водитель такси скептически улыбается: «Это еще что, вот когда мартеновские печи работали, вот тогда были оранжевые дымы, а это - ерунда. Бывало, выйдешь на улицу, а на машине сантиметр пыли - завод печи продувал с утра…»
В одном из киосков Роспечати мы купили карту города (27 руб.). Оказывается, структура города довольно проста: в центре - Заводской пруд, делящий город примерно пополам, как река, с правой стороны - Магнитка, то есть завод, с левой - город, при этом территория завода чуть ли не больше, чем города. Городские улицы прямые, словно проведенные по линейке, и пересекаются под прямым углом - яркий пример того, что город застраивался по специальному плану и рос подконтрольно.
Пока гуляли по пр. Ленина и вокруг, видели издалека городской театр в красивом зеленом здании, повосторгались Горным университетом и как полощутся флаги на ветру перед ним.
Коллеги стали стенать, что долго ходим, а мне это было в радость - проводя отпуска с моим мужем, еще не такие расстояния привыкнешь намахивать каждый день:)
Хозяйство Медной горы, часть 2 Урал, Западная, Восточная Сибирь и Дальний Восток
Моя Якутия Командировка в Хабаровск Наброски поездок на 2-3-4 дня Широка страна моя родная! (рассказы и фото из поездок по России)