Гобустан: доисторические рисунки на морском дне

Oct 07, 2011 11:20



Я давно обещал рассказать о петроглифах Гобустана, которые я осмотрел во время весенней азербайджанской поездки. И вот рассказываю. Забавно, но почему-то именно та поездка, от начала до конца складывавшаяся нелепо и наперекосяк, сейчас чаще всего вспоминается мне с тёплой ностальгией. Итак, отправляемся на морское дно и смотрим на солнечную ладью, влюблённого быка, человека дождя, удирающего от собаки кабана и множество других петроглифов.

Надо сказать, что я к теме петроглифов и вообще древности всегда был достаточно равнодушен. Вот подумайте, что для вас значит выражение "рисунки эпохи раннего мезолита"? Или, например, "20 000 лет назад"? Это такие цифры, которые выходят за рамки представления. Пятьдесят лет назад - это понятно, это дедушка с бабушкой были молодыми, и фотографии можно посмотреть. Сто лет - тоже понятно. Двести лет - тоже худо-бедно можно представить, ну пятьсот ещё куда ни шло. Но 20000 лет! Что это? Абсолютная абстракция, чисто условное понятие, несоразмерное ни масштабам человеческой жизни, ни масштабам человеческого представления о времени.

То есть для меня, как человека, не увлечённого историей древнейших времён, все эти неолиты, мезолиты, палеозои и прочие силуры легко укладываются в простое понятие "очень давно". Тем не менее, для расширения кругозора хотя бы разок припасть к древностям было бы интересно, и в этом отношении Гобустан выглядел самым привлекательным вариантом - одна из основных достопримечательностей Азербайджана, легкодоступен, да и вообще в ряду подобных памятников занимает далеко не самое последнее место.

Как и большинство туристов, я объединил осмотр петроглифов с посещением грязевых вулканов, расположенных поблизости. Сначала - грязевые вулканы, о которых я писал здесь, потом мы поехали к петроглифам.



Дорога приводит на небольшую площадку. Здесь стоит непримечательное здание, в котором трудно заподозрить музей, да и окружающий ландшафт выглядит совершенно заурядным. Подсказка, как в любой сказочной истории, изложена на огромном камне. Я в связи с этим представил такую историю.

Скачет на своём могучем коне великий богатырь, немного самоуверенный (еду-еду не свищу, а наеду - не спущу…) и, конечно, слегка мнительный и суеверный, поскольку за неимением технических средств навигации ориентироваться приходится по знакам. И вот перед ним перепутье и огромный камень, над которым кружится вороньё (в данном случае за кадром). А на камне том надпись: «Узериндэ шэкир чухул дэлмэ язы вэ дамга олан дашлар гэдим…», ещё что-то там и подпись: «Элмлэр Академиясы». И истолковывай как хочешь… Не только же по Руси православной подвиги совершать приходилось. Наоборот даже, часто надо было выезжать за рубеж.

Ну, я витязь уже многоопытный, да и Соловей-разбойник мой подсказал, куда идти, так что пошёл я, оставив его греться в «Жигулях» и роняя по пути налипшую на грязевых вулканах слякоть, в бусурманскую светлицу. А там…



Там касса, экскурсовод и маленький музей со стандартным набором простейших предметов древнего быта и довольно качественными диорамами. В данном случае можно убедиться, что женщины в древности были хорошо сложены, но по сравнению с нашими современницами им слегка не доставало шарма.

Музей, на самом деле, посетить стоит, особенно если вы берёте экскурсовода. Экскурсовод хороший, и, хотя ничего нового вы не увидите, рассказ придаёт этим заурядным на первый взгляд осколкам и обломкам большую жизненность. Он с такой любовью говорит, что в этой миске люди несколько тысяч лет назад готовили суп, что возникает ощущение, что он рассказывает о своей бабушке, и миска из бессмысленного куска глины превращается в предмет, хранящий тепло человеческих рук.

В сущности, это так и есть на самом деле, но чем дальше от нас отстоит эпоха использования того или иного артефакта, тем труднее это почувствовать. Здесь это проще. И, самое важное, это установление эфемерной связи с древнейшей эпохи очень способствует правильному восприятию петроглифов, к которым мы и отправляемся, быстро осмотрев музейную экспозицию.

Смотреть петроглифы без экскурсовода вообще бессмысленно. Если в обычном музее вы без специалиста не сможете что-то оценить должным образом, то здесь вы в подавляющем большинстве случаев попросту ничего не поймёте, а то и вообще не увидите.



Это первая композиция на экскурсионном маршруте, один из примерно шести тысяч наскальных рисунков Гобустана. Экскурсовод говорит, что древние люди изобразили азербайджанский народный танец «Яллы». Я легко соглашаюсь, что так оно и есть.



Это по виду какая-то морская тварь. То есть науке-то известно, что здесь изображено, но я забыл. Кстати, раньше петроглифы подкрашивали; говорят, зубным порошком, чтобы легче было разглядеть, где петроглиф, а где просто естественная неровность поверхности скалы. Сейчас, вроде бы, подкрашивать перестали.



Ничего не напоминает? Сразу вспоминаются морские рифы. И действительно, экскурсовод говорит, что сейчас мы находимся на приличном возвышении (это будет хорошо видно на последующих фотографиях), а раньше здесь плескались воды Каспийского моря, в этих скалах жили мелкие рачки и моллюски. Но это было очень давно.



Весна. Пусть февраль, пусть ветер и холод, но весна на пороге.



Здесь сначала бросается в глаза непонятный узор. Но потом справа можно различить человеческую фигуру, а внизу сцену охоты - олень с развесистыми рогами и человек перед ним.



Мы подходим к скрытому в тени скалы склону. Он испещрён рисунками сильнее, чем школьная парта, ничего не разобрать. Но эмоциональный экскурсовод начинает размахивать указкой как дирижёрской палочкой, указывая на отдельные рисунки и истолковывая сюжеты так легко, словно читает книгу.

И действительно, если внимательно присмотреться, то сначала можно разглядеть много человеческих фигур разных размеров и в разных позах. Прямо сверху (внизу тёмного «языка») хорошо виден глядящий влево козёл с длинными рогами. Слева внизу уже с некоторым трудом можно разглядеть быка с круто изогнутыми рогами (внизу серой полосы, ведущей из левой верней части вниз через всю стену; бык тоже ориентирован влево). Другой огромный бык занимает всю центральную нижнюю часть стены и смотрит вправо.

Но это всё отдельные рисунки, а там действительно целые сценки, состоящие из нескольких взаимосвязанных изображений.



Вот отдельный козёл с бодро задранным хвостиком. Рисунку не откажешь в лаконичном изяществе.

Кстати, вы уж извините меня за простоту слога: исследователи пишут, что "древние люди изображали на скалах современную им фауну во всём её богатстве... козы, джейраны, газели, антилопы..." Для меня же по невежеству где рога, там козёл. Отличить джейрана от газели, не говоря уже про пол животного, я не смогу даже на фотографии, не говоря уже о наскальной живописи. Так что смотрите козлов.



«Привет, турист!» - говорит вам древний человек. «31» - это каталожный номер музейного экспоната, каковым, видимо, является вся скала. Экспонаты здесь масштабные, и все они пронумерованы.



Ещё один - козёл. Здесь уже художник постарался быть более точным в линиях тела. Кстати, уже вернувшись в Москву, с удивлением прочитал, что здесь изобразительное искусство развивалось в сторону упрощения. Если самые древние рисунки отражают стремление как можно более точно изобразить объект, то в более поздних художники использовали простые линии, да и сами поздние петроглифы размером меньше, чем древнейшие.



Это уже виденный нами козёл, но в приближении.



И ещё один. Действительно, значительная часть изображений посвящена домашней скотине. Основные сюжеты - домашний скот, охота, ритуальные танцы, сцены быта.



Это очень любопытные рисунки, позволяющие выстраивать теории истолкования символов. В верхнем рисунке даже несведущий человек может узнать челн с людьми. Предполагается, что на носу челна изображено солнце. Здесь есть разные версии. Одни исследователи проводят параллели с изображением солнца на носу кораблей викингов и древних египтян. Другие предполагают, что здесь мы имеем дело с религиозно-культовым образом солнечной лодки, переносящей души умерших в загробный мир.

Параллельные зигзагообразные линии над человеком слева, по мнению учёных, изображают дождь.



Это целая пещера, подарившая археологам множество интересных находок. С первого взгляда не видно, что вся стена плотно испещрена рисунками, которых здесь десятки, если не сотни.

Обратите внимание, часть стены светлая, часть тёмная. Та, которая светлая, веками скрывалась под слоем земли. Потом исследователи, производящие раскопки, землю удалили и нашли ещё много рисунков. А в противоположном углу пещеры обнаружили очаг, что также позволило получить ценную информацию о быте предков.



Вид из пещеры.



Это не просто камень, это чудодейственный камень. Считается, что если пролезть в дырочку, то исполнятся все желания, так что перед поездкой в Гобустан имеет смысл не переедать. Но, как я понял, главная специализация этого инструмента магии - это содействие зачатию ребёнка, для чего сюда специально приезжают бакинские дамы.



Бык, над быком - какое-то мелкое животное. Собака?



А это уже совсем другая тема. Здесь изображён челн с людьми, идущий по морю.

В рассказе про албанскую церковь в селе Киш я писал, что древней историей этих мест очень интересовался Тур Хейердал, впервые посетивший петроглифа Гобустана ещё в 1981 году. Он якобы отметил сходство челнов, изображённых на рисунках в Гобустане, с реконструированными им судами «Ра» и «Тигрис». Отметив, что в Гобустане находятся самые древние из известных изображений морских судов, он сказал, что, возможно, местные жители были первыми мореходами (азербайджанцы обычно говорят: «он сказал, что азербайджанцы были первыми мореходами»).



На этой фотографии тема челна получает драматическое развитие: здесь в левой верхней части изображена гибель челна, древнее кораблекрушение.



«А вот здесь, - с заговорщическим видом сказал экскурсовод, - я всегда спрашиваю, что это такое?» Он был так доволен своей загадкой, что ни в коем случае не хотелось ударить в грязь лицом. Я напряг всю свою эрудицию: «Очаг? Слишком просто. Спальное место? Тоже. Ясли? Древний холодильник?» Вы, кстати, тоже подумайте, помучайтесь, как я мучился. «Алтарь? Тюрьма? Жилище?»

«Это и-сэ-сэ-сэр! - провозгласил экскурсовод, воздев палец, и очень довольный собой. - Похоже на исэсэсэр?» Вон оно что! Я присмотрелся. Ну да, вполне себе СССР.



Вид на окружающий ландшафт. Как вы видите, море отступило очень далеко, а раньше, как я понимаю, оно было примерно на уровне столовой горы, которая видна впереди.






А это непосредственно предмет древнего быта, а не художественное произведение. Здесь привязывали скот.






Это целая сценка, половину которой я по неразумению оставил за кадром. Здесь изображён кабан, а слева, за кадром, преследующая его собака. Кстати, про этот петроглиф я читал, что он как раз относится к числу древнейших.



"Это бык, - сказал экскурсовод. - Смотрите, какая у него мощная шея. А это корова. Они смотрят друг на друга", - добавл он, подводя меня к сути сюжета. И, медовым голосом: "У них любовь!"



Это приятный сосед - закрытая зона для особо опасных преступников. Здесь же содержатся осуждённые к пожизненному заключению. Раньше эта зона располагалась в Шуши, в Нагорном Карабахе, но после её захвата армянами зону перевели сюда. Здесь только сидят, работа не предусмотрена.

Утончённые господа из ЮНЕСКО, уже включившие Гобустан в перечень мирового культурного наследия, очень переживают из-за такого соседства (собственно, зона располагается на территории заповедника) и требуют переноса зоны. Президент Азербайджана Алиев обещал завершить перенос до 2012 года. Так что те, кто поедет сюда в 2013, её уже не увидят, да и те, кто поедет раньше, тоже не увидят - она далеко внизу, это просто зум сильный.



Характерный для Азербайджана индустриальный пейзаж на горизонте - город, нефтяные вышки, танкеры.



А это древний сборник для воды, инвентарный номер 66. Специально выдолблена ямка и к ней ещё продолблены канальчики, чтобы дождевая вода скапливалась здесь.



Эту местность экскурсовод охарактеризовал как древнюю кухню. Сначала в выдолбленную ямку клали топливо и прокаливали камень, а потом клали мясо или другую пищу и закрывали сверху камнем, и пища тушилась.



Всё, экскурсия закончена. Так заповедник выглядит снизу, от музея.



Время летит незаметно, среди рисунков, созданных очень давно, я пробродил полтора часа и страшно замёрз. Судя по синеватому носу экскурсовода, ему тоже пришлось нелегко - на открытом месте ветер сильнейший. У выхода меня ждёт уютная лавочка - мечта клаустрофоба. Но всего в пятидесяти метрах отсюда стоит ещё более уютная жёлтая "копейка", в ней работает печка, там греется мой Соловей-разбойник. Пойду к нему.

Как добраться
Я об этом уже писал в рассказе о вулканах, здесь повторюсь.

Из центра Баку идёт автобус № 20, он проходит мимо станции метро "Sahil" и мимо площади Azneft - это самые удобные точки посадки. На нём надо доехать до остановки автобуса № 195, для чего сразу надо сказать водителю, что вам нужно в Гобустан; водитель скажет, когда выходить. Проезд стоит 20 гапик. Пересев на № 195, вы платите 80 гапик, предупреждаете, что вам нужно в Гобустан и расслабляетесь минут на 40-50.

Когда вы выйдете из автобуса (прямо на шоссе), к вам подбежит неопрятный человек и скажет "задераувствуйте" - это ваш друг-таксист. Таксист скажет, что поездка "вулканы - петроглифы - римская надпись" стоит 25 манат, вы скажете, что больше 15 не заплатите, он согласится на 20, и можно ехать. Насколько я понимаю, таксисты там стоят практически в любую погоду и в любое время - сужу по своему опыту.

Ещё, кстати, мимо этого места проезжают автобусы, идущие в направлении Ленкорани, Гянджи и обратно. Это позволяет без труда заехать в Гобустан по пути в какое-то другое место. Главное вовремя предупредить водителя автобуса.

Другие мои рассказы об Азербайджане
Ханский дворец в Шеки
Албанская церковь в селе Киш
Грязевые вулканы Гобустана
Баку: что к чему и почему
Старые фотографии Баку

Полезные ссылки
Гобустан на GoogleMap
Гобустан в Википедии.
Статья про петроглифы Гобустана.
И ещё одна статья про петроглифы Гобустана.

фото, Азербайджан

Previous post Next post
Up