Село Сезенево. Часть 2.

Jul 20, 2011 18:26

Сегодня держим путь в село в Сезенево. Для тех, кто заплутал, напоминаю начало нашего похода здесь, а нам налево от развилки, в обратном направлении по тракту, из Сибири на Москву.


Село интересно тем, что оно является самым древним поселением в округе и имеет старинную Георгиевскую церковь 18-го века.

2.


Если взглянуть на любую старую карту этого района, то Сибирский тракт предстанет перед нами подобием млечного пути сплошь усеянный, словно звездами кружочками, обозначающими многочисленные деревни и села.
3.


Деревень вдоль тракта было настолько много, что они постепенно сливались в единое целое, образовывали общий конгломерат без видимых границ и очертаний. Наверное, только местным жителям было известно, где заканчивалась их деревня и начиналась следующая.
4.


На сегодняшний день в селе проживает около двухсот человек, в противовес дореволюционным пяти тысячам.
Собственно, это до сих пор заметно и хотя лес поглотил большинство дворов, но чем ближе к селу, тем больше вдоль обочин сохранившихся избушек.
5.


Звезды на наших современных картах, одна за другой, гаснут. Как сказал бы Маленький принц - Если звезды угасают, значит, они никому уже не нужны(((.
6.


Село снова съежилось, почти до первоначальных размеров и отступило от берегов Чепцы, нехотя выпустив ее извивающееся тело на волю вольную, а та радостно выскользнула из крепких заботливых объятий и понесла свои воды дальше, куда-то в сторону Вятки.
7.


Многочисленные покосившиеся ветхие избы, которые растянулись вдоль дороги, я решил не снимать, да и дождь сильно мешал. Все как везде - почерневшее сырое дерево, провалившиеся крыши, плавные изгибы оседающих изгородей да заросшие бурьяном и напористым борщевиком дворы.
8.


Здесь я впервые побывал, лет пять назад, с тех пор все как прежде, но появилось ощущение того, что храм как будто бы оживился. Внешне все также как и тогда, но чувствовались какие-то неуловимые для глаза перемены.
9.


Для начала, я решил осмотреть храм снаружи.
Это место очень древнее, о нем известно с 1615-го года, когда на месте нынешнего села стоял Сезеневский починок и первая деревянная церковь во имя Страстотерпца Георгия.
10.


Через тридцать лет рядом с Георгиевской церковью была срублена вторая в честь Казанской иконы Божией Матери. Обе церкви время от времени перестраивались и в 1766 году началось строительство каменной церкви вместо ветхой деревянной.
Это самая старая каменная постройка всего района и, безусловно, его главная ценность и достопримечательность.
11.


К сожалению, пришедшая советская власть никакой ценности в этих древних стенах не узрела, а наоборот, чувствовала для себя какую-то исходящую угрозу. Поэтому всеми силами стремилась уничтожить опасные и подозрительные сооружения.
12.


В тридцатых годах храм был закрыт, осквернен и с тех пор в его стенах чего только не было. Дошло до того, что выломали в стенах святилища огромные дыры под ворота, а в помещение алтаря въезжали прямо на тракторах.
13.


В других залах хранили удобрения и зерно, ремонтировали сельхозтехнику, использовали их под мастерские и склады.
14.


Излишне говорить о том, что здание храма ужасно искалечено, думаю, по этим фотографиям и так все понятно.
15.


Но все плохое когда-нибудь должно закончиться, пришло время и для нашего храма.
Четыре года назад началось его робкое восстановление.
16.


Не думал, что кого-нибудь здесь встречу, но, заглянув внутрь, обнаружил там целую бригаду с инструментами и в рабочих одеждах.
17.


Работа кипела, и люди вроде бы не обращали на меня никакого внимания.
18.


Сначала ко мне отнеслись даже настороженно: кто знает, что это за человек с фотоаппаратом тут шляется, и что у него на уме.
19.


Но когда я представился и как смог объяснил, зачем я здесь, люди заметно расслабились и даже заулыбались.
Спустя какое-то время, мы уже непринужденно беседовали.
20.


Оказалось, это волонтеры из числа местных жителей. Вот уже четвертый год они, практически "врукопашную", занимаются восстановлением своего родного храма.
21.


Весь церковный пол покрыт толстым слоем слежавшихся и намертво спекшихся удобрений. Двадцатисантиметровый слой приходится выдалбливать ломом и выносить ведрами на улицу. Ребята мне показывают свои израненные руки, которые сплошь покрыты крупными волдырями от ожогов. Удобрения настолько едкие, что разъедают даже металлические донышки у ведер, чего уж говорить о человеческой коже.
22.


Я осмотрелся вокруг, состояние стен еще более ужасающее, чем у Введенского храма в селе Подрелье, в котором мы рассказывали еще весной.
23.


Тогда я писал, что у Введенского храма точка невозврата уже пройдена, судя по многочисленным трещинам.
Мне показалось, здесь все гораздо хуже, а разрушения масштабнее.
24.


Огромными трещинами испещрены все стены, кажется, уже не осталось ни одного живого места. На некоторых участках стены метровой толщины завалились настолько, что создается впечатление, будто достаточно упереться руками и как следует толкнуть, чтобы незыблемая твердыня рухнула сама собой.
25.


Остается только преклоняться перед огромным энтузиазмом людей, которые взвалили на себя непосильную ношу - восстанавливать этот храм.
26.


Или надеяться на то, что я все же сильно заблуждаюсь.
27.


Лично у меня, даже после поверхностного осмотра, сами собой опустились руки.
28.


Оказалось, мы не одни. В другом помещении храма трудится еще одна бригада, через какое-то время ко мне подошла сама хозяйка, идейный вдохновитель и организатор восстановительных работ Галина Николаевна.
29.


Уроженка этих мест, Галина Николаевна родилась в деревне Яговкинцы, а теперь живет в столице. Она рассказывает, что однажды ей во сне явился Серафим Соровский, который и направил ее на Родину восстанавливать Георгиевский храм. Так продолжалось несколько раз до тех пор, пока четыре года назад Галина Николаевна не собралась и не приехала в Сезенево. С тех пор и началась ее новая другая жизнь.
30.


Она остановилась в одном из первых попавшихся домов у совершенно незнакомых ей людей, и здесь случилось очередное чудо - замироточила простая бумажная икона.
31


Несколько дней Галина работала в полном одиночестве, но очень быстро к ней стали присоединяться неравнодушные селяне.
С тех пор начались частые поездки к храму. Как только появляется мироточение, значит, пора ехать, она бросает все дела, берет с собой внуков и спешит из Москвы в Сезенево.
32.


Галина Николаевна проводила меня в другое помещение, здесь я был приятно удивлен. То, что мною не было замечено снаружи, скрывалось за стенами внутри. Здесь во всю кипела работа, и результаты были уже вполне заметны и осязаемы.
Меня окружали выбеленные стены с новенькими окнами, свежие леса и отремонтированная кровля.
Помещение алтаря было полностью отремонтировано и уже готово к службе.
33.


Сельчане надеются, что уже в этом году здесь будет проведена первая церковная служба, на которую обещали и меня пригласить.
34.


Стоя в этой свежевыбеленной комнате, перед самым алтарем, мне подумалось, что оказывается, нет ничего невозможного! Все эти страшные огромные трещины сами собой отступают перед руками этих женщин и детей, которые только здесь научились держать мастерки да лопаты.
А работы впереди великая уйма!
35.


Как всегда не хватает денег. Есть, конечно, кое-какие спонсоры, за счет которых изготовлены и установлены окна, а недавно из района доски привезли для изготовления лесов.
Очень требуется возведение кровли, которая почти везде отсутствует. И только тогда храм перестанет так быстро разрушаться.
36.


За последнее время, я побывал во многих селах, и почти везде сохранились свои храмы, большие и малые, в хорошем состоянии и почти умирающие. И вот, что особенно радует, практически везде, где я побывал, даже в самых заброшенных местах, идет свое медленное и незаметное восстановление. В основном эти работы ведутся силами и за счет самих местных жителей.
Государство, которое вбухивает огромные деньги во многомиллиардные и никому не нужные проекты, никак в этом процессе не участвует.
Придет время, и когда дело останется за малым, добрые федералы торжественно водрузят на колокольни золоченые купола и с пафосом объявят всему миру о нашем бесценном сохранившемся культурном наследии, при этом, о самих начинателях святого дела никто, возможно, никогда и не вспомнит.
37.


Все уже давно привыкли к государственному отношению, привыкли к постоянному засовыванию палок в колеса, а иногда бывает лучше лишний раз о себе не напоминать.
Поэтому простой народ у власти ничего и не просит, особенно в провинции.
38.


Здесь я публикую реквизиты для желающих, хоть чем-то помочь восстановлению Георгиевского храма:

ИНН 7707083893 БИК043304609
К/с 30101810500000000609
Доп.офис 5766/069 Кирово-Чепецкого ОСБ л/с 40817810227312502866
(VISH ELECTRON)

39.


Голубые горизонты. Часть 1.
Previous post Next post
Up