Лофотены часть 4: На кончиках пальцев

Jul 09, 2011 18:33

Этот выезд на Лофотены был замечателен тем, что имея в наличии 1.5 дней хорошей погоды, мы вылезли две основные цели - Стетинд и Престен, и одну из двух запасных (Сволверский Козел по Форсинде, второй запасной целью был Вагакаллен по северному гребню, но этот великий китайский поход останется на какой нибудь следующий раз). Прежде чем рассказать обо всем по порядку - все фото в этом посте не мои, в основном Гоги, Стетинд взят из интернета.

Стетинд

Стетинд - это, как можно узнать из информационного щита на парковке - ни много ни мало, а национальная вершина Норвегии. Не совсем понимая смысл этого выражения (национальная гора России это что? Эльбрус? Безенгийская стена? Белуха? пик Сабля?), мы все-таки определили Стетинд ключевой задачей этого выезда. В отличии от большинства других норвежских гор, которые могут круто обрываться во фьорд, но полого спускаться во все остальные стороны, на Стетинд пешком не зайти. Самый простой путь - по южному гребню - сдался первовосходителям только в 1910ом году. Пешком можно подойти до высоты 1300 метров, оттуда остается еще 100 метров по высоте и около полукилометра в длину по типичному острому альпийскому гребню - иногда он ползется в позе всадника, иногда расширяется, а посередине встает скальным жандармом, который облезается по голой плите слева. Об эту плиту разбилось две попытки до 1910 года, и для своего времени первовосхождение на Стетинд было очень достойным.

Наши планы на Стетинд чуть было не разбились о погоду. Билеты в Норвегию мы брали за 3 месяца. За две недели до выезда мы начали следить за погодой. Над Скандинавией крепко закрепился антициклон. В Лапландии стояла 30 градусная жара, на Лофотенах были побиты дневные рекорды температуры для июня. нужно ли говорить, что прогноз начал портиться за три дня до отлета. В день вылета у нас сложилось четкое ощущение что окно погоды закроется в понедельник, когда мы прилетим в Нарвик. Мы решили лезть прямо с самолета.

Нарвик встретил теплой погодой, низкими облаками. и изредка моросящим дождиком. По пути на Стетинд дождь заморосил более настойчиво. Вынурнув из туннеля мы увидели огромные стены встающие прямо над нами - и исчезающие в облаках. Дождь то моросил, то прекращался. Ветер дул с фьорда. Собрались, вышли около шести вечера. Поднялись к озеру на южной стороне Стетинда, в ветровой тени вершины. Там дождь моросил, не прекращаясь. Скалы были изрядно мокрыми, и стало ясно что никаких шансов вылезти по южному контрфорсу у нас нет. Бросили все лишнее железо и пошли наверх лезть южный гребень под дождем. Стремно было адски - после высоты 1300 все было залито водой, местами на камнях уже собирались лужи. Связывались везде, потому что слева и справа на гребне сбросы под километр. На вершине было огромное плато покрытое снегом. Ни креста, ни мадонны как в Альпах. Тур из камней, лужа в камне в которую норвежцы кидают монетки в одну крону. Спустились на парковку около четырех утра, промокшие до трусов. От всего восхождения осталась одна фотография. И еще такое удивительное ощущение - редко редко в разрывах облаков показывали окрестности. Когда облака разрывались на юг, километрах в 10-12 была видна маленькая деревня, в которой в честь плохой погоды несмотря на полярный день даже светились в некоторых окнах огни. Где то в этой деревне был мотель где спали жена с дочкой. Иногда казалось, что если приглядеться, можно увидеть их силуэты в одном из светящихся окон.

Престен

Престен - 500 метровый утес рядом с Хеннингсваром. С тех пор как в 1978ом году Арвид Майер сотоварищи, вооружившись запасом храбрости в виде крюков, скайхуков и лесенок взгромоздиля на него по западному контрфорсу, Престен - основная цель для любого человека, причастного к скалолазанью на Лофотенах. Всего на вершину идет на удивление немного маршрутов, что то около 5 или 6. Самый сложный -  Codfather (Крестная треска), который Майк Фаулер пролез для разминки перед первопроходом на Сторпилларен. Самый простой - классический Вестпилларен. 12 веревок, 6 веревок 6а/6а+, остальные попроще.

На Престене нам тоже повезло во всех отношениях. В субботу погода была так себе, но без криминала. Облачно, но без дождя. Мы выдвинулись к горе. Сверху на маршруте уже висели три связки. Полезли. Примерно в этот момент облака, стоявшие у входа в пролив, и проливавшиеся там небольшим дождиком вдруг резво двинулись внутрь пролива. Все заволокло туманом, и веревку уже долезали под моросящим дождем. На первых четырех веревках есть подгон - спусковые станции. Четвертая веревка выводит на огромную полку, на которой пересекаются все маршруты. Выше этой полки надо либо лезть до верху, либо дюльферять на френдах и петлях. Мы привязались к спусковой цепи, повисели 40 минут, прокляли Норвегию и норвежскую погоду и сдюльферяли вниз. Дождь лил весь остаток дня. Мы искренне пожалели связку которая успела вылезти на три веревки выше полки.

Следующий день был последним перед отлетом. Я проснулся часов в семь, выглянул в окно, ожидая увидеть дождь. Там светило солнце. С моря несло голубое небо. но над Престеном все еще капало. Позавтракали, выехали к горе. На парковке была уже одна связка. Здесь дождь только что прекратился и Престен блестел потоками стекающей с него воды. Поболтали с другой связкой (это были датчане) и поехали искать каппучино в Хеннингсваре. Пока искали. вспомнили что его нигде в Хеннигсваре не делают. Вернулись к Престену. Датчане уже лезли, лавируя между мокрыми участками. решили лезть оригинальный вариант Западного контрфорса, съэкономив таким образом одну веревку в длину и одну шестерочную веревку.  Там уже стояли англичане из Шеффилда. Встали за ними. Они полезли вдруг не Вестпилларен оригинальный старт а что то чуть более сложное. Слышно было как они кряхтят и матерятся последними английскими словами. Связались. В этот момент обнаружилось что Гога забыл тапочки на батарее дома. Через 45 минут все таки вылезли. На другой стороне фьорда, в трех километрах лил дождь. Однако пока мы долезли до полки, распогодилось окончательно.

На полке встретили швейцарцев, первая связка уже вылезла, за ней лезло еще две. Лидером превой связки был угрюмый мужик с двухнедельной щетиной. Познакомились. Его напарник сказал что парень с щетиной отлично говорит по русски. Пригляделись - это оказался Урс Одерматт, неоднократный победитель этапов кубка мира по ледолазанью. Он и вправду отлично говорит по русски - познакомился со своей русской женой на этапе кубка мира в Вятке. Урс по джентельменски пропустил нас вперед его паравоза. Вообще Урс конечно охренненый альпинист, но больше всего знаменит как человек под которым рассыпалась сосулька 50метровой высоты, а он сам отделался при этом ушибом бедра. Веревки на три выше полки мы обменялись с ним петлями, думаю что его петелька хоть и похуже блек даймондовской - счастливая.

Выше полки распогодилось так, что нам стало жарко. Ну а под конец сыграли и забытые тапки. Последняя веревка идет по узкому кулуару. Проимерно за полторы веревки до нее по этому кулуару англичане из Шеффилда спустили бульник, который, если бы не забытые тапки. угробил бы нас обоих, или как минимум оставил бы инвалидами. В горах так - не знаешь, где найдешь. а где потеряешь. В конце концов мы вылезли в Норвегии все что хотели, и вылезли это стильно, оседлав молнии как на Стетинде, или купаясь в золотых лучах над бирюзовой водой, как на Престене.