Город Фонсаван - столица одноименной провинции встречает нас резким похолоданием. Выйдя из автобуса и выгрузив велосипеды, мы спешно натягиваем на себя доступные тёплые вещи, а вечеру достаём уже виндстоперы и куртки. Отчасти мы были готовы к тому, потому что город находится на большой высоте, а по пути мы видели хвойные леса и дома северной архитектуры.
Поплутав пару часов в попытках найти сам город, поняли, наконец, что это он и есть. В Фонсаване нет высоток и просто больших зданий, выглядит он как цепь небольших поселений вдоль трассы. Рассеянный по холмам, город имеет тем не менее угадываемый центр, где и скопились мотели и гестхаусы, и даже есть несколько едален, гордо именующихся ресторанами.
Общее впечатление - провинциальный совковый город, людей на улицах мало, грязь, холодрыга, много пьяных. На улицах ездят уазики и волги, а грузовики вообще сплошь зилы да кразы. В архитектуре многих зданих угадывается влияние советского конструктивизма.
Эту часть Лаоса задела американо-вьетнамская война. Чем, кажется, очень гордятся местные жители, выставляя перед своими домами поржавевшие болванки выкопанных в полях неразорвавшихся авиабомб. В городе есть даже музей посвященный американской агрессии против комстран. Главная пугалка для туристов: нельзя ходить по пампасам, так как остались ещё неразорвавшиеся мины.
Фонсаван относительно молодой город, построен в районе разрушенного города Сианкуанг, здесь проходила дорога снабжения вьетконговцев.
Этот мотив прослеживается не только в плакатах вдоль дорог, но и в развлечениях для туристов. Главная достопримечательность Фонсавана - долина кувшинов, местность в 20 километрах от города c двухтысячелетними артафактами - сотнями огромных каменных кувшинов, разбросанных на поле. Туда то мы и направились на следующий день.
Дорога в этой части Лаоса также похожа на просёлочную дорогу где-нибудь в восточной части средней полосы России. Убранные серые поля, редкие покосившиеся строения, туман, чадящие костры в оврагах.
Вблизи туристической тропы находим кучу выпотрошенных бумажников. Турист не зевай!
Карстовые холмы в этой местности изобилуют дырками, невнимательность может быть фатальнее мифического неразорвавшегося снаряда.
Сами кувшины не впечатлили, главным образом, из-за нахоженности места, то тут то там шарятся кучки туристов, гидов и иже с ними. Зато позабавили бетонные маркеры безопасных, расчищенных от мин, маршрутов. Похоже автобусные туристы воспринимают их всерьёз, так как тропы внутри маркеров вытоптаны до состояния асфальта. Надо ли говорить, что по маркерам мы не пошли, 20000 кипов (~2,5$) за вход не отдали. На территорию мы прошли запросто - обошли забор из колючей проволоки по периметру и пересекли зигзагами тропы, к ужасу организованных туристов, замерших в ожидании неминуемого взрыва, а затем ушли за колючку, незаметно.
Далеко ехать не стали. Тут же мы и разбили наш лагерь, на просушенном до звона глинистом холме. Утром надо успеть в город на автобус, и сделать заброску дальше к границе, нам осталось два дня в стране, своим ходом через горы уже не успеть.
Нас даже не удивило, что рейсовый автобус оказался ординарным раздолбанным пазиком.
Большую часть пути проделываем в кромешном тумане (рассеиваться он начал только после полудня), видно только фары встречных автомобилей. А горы всё круче. Прибываем в небольшой городок недалеко от границы, по всей видимости последний. Дальше ещё 30 километров своим ходом.
Глядя в зелёную бездну джунглей на склонах крутых гор без признаков поселений, понимаешь почему лаосцы живут преимущественно вдоль дорог.
Лаосцы обожают глинистые лужи. Они там собирают каких-то моллюсков, отмываются в колодце поблизости, там же играют дети, спасаясь в прохладной жиже от полуденного солнца.
На границе мы были уже вечером и решили переходить утром, заночевав но стороне Лаоса (это дает нам полный световой день во Вьетнаме). Где ставить палатку, было пока непонятно, сырость и холод подгоняли. В нескольких строениях в приграничной зоне мы попытались добыть еды у мрачных и необщительных людей, раздобыли только рыбную вьетнамскую консерву и горстку риса. Аборигены явно уклонялись от общения. Не найдя общего языка с местными, решили переночевать в одном из выглядевших заброшенным доме с вывеской "гестхаус" на ломаном английском. Нашли в нём дрова и место под костёр на заднем дворе, запакованную в полиэтилен кровать в одной из пристроек. Лишь в сумерках объявился хозяин, приехав на мотобайке с вьетнамской стороны, в шапке-ушанке и закутанный так, что торчали только глаза. Потребовал 50000 кипов за ночёвку, сговорились на 30000.
Здесь, в тишине узкой долины не только слышно радио неуместно весело орущее на вьетнамской стороне, но и видно строения самой границы. Утром нам туда. А сейчас в сумерках, под низкоплывущими, то ли облаками, то ли туманом, мы ощущали себя какими-то партизанами, готовящимися к переброске через границу и изучающими местность завтрашнего вторжения.
Итак, Лаос, с его перевёрнутыми по какой-то причине социалистической символикой на флагах, пройден. Впереди Вьетнам.
Мы уже полгода в пути, десять тысяч километров на велосипеде и семь стран ЮВА в
путевом журнале.