кросс-пост в
german_travelЭто фрагмент рассказа, написанного в 2005 году.
Полный рассказ и фотоальбомы из этой поездки. Железные дороги Швейцарии Полезные ссылки по Швейцарии Маршруты по Швейцарии Рейтинг: 5 из 5
На пристани муж долго и обстоятельно беседует с кассиршей на предмет нашего восхождения на пароходик по проездным. Девушка не соглашается и на смеси французского, английского и немецкого пытается донести до нас, что по проездному скидка только 50%. Муж вытаскивает кондуит, прилагавшийся к билетам, где на большой карте Швейцарии показаны все маршруты всех видов транспорта, и помечено особым цветом, какие именно маршруты для нас бесплатны - туда входят и пароходики. Девушка соглашается и говорит, что пароходик будет через 15 минут. Вообще-то, как мы потом уже поняли, процедура восхождения на пароходик - проще простого: заходишь и садишься, где хочешь. Кондуктор (как правило, суровый загорелый муЩина в форме) обходит всех пассажиров и проверяет билеты, их можно приобрести как на пристани, так и в кассе на корме.
Процесс причаливания пароходика - особая песня: где-то за 3-4 минуты до прибытия к пристани раздается зычный гудок, разносящийся по всему побережью, затем он замедляет ход, винт дает обильную пену. Когда кораблик причаливает, девушка с пристани (странно, но ни разу на пристани не дежурил мужчина!) влегкую поднимает тяжелый с виду металлический трап и бросает его на корму, а матросы канатами накрепко приматывают борт к причалу. Можно заходить! Капитан и команда выстраиваются вдоль трапа и приветствуют вас улыбками. Путешествие началось! Мы намерены доехать до Вевё, а оттуда - до Лозанны.
Когда мы еще только подходили к пристани, муж заволновался, и неудивительно: меня очень сильно укачивает на любом виде транспортного средства, а тут пароходик. Но мне так сильно хотелось покататься именно на кораблике, что я стала спешно вспоминать все свои поездки на данном транспорте. Набралось не так чтобы много: поездки через Обь на пароме и катерке в аэропорт Салехарда не в счет, а вот вылазки за грибами-ягодами далеко на Ямал - уже серьезнее, но все те поездки я старалась сидеть на палубе и дышать свежим воздухом, в то время когда меня безуспешно пытались заманить вниз, в тепло. А, еще поездка на пароходике в Утришский дельфинарий из Новороссийска! Та поездка запомнилась только потрясающимися дельфинами и рассказом мамы, которая была воспитателем соседнего отряда, и ездила с нами. По ее словам, она всегда удивлялась - зачем вдоль бортов таких вот небольших речных/озерных судов небольшие щели. Все оказалось просто: когда вся гречневая каша, слопанная на завтрак всеми отрядами, оказалась где-то на середине пути прямо на корме парохода, матросы и капитан не стали ругаться и даже хмурить брови - когда мы сошли на берег острова, где располагался дельфинарий, всю гречневую кашу смыли струей воды прямо за борт, через те самые щели! Я забыла про Кронштадт! Правда, от него мы ехали на пароме совсем чуть-чуть, и меня не укачало только по той причине, что кузен, ехавший со мной на пароме со своими однокашниками-кадетами, решили подшутить и когда паром ощутимо качнуло в первый раз, сказали, что мы тонем, и это сподвигло меня на напяливание спасательного жилета в мгновение ока! Разумеется, такие волнующие подробности не добавили оптимизма моему мужу, но все-таки мы решили попробовать:)
Итак, если вас укачивает, садитесь впереди капитанского мостика, лицом по направлению движения. Правда, в один из дней мы ехали позади мостика, но меня не укачало. Видно хорошо отовсюду, но дует сильно - берите курточку. В ясную погоду сгореть на палубе - проще простого (впрочем, сгореть здесь можно где угодно - все-таки лето и страна высокогорная), пара американцев так вообще беспрерывно мазала друг другу плечи. Очень советую еще солнечные очки (куда же без них) и панамку. На свежем ветерке жутко хочется есть, и мы буквально за первые полчаса катания буквально смели весь запас бутербродов, фруктов и шоколадок Ну и водички захватите.
Виды с кораблика - закачаешься! Такое впечатление, что вдоль Женевского озера - беспрерывная линия маленьких домиков, замков, церквей, ухоженных виноградников, и все это такое идиллически красивое! На одной из пристаней сидят старички и такое впечатление, что встречают каждый кораблик. На второй - играют свадьбу, как я называю, «европейского образца» - небольшой фуршет человек на 20, прямо у пристани (видимо, потому, что мэрия выходит фасадом на реку). Вдоль каждой станции (их много, но не каждой мы останавливаемся) ребятишки плещутся в воде, а отдыхающие катаются на лодках, и как только мы проплываем мимо, нам машет целый берег, и те, кто в лодках!
Доехав до Вевё, мы сходим на берег, до Лозанны мы поедем на следующем кораблике.
Вевё
У нас целый час на то, чтобы осмотреть городок! И мы с решительностью конкистадоров взбираемся на холм, к собору, что виднелся прямо от пристани.
На Большой площади, к которой примыкает пристань городка, работает карусель (слышен радостный визг ребятишек), тут же - прокат лодок: 15 франков за полчаса или 22 франка за час катания (цены единые для всех городков озера Леман).
Если прибыть на площадь ранним утром, то застанете рынок, на котором торгуют деревенскими продуктами: сыры, копченья, соленья, вина. Как и все в Швейцарии, недешево, но попробовать стоит. Осенью по воскресеньям проводятся фестивали вина: покупаешь стакан за 5 франков и каждый винодел, который привез вино на ярмарку, наполняет его бесплатно. К сожалению, этот фестиваль мы застали только через две недели, да и то не здесь.
Сразу за площадью - дом, табличка на котором гласит, что здесь жил Руссо. Хорошо жил, с видом на озеро Чуть вверх по мощеной улочке - и перед нами еще одна увиденная нами в Швейцарии русская православная церковь - ее построил в прошлом веке граф Шувалов в память о своей дочери Варваре, скончавшейся при родах.
Еще вверх, мимо педантично огороженных виноградников (удивительно, как швейцарцы используют каждый квадратный сантиметр земли), и мы оказываемся перед собором Святого Мартина, где за готическим фасадом - старое кладбище, уютное настолько, насколько уютным может быть кладбище! Мы безуспешно искали могилу Чаплина, и несколько поздновато сообразили, что в приличной стране должен быть план кладбища, и он был - только на другой стороне, у другого входа. Потрясающее место! Дело дошло даже до того, что когда мы, будучи в ноябре в Питере, посетили Александро-Невскую Лавру, и под проливным дождем стояли и смотрели на надгробья, я взяла с мужа честное слово, что если что, чтобы меня похоронили в Вевё:)
От церкви мы спускаемся вниз по небольшой улочке, мощеной булыжниками. Не счесть, сколько таких вот улочек мы исходили за этот отпуск! Проходим мимо местной мэрии - и снова перед нами свадьба - опять «простая буржуазная» - молодожены в обычном и пара свидетелей, пьющие шампанское прямо на улице.
Вевё известен тем, что в деревеньке, расположенной на одном из склонов в километре от Вевё, последние 25 лет прожил Чарли Чаплин. Его потомки живут где-то тут и по сей день, а на набережной стоит трогательный памятник Чаплину в натуральный рост.
По этой набережной мы доходим до пристани (странно, но следующий кораблик останавливается не только возле центральной площади, а чуть раньше - хорошо, что мы это заметили!). Уже с борта нашего пароходика мы любуемся головным офисом концерна «Нестле» - конгломератом зеркальных стекол болотного оттенка, этакий «упавший на бок небоскреб». «Нестле» построил в Вевё специальный музей, посвященный всевозможной еде - «Алиментариум». Стоимость входного билета - 10 франков. Мы не пошли, потому что и времени не оставалось, да и желания не было никакого туда идти (опоздав на пароходик, мы, в принципе, доехали бы на поезде, не пропали бы Странно, что Nestle - генеральный спонсор путеводителей «Афиша», и у них нет путеводителя по Швейцарии!
Сайт
http://www.vevey.ch/qsPortal/DispArt.asp?N=1369 Снова Лозанна
На подходе к Лозанне мы, очарованные красотой местности и домиками, замечаем, что японские туристы, коих на пароходике было много, ломанулись куда-то наверх, и непонятно зачем. Потом мы замечаем, что уже началась набережная Уши Лозанны и на ней народууу…. Не протолкнуться! Неужели нас встречают?:) Ага, прям. Но что же тогда? Разгадка приходит сверху: прямо над нашими головами на бреющем полете проносится эскадрилья самолетов, толпа на набережной бурно аплодирует, наши японцы также бурно выражают свой восторг. Затем один из самолетиков отделяется от группы и показывает «бочку», крутит всякие «петли», и на мой непросвещенный взгляд, показывает фигуры высшего пилотажа. То же самое вытворяет и второй. Здорово! Весь кораблик выходит на пристань Лозанны с поднятыми головами (как еще никто вниз не «булькнул»?:), вся площадь, на которой еще вчера были только кормящие лебедей бабульки и няни с детками, сейчас полна до невозможности, и все стоят, не отрывая взгляда от неба - вдруг сейчас появятся?! Мы зависаем тут минут на 20, и я, глупая тетка, которая отказалась за 2 недели до этого идти на МАКС, понимаю, как я была не права Подходим к местному «метро» - тем самым двум вагончикам, и ждем, когда они придут. Вместе с нами ждет еще несколько семейных пар, причем мужчины, каждый раз заслышав звук пролетающего как будто прямо над головой самолета, дергаются и даже как будто хотят бечь обратно - смотреть дальше на представление:)
***
Железные дороги Швейцарии Полезные ссылки по Швейцарии Маршруты по Швейцарии Рассказы и фоторепортажи о Швейцарии Некоторые особенности жизни в Швейцарии Женева и вокруг
Женева Кантон Во: Лозанна Кантон Вале: Сьон - город "на краю света" Кантон Во: Монтре, Шильон, Вильнев (озеро Леман) Кантон Во: Веве - озеро Леман - снова Лозанна Кантон Во: Ньон Берн и вокруг
Берн, часть 1,
часть 2 Кантон Фрибур: Фрибур, часть 1,
часть 2 Кантон Берн: Тун Кантон Берн: Интерлакен Кантон Берн: Шпиц Кантон Невшатель: Невшатель (Neuchâtel, Neuenburg) Кантон Золотурн: Золотурн (Solothurn) Цюрих и вокруг
ЦюрихКантон Люцерн: Люцерн Кантон Сен-Галлен: Сен-Галлен (St. Gallen) Кантон Сен(Санкт)-Галлен: Рапперсвиль (Rapperswil SG) - город роз Лугано и кантон Тичино
Тичино: Беллинцона