Этот участок Панамериканы - самый живописный на южноамериканском континенте.
Сантьяго, хоть и столица страны, ничем особенным меня не удивил. Вернее, после Вальпараисо удивил полным отсутствием чего-либо особенного. Город большой, миллионов на 7 жителей. Расположен в долине окружающих гор. По климату очень напрашивается сравнение с Араратской долиной - там такая же летом нестерпимая жара за 40 и духота, а зимой бывает даже и морозно.
Центральная площадь Сантьяго.
Авенида Либертадос - центральная улица Сантьяго.
Лики города.
В Сантьяго существует пара кварталов, специально переоборудованных для ресторанов. Это не просто рестораны по периметру, а и все внутренности кварталов испещрены уютными дорожками и террасами, на которых расположены рестораны и сувенирные бутики. Кормить чилены любят и умеют. В кормежке они, как и во всём другом, претендуют на авторство нескольких специфично южноамериканских блюд, которые на самом деле чиленскими явно не являются. В частности, я услышал от чиленов, что панадосы - это вкуснейшие аргентинские пирожки с мясом - на самом деле родом из Чили, и даже перуанское севиче - тоже чисто чиленская еда. Думаю, если их познакомить с рецептом борща, они тут же на голубом глазу начнут вас убеждать, что это тоже их национальная кухня.
И, тем не менее, будет возможность - посетите эти кварталы. Не пожалеете.
Не сильно задержавшись в чилийской столице, я поехал дальше. Здесь я выкладываю фотографии, пожалуй, самого красочного участка Панамериканы.
Ну, поехали...
Километров через 70 дорога уходит в горы.
Начинается центральный хребет Анд.
Горные пейзажи.
Чилены следят за дорогой.
Дорога упирается в серпантин.
Вид на серпантин сверху.
Постепенно дорога приближается к границе.
Погранпереход с чилийской стороны.
Граница между Чили и Аргентиной находится прямо посередине тонннеля на уровне 3200 м.
Впереди меня опять ждала Аргентина.
Аргентинская сторона дороги.
Поворот на Аконкагуа.
Вот она - Аконкагуа, самая высокая вершина Южной Америки.
Пару слов о происхождении названия горы. Есть две версии. Первая, самая популярная, это с диалекта кечуа, "Каменный Стражник" (Akon - стражник и Kahuak - камень). Вторая версия дошла до нас от племени Аймара, самое важное племя в Андах. На их диалекте эта гора называлась Kon - глагол в прошедшем времени "заснежило" и Kawa - гора.
*примечание от Кати Гераскиной из "Paralelo54"
Живописная дорога с Аргентинской стороны.
Аконкагуа видна издалека, даже с руты 40.
Уезжая из Чили, я постарался более-менее лаконично обобщить своё представление об этой стране. И вот что у меня получилось.
Чилены - очень работящая нация, что, кстати, весьма странно для этого континента. Вознаграждение им за эту национальную черту - одно из первых мест в Южной Америке по ВВП на душу населения (то есть, по уровню жизни). Живут они действительно неплохо. По сводному рейтингу ООН чилены регулярно обгоняют Аргентину на 5-10 пунктов (для сравнения Россия отстает пока от Аргентины пунктов на 20 - 30, причем динамика не в пользу России).
Так вот, чилены живут довольно-таки хорошо. Имеют целых 7 регионов виноделия. Разве можно с таким потенциалом плохо жить?
Я долго пытался выразить одним ключевым словом чилийскую сущность.
Практичность. Именно это качество отличает чиленов от других испаноговорящих на этом континенте.
Помнится, в Копиапо, городе, где недавно вытащили из подземного заточения три десятка горняков, проезжая по идущей через город Панамерикане, я заметил едущую навстречу машину, водитель которой нервно подмигивал встречным авто. В Аргентине, да и вообще в Южной Америке водители так часто просто приветствуют друг друга. Но чисто инстинктивно - все-таки в России живу! - я перестал на мгновение гнать Жужу, не обращая внимания на скорость, и пристроился в хвост какому-то джипу. Каково же было моё - ё моё!!! - удивление, когда я метров через 500 заметил в кустах полицейскую машину и парочку полицаев с радаром в руках! Воистину, это памятник чиленской практичности - вбирать в себя передовой опыт всех стран и континентов!
А вот вам ещё один наглядный пример. Дорога из Сантьяго в Аргентину. Небольшой перевал, всего 3200. Граница прямо в тоннеле. Тут же - остатки железки между Аргентиной и Чили, рельсы, насыпь, тоннели… Железка по прихоти Аргентины пару десятков лет назад приказала долго жить.
Что делают чилены на своей территории до тоннеля? - старательно сняли все железнодорожные рельсы и отправили их в утиль. Занимаются ремонтом дороги. Строят новый пограничный пункт.
А что делают аргентинцы на своей территории после тоннеля? - Забили на рельсы, пусть ржавеют. На дороги тоже забили - кому надо, и так проедут. Зато сразу после границы построили пару десятков ресторанов с видом на Аконкагуа - самую высокую горную вершину Южной Америки. И предлагают в них традиционное и уникальное аргентинское вино и мясо.
Расстреляйте меня, но люблю я за это аргентинцев!
В Мендосе в этот раз я не останавливался. Мендоса - очень уютный город, где много солнца и красного вина, но каких-то особых достопримечательностей я там не видел. А потом - меня ждала курортная столица Мар дель Плата. Но об этом уже в следующих постах.