Наталья Джаманбаева (Ковтунова): «Бесплатный сыр» или еще один способ получить пользу от обучения».

Oct 17, 2011 14:46

                                                                                                                                                                                                                              


Недавно здесь поднимался вопрос о том, почему некоторые люди не стремятся развиваться, не ходят для этого на обучение.
Причины выдвигались следующие:
  • Непонимание, зачем нужно обучение;
  • Завышенная или заниженная самооценка;
  • Недостаток информации о квалификации тренера и программе обучения;
  • Негативный опыт обучения;
  • Развитие и обучение не в приоритете у человека;  
  • Не видение причинно-следсвенных связей между обучением и тем, какие результаты оно дает в работе; 
  • Недостаток средств для прохождения обучения.
 
Действительно, все эти причины имеют место быть. Но это то, что лежит на поверхности, то, что проще всего сформулировать в виде причин.
Истинные же мотивы гораздо сложнее.

Очень важный момент обучения - это его возмездность. Важный он как для того, кто обучает, так и для самих обучаемых.
Обучение обязательно должно быть платным.
Человек устроен так, что то, что он получает даром, не ценится им, вне зависимости от реальной ценности полученного.
Этот принцип работает и при консультациях клиентов, и обучения касается тоже.
"Бесплатный сыр бывает только в мышеловке", "Кто платит, тот и заказывает музыку" - народная мудрость, однако. 
Посмотрим на процесс обучения с двух сторон - со стороны того, кто учит и со стороны обучаемого.
Тот, кто учит - прежде всего, отдает что-то свое. Это знания, опыт, плюс он тратит свое время, за которое он мог бы заработать деньги, уделить внимание себе и своей семье.
Что бы получить эти знания и опыт человек немало постарался, вложился в себя и свое развитие.
Будет ли разумный человек отдавать что-то, что досталось ему потом и кровью, просто так - бесплатно? Что-то подсказывает мне, что нет. 
В каких случаях человек-разумный будет отдавать? Когда ему это выгодно.
Выгода может заключаться непосредственно в деньгах - оплата за преподавание или косвенная. 
Даже если такой человек обучает совершенно бесплатно, он все равно будет иметь отдачу тем или иным способом от тех, кого обучал.
Сам же обучаемый, в случае бесплатного обучения, не может в полной мере воспользовать результами из-за недостаточно серьезному отношения, а также рискует заплатить за бесплатную услугу не деньгами а чем-то другим, не менее важным в жизни.

Это объясняет, почему люди часто не пользуются возможностью корпоративного обучения. У многих хорошо развита интуиция и они чувствуют тот подвох, который заложен в бесплатном сыре из мышеловки.
Вывод простой: за обучение нужно платить и платить немало. Тогда и из "учителя" сумеешь выжать по полной программе, и результатами с выгодой для себя  воспользоваться.

Для всех ли в приоритете стоит их личное развитие?
Очевидно, что нет.
Как эти приоритеты формируются?
Обучение - это способ познания, способ понимания мира и того, как он устроен.
У некоторых людей эта потребность удовлетворена и, соответственно, они не чувствуют необходимости в процессе обучения и познания.  А значит, у таких людей другие приоритетные потребности, на удовлетворении которых они сконцентрированы.

Что касается причинно-следсвенных связей и того, что многие не видят взаимосвязи между обучением и пополнением своего кошелька.

Я тоже не вижу прямой причинно-следственной связи между обучением и результатами работы.  Иначе самыми успешными были бы самые обученные, а в жизни, увы и ах, это не так.
И это вопрос скорее не об обучении, а об успешности, о том что это и какими способами она достигается.
Если коротко о моей позиции в этом вопросе, то успешность приходит с воспитанием. Если с этим засада, то успешность зубами вырывается в тяжелейшей работе над собой, которая имеет мало общего с обучением, а скорее лежит в плоскости психологии.

Подводя итог, я осмелюсь порекомендовать тем, кто проводит обучение, сосредоточиться на тех, кто сам пришел обучаться, и не думать много о тех, кто его по разным причинам проигнорировал - это нормально и закономерно, не обучением единым, как говориться.
Для тех, кто идет на обучение важно помнить о бесплатном сыре и месте его дислокации,  достойно платить преподавателю или тренеру (чтобы не попадать в зависимость от него) и максимально сосредоточиться на том, чтобы выжать все возможное за свои деньги из обучения.

У кого получится быть агентом, Занятия, Джаманбаева (Ковтунова), Внутренние установки

Previous post Next post
Up