Никогда бы не купил китайское авто. Вообще стараюсь ничего китайского не покупать. Про китайцев создано много мифов, а на деле это колхоз, занимающийся одноразовым производством и растущий только благодаря спросу на дешевизну в малообеспеченных слоях населения. Как только речь заходит о высокотехнологичных вещах, требующих ещё и соблюдения определённых стандартов в плане материалов, тут сразу все китайские преимущества, если это не отвёрточная сборка из завезённых из нормальных мест комплектующих, сразу исчезают. Чего можно ждать от феодального государства со значительным преобладанием деревенского населения.
Почитайте китайскую этнографию - несколько тысячелетий мотыжного переложного земледелия, неприжившееся животноводство, за исключением разведения свиней; заимствованный гончарный промысел и активный импорт бронзовых изделий - страна была в неолите, в то время как ближняя азия уже занималась бронзой. Ну и захоронения знати с сотнями принадлежавших им рабов, умерщвлённых по этому поводу, а также вместе с колесницами и лошадьми. И это - 10 век до нашей эры, и колесницы тоже импортные, не могли китайцы уже тогда высокотехнологичными вещами заниматься - строили дворцы из набивных земляных блоков, имитировали чужую бронзу и закупали колесницы. Всё как сегодня с поправкой на выросший общий уровень - и с той же беспощадностью к простым членам общества.
Удивляет любовь россиян к Китаю вообще и стремление повторить китайский опыт в частности. Вот это для меня загадка.
В бытность мою руководителем скромного проекта в лаборатории немецкой университетской клиники работал там в качестве докторанта один китаец. Работа у него была примитивная - изолировать клетки сердца у мыши и с ними проводить чётко обозначенные начальством манипуляции, резулътаты представлять каждый понедельник. Результаты были прекрасные. Настолько прекрасные, что народ в лаборе начал шептаться, но шефу всё нравилось, и разговоры затихли. Китаец поучаствовал в публикации в не самом последнем журнале, защитил с грехом пополам диссер и исчез в направлении родины.
И вот тут-то и случилась засада - рецензенты журнала, в который ушла очередная статья с китайскими результатами, вдруг попросили файлы экспериментов. Сунулись в комп китайчонка, а файлов-то и нет - стёрты все до одного. Бросились звонить, писать ему на мейл - да куда там. Найди его среди полутора миллиардов ему подобных. Покрутилисъ, повертелись, пришлось повторять серию. Начали заново эксперименты, а там такой разброс результатов, что ни о какой статистической достоверности и речи быть не может. Статью отозвали, скандал замяли. Но вот после этой истории командование лабора начало очень тепло относиться к русским докторантам и постдокам и прощать нам многое, что резало глаз на фоне кажущегося китайского совершенства.
А уж как мой товарищ, узбек, с китайцами в соседнем лаборе в рукопашную ходил. Гениальный хирург. И жаловался всегда на одно и то же - китайцы стучат начальству, манипулируют результатами и в численном большинстве создают невыносимую обстановку на работе в условиях конкуренции.
По моему опыту, будучи уже взрослыми, китайцы практически не способны освоить немецкий. Но это уже наверное дела анатомии и физиологии. Но примечательно.