Во всей Ленинградской области одиноким островком стоит фермерское хозяйство Маланичевых в Тосненском районе. Здесь чета фермеров Маланичевых разводит скакунов ганноверской породы и элитных тракененских лошадей. Как рассказывает хозяйка фермы Марина Маланичева, 15 лет назад она начинала хозяйство буквально с нуля, покупая первых лошадей с мясокомбинатов по цене мяса «под честное кулацкое слово».
Помощи от государства ожидать не приходилось. Принятая пять лет назад федеральная программа поддержки сельского хозяйства охватывала лишь «табунное коневодство мясомолочного направления». В результате сегодня наша страна полностью лишилась таких элитных пород как «орловский рысак», «донская лошадь» и владимирские тяжеловозы. Всех их извели на колбасу. Такая участь ожидала и ганноверов с тракененами. Если бы их не выкупила чета фермеров. Причем, что интересно, разводимые в хозяйстве тракенены - внуки тех лошадей, что были в 1945 году захвачены Красной Армией в Восточной Пруссии на племенном заводе, полностью подготовленном немцами к эвакуации…
Как сегодня принято говорить, «лихие девяностые» не обошли стороной и российское коневодство. Однако списанный на мясокомбинат жеребец Ходар, выкупленный фермерами, стал в итоге обладателем звания «лучший жеребец-производитель» по качеству потомства в России и до 2010 года входил в пятерку лучших жеребцов страны по качеству потомства для классических видов конного спорта. А его сын Ходар-Довинга год назад стал лучшей лошадью РФ по выездке.
К сожалению, целая череда банкротств государственных конных заводов буквально подкосила разведение элитных пород лошадей в нашей стране. Так, только благодаря помощи Ассоциации тракененского коннозаводства России был спасен и вывезен из Калининградской области в это фермерское хозяйство уникальный жеребец Фактор, родившийся в 1986 году на конном заводе «Фридланд-Тракенен».
Каждая лошадь на семейной ферме - отдельная история. Есть в конюшне и жеребец, которому уже 28 лет. По человеческим меркам - более 100. Но уже в этом году от ветерана родилось четверо жеребят.
Однако подобные усилия отдельных энтузиастов - лишь капля в море, сетует Марина Маланичева. Разведение элитных коней в России сегодня занятие убыточное. «Новые русские» предпочитают приобретать лошадей за границей, переплачивая за них в 10-20 раз. Причем поступают к нам, как правило, бракованные лошади. Российские покупатели наивно полагают, что импортные скакуны по определению лучше наших, отечественных, думая, что в нашей стране невозможно вырастить лошадей мирового уровня. А наши отечественные молодые породистые скакуны в возрасте одного года уходят по цене всего лишь в 60-100 тыс. руб., что вполне сравнимо с расходами по их выращиванию.
Получить кредит от коммерческих банков для создания новой фермы на 40 лошадей со стеклянным вторым этажом, где бы можно было бы проводить экскурсии, для Маланичевых сегодня - заветная мечта. Но сейчас коневодство пока находится на нулевом уровне рентабельности, хотя хозяйка фермы занимается им вместе с мужем на протяжении многих лет. Все это время выручало лишь молочное стадо коров. В этом году впервые в новой истории России все лошади были наконец-то признаны «сельскохозяйственными животными» со всеми вытекающими отсюда привилегиями, как, например, оплата процентной ставки по кредиту на развитие сельского хозяйства. Коснется или нет это новшество хозяйства Маланичевых, которое, кстати, является единственным в своем роде во всем 47-м регионе, покажет время. Следует отметить, что в той же Германии Животноводческий союз на каждого победителя в национальном конкурсе жеребца-производителя выделяет денежную сумму, позволяющую пожизненно содержать не только самого жеребца, но еще и трех кобыл.
Высокие спортивные результаты молодняка, рожденного в этом хозяйстве, подтвердили генетический потенциал используемых жеребцов. Комитетом по АПК Ленинградской области сельхозпредприятие Маланичевых ежегодно, начиная с 2008 года, отмечается как «Лучшее коневодческое хозяйство». Но вот реальной помощи, помимо выделения пастбища администрацией Тосненского района, пока нет.