Экспедицию Александра Великого можно назвать первой попыткой глобализации как создания единого эллинского пространства и времени от Македонии до Индии. Подобное предприятие могло состояться при условии, того что македонский царь обладал абстрактным мышлением, способным, как говорил Гераклит, "знать все как одно". Данное знание , помимо прочего, позволяло Александру возвыситься над локальными областями, народами и традициями.
Возможно, что привить такое глобальное видение мира Александру помог его учитель Аристотель. Философ познакомил будущего царя с основными положениями своей "первой философии", главной задачей которой было определение первых причин. Космос, по Аристотелю, должен иметь не только начало, но и конец. То есть финальной причиной мира в пространстве является граница (eschaton) или предел (peiras). В этом смысле поход Александра Македонского был метафизической экспедицией по поиску пространственного конца света. Каждый раз, Александр открывал новые земли, встречался с до сих пор неизвестными народами. Во время похода воины спаршивали своего предводителя: "Когда же мы вернемся домой?", и даже хотели устроить мятеж из-за того, что предел мира постоянно ускользал.
Существует предание, что в Индии Александр встретился с аскетами, которым задал десять беспокоющих его вопросов. Любопытно, что только девять вопросов дошли до нас, а десятый остается загадкой. Можно предположить, что это был вопрос о существовании предела мира. Видимо, мудрецы ответили отрицательно, так как конечный предел (индивид или момент времени) - это покрывало Майи. После этой встречи великий царь приказал повернуть назад. Как известно, эллины боялись бесконечности.
Читать:
Аристотель. Метафизика
Слотердайк П. Сферы. Т.2.
Фор П. Александр Македонский
Чапек К. Александр Македонский
Шахермайер ф. Александр Македонский
Шпенглер О. закат Европы. Т.1