Аристотель в «Политике» рассказывает про Фалеса одну любопытную историю. По-видимому, Фалес частенько, прогуливался по агоре и проповедовал людям свое учение, рассказывая, что «все состоит из воды». Некоторым его друзьям эти слова казались малопонятными, а поэтому пустыми и бесполезными. В общем, друзья сказали Фалесу о том, что ему надлежит заняться чем-то более полезным для эллина. Фалес же разбирался в астрономии и каким-то образом сумел вычислить по звездам, что следующий год будет урожайным на маслины. Философ за небольшие деньги скупил задешево все маслобойни в округе; они стоили дешево из-за нескольких лет неурожая. После получения прибыли Фалес снова поспешил к друзьям для того, чтобы повторить фразу: «все есть вода». Сам Аристотель толкует эту историю в контексте того, что философия может приносить некоторую пользу: «философы при желании легко могут разбогатеть, да только это не то, о чем они заботятся».
Настойчивость философа намекает нам на то, что его задача выходит за рамки обогащения и практической смекалки. Странное сопряжение денег и мышления в рассказе может указывать на более глубокую связь между ними. Дело в том, что именно в Древней Греции (в Лидии) примерно в V до н.э. появляются деньги (чеканка монеты) в современном понимании как отвлеченное от веса количество, гарантированное клеймом власти - печатью правителя. Товарно-денежное обращение возможно при наличии у участников такого когнитивного инструмента как абстрактного мышления. Множество нетождественных вещей в экономике приравниваются друг к другу и к всеобщему эквиваленту так же как и в философии множество разнородных вещей отождествляются с одним первоначалом. Формула «все есть одно» подходит и к товарно-денежному обмену и к философии.
Читать:
Фрагменты ранних греческих философов.
Аглиетта М., Орлеан А. Деньги между насилием и доверием.
Sohn-Rethel A. Geistige und Koerperliche Arbeit