Минобразования и науки РФ с удовольствием
отмечает: число детей, оставшихся без попечения родителей, выявляемых в течение года, ежегодно сокращается. По данным в 2014 году было выявлено 61,621 ребенок, что меньше на 10,4 % по сравнению в 2013 годом. В 2012 году было выявлено 74,724 ребенка (меньше на 9% по сравнению с предыдущим годом), в 2013 году - 68,770 детей (меньше на 8% по сравнению с предыдущим годом).
Однако, некоторые письма на почту
www.adoptlaw.ru свидетельствуют о том, что сотрудник органов опеки может принять решение не «выявлять» ребенка в качестве утратившего родительское попечение вопреки тому факту, что ребенок давно уже живет попечением других лиц.
Возможно, свою роль играет нежелание портить статистику по региону. Ведь, согласно Минобразования и науки РФ, неуклонное «сокращение численности детей, оставшихся без попечения родителей, и их доли в общей численности детей, проживающих в субъекте РФ», а также «сокращение численности впервые выявленных детей, оставшихся без попечения родителей» -
один из ключевых показателей эффективности работы местных органов опеки и попечительства.
Может быть и такая причина: если ребенок официально не признан лишенным родительского попечения, нет необходимости назначать выплаты на его содержание и/или включать в списки на получение жилья и других льгот по достижении 18 лет. Правда, экономия для государственного бюджета получается незначительная (во многих регионах выплаты на содержание составляют 5 000 - 7 000 рублей в месяц), а вот выживание на одну пенсию бабушки - как правило, именно она заменяет ребенку родителей - быстро превращается в полуголодное существование и для бабушки, и для ребенка.
Помимо тяжелого финансового положения, бабушки терпят много неприятностей от неопределенности своего положения и от абсолютного бесправия при конфликтах с кровными родителями подопечного ребенка.
История Татьяны, август 2013:
У меня внучка 1996 г.р. и внук 2008 г.р. Проживали они у меня вместе с матерью со времени рождения второго ребенка, отец в это время сидел в тюрьме. Но дети практически на мне были все это время. Их мать или пила по несколько недель непонятно где (хорошо, если детей оставит, а то и с собой таскала), или работала. Никаких бумаг мы не оформляли. Добровольного согласия на опеку они не дают. В опеку я обращаюсь уже несколько лет, в комиссию по делам несовершеннолетних - год. Они все говорят, что «у вас дело семейное, разбирайтесь сами».
Теперь отец вышел из тюрьмы, вместе с матерью пьют. Состояние их квартиры ужасное. Дети пока у меня. 19 августа приезжала опека, пришлось вызвать милицию, обоих родителей возили на освидетельствование. В пятницу вызывала меня инспектор по делам несовершеннолетних, сказала - не будет справок в понедельник, приедут за детьми, заберут в приют. Инспектор именно сейчас стала поднимать вопрос, потому что я, по их словам, «их уже замучила». Но если бы вы только знали, насколько моя дочь неадекватна. Она не то что в пьяном состоянии, она в трезвом опасна. Она была кодирована десяток раз, и, видимо, все это сказалось на психике. Лечиться она не хочет. Как мне страшно за детей, когда они с ними. Могу полночи проходить их проискать, пока они с пьяными родителями неизвестно где. А если нахожу, то голодных и холодных. Скажите, пожалуйста, можно ли мне оформить временную опеку над внуками, чтобы не забирали их в детдом? Родители не лишены родительских прав, но постоянно пьянствуют. Дети проживают со мной. В опеке мне говорят, что пока родители не лишены в правах, временная опека не оформляется.
История Светланы, октябрь 2013:
Я соседка, живу рядом с бабушкой (ей 72 года), которая уже три года одна растит внука. Сейчас ему семь лет, мама умерла (дочь бабушки), отец ребенка пьет, не работает, деньги на ребенка получает сам, бабушке их не отдает, как и все документы на ребенка (свидетельство о рождении, полис). Отец не отдает бабушке документы, чтобы она не переоформила выплаты на себя. В детской поликлинике, садике и школе просто ее жалеют и принимают без этих документов. Только как месяц общаться стали, ничего до этого не знала, видела мальчика только с бабушкой, думала родители работают просто, а однажды бабушка чуть не плача стояла, и мы разговорились - оказалась такая ситуация. Живут на пенсию, вы понимаете, что это просто впроголодь, мальчик начал уже поправляться, т.к. спорт не доступен им, а питание - бутерброд, пирожок, а на мясо и вареные грудки нет денег. В квартире течет кое-что и кое-где со светом вопросы, но не то чтобы грязища, просто технические сложности, которые женщине не решить, а денег на сантехника и электрика нет. На днях отец ребенка и бабушка попали в опеку, и там сказали, что надо искать другого опекуна, типа по возрасту бабушка не подходит. Разве это законно? Почему опека, зная ситуацию, не лишила отца за эти три года прав? Кто может идти с иском в суд о лишении прав?
История Валентины К., июль 2016 (update):
Моя дочь бросила троих детей на моем иждивении и ушла из дома. Живет своей жизнью, дети ее не видели три года. Сейчас возник вопрос, как решать с детьми. Опека настаивает, чтоб я усыновила детей с угрозами, что их заберут из семьи. На лишение мало оснований, нет причин - так сказали. Я одна воспитываю своего сына инвалида и трех моих внуков. Доходы - пенсия и по уходу за ним и старший сын помогает. Страх в том, что заберут детей, и я не знаю, что делать, пожалуйста, подскажите, как быть.
Сотрудники органов опеки, с которыми судьба столкнула бабушек и внуков, упомянутых в письмах выше, говорят много лукавых слов.
Во-первых, не может быть «делом семейным» личная безопасность ребенка. Прямая обязанность органов опеки - выступать арбитром в тех семейных делах, где на карту ставится жизнь и здоровье детей.
Во-вторых, для передачи ребенка под опеку (в т.ч. временную) совершенно не нужно лишать родителей прав. Достаточно признать детей лишенными родительского попечения административным актом органа опеки и попечительства. Лишение прав необходимо только в целях усыновления ребенка.
Наконец, утверждение, что «ничего не можем сделать, родители не лишены прав», объясняется либо крайним непрофессионализмом, либо крайним цинизмом сотрудника органов опеки. Ведь именно органы опеки полномочны обращаться в суд с просьбой об ограничении или о лишении родительских прав. У родственников это право появляется только после официального назначения их опекунами - в дополнение к полномочиям органов опеки инициировать лишение прав, причем эти полномочия после назначения опекуна никуда не исчезают.
Этика и профессионализм всегда подаются "в одном флаконе".
Практически невозможно держать высокую моральную планку в работе и искать решения (а не отговорки), когда толком не знаешь ни собственных обязанностей, ни полномочий, ни процедур. Напротив, начальная подготовка, постоянный обмен опытом с коллегами, регулярные курсы повышения квалификации создают ту среду, где равнодушный будет вынужден или уйти, или «перековаться» как минимум в добросовестного исполнителя.
Так что я, как всегда, повторю, как важна, нужна, незаменима и ценна профессиональная подготовка и переподготовка сотрудников органов опеки и других государственных служб, занимающихся семейным устройством.