К чему ведет исламизация?

Jan 06, 2019 11:01



О происходящих В Дагестане социальных процессах мы беседуем с Заслуженным деятелем науки РФ и РД, лауреатом Государственной премии СССР и РД по науке, лауреатом премии Н.И.Пирогова, экспертом ЮНЕСКО по биоэтике, Народным и Заслуженным врачом РД, членом Союза писателей России, доктором медицинских наук, профессором Ибрагимом Шамовым.


Ибрагим Ахмедханович Шамов - известнейший во всей стране специалист, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней Дагестанской государственной медицинской академии, автор множества научных работ в области медицины.

Он - яркий представитель плеяды выдающихся советских учёных, получивших качественное фундаментальное образование в стране, давшей им - миллионам детей рабочих и крестьян - ”путёвку в жизнь”.

Той самой стране, на которую сегодня едва ли не во всех СМИ ежедневно выливают ушаты помоев. Но именно та, уже практически утраченная сегодня, система народного просвещения советского общества могла породить настоящих учёных-энциклопедистов, чьи знания не ограничивались одной лишь узкой специализацией, как теперь, а простирались значительно шире, были по-настоящему академическими, всеобъемлющими.

В современном Дагестане Ибрагим Шамов остался одним из немногих, кто обладает незаурядным гражданским мужеством, уже многие годы решительно выступая против насаждения в обществе религиозного мракобесия. Скажу без всякой доли преувеличения: сегодня в Дагестане открытое выступление в защиту светскости, публичная полемика со сторонниками шариатского государства - это действительно акт личного мужества. В полном смысле этого слова.Игорь Бойков: - Ибрагим Ахмедханович, по Вашему мнению распространение религиозного мракобесия, рост приверженцев фундаменталистских, антинаучных взглядов - это действительно серьёзный вызов нашему обществу?
Ибрагим Шамов: - Не просто серьёзный, а очень серьёзный! И вот вам наглядная иллюстрация: бывший президент Дагестана, образованный человек Муху Алиев (руководил с февраля 2006 г. по февраль 2010 г. - И.Б.), бывший коммунист, кстати говоря, все последние годы хвалился тем, что наша республика - самая исламизированная на всём Северном Кавказе. Что у нас сто тринадцать или даже сто семнадцать медресе, семнадцать исламских университетов, а тысяча шестьсот дагестанцев обучается в арабских странах в религиозных заведениях. И это в XXI веке, когда без овладения всем комплексом современных научных знаний в самых широких областях ни о каком настоящем развитии и речи вести невозможно! Простой пример - Индия, которая на сегодняшний день даёт 15% всех специалистов-программистов в Соединённые Штаты. 15%! В США! И это Индия - ещё совсем недавно являвшаяся страной третьего мира! В этом государстве правительство чётко понимает, что нужно стране, по какому пути следует вести развитие. При этом никто там религию не отрицает, но возводить её в какой-то культ никому не приходит в голову. А сколько, к примеру, дагестанцев обучаются сегодня в иностранных вузах на программистов, на физиков? Ни одного! И это уже само по себе говорит о том, что мы отстаём и будем отставать, и дальнейшая исламизация - очень серьёзная угроза нашему развитию, нашей системе образования.

И.Б.: - Вы хотите сказать, что ислам плохо сочетаем с развитием, с организацией системы подлинного народного просвещения?
И.Ш.: - Сейчас вообще модно говорить: “ислам”! “исламская цивилизация”! А вот взять, к примеру, профессора Магомеда Абдуллаева, исследовавшего большой пласт мусульманской культуры в Дагестане с XIII и до начала XX века. За всё это время он открыл для потомков имена максимум пятидесяти человек, которых теперь многие именуют дагестанскими учёными. Но что это за учёные? Всё это богословы. И среди них нет ни одного человека, который внёс бы действительно что-то существенное хотя бы одну область науки.

И.Б.: - А правомочно ли вообще употребление по отношению к богословам термина ”учёные”? На мой взгляд, наука и богословие - принципиально разные вещи.
И.Ш.: -Абсолютно разные! Наука - явление категорически противоположное богословию.

И.Б.: - То есть, когда все эти религиозные деятели заявляют о так называемых ”исламских учёных” надо понимать, что в данном случае речь идёт об откровенной подмене понятий?
И.Ш.: - И не только о подмене. Подмена понятий действительно имеет место. Но какого плана? Когда все эти религиозные деятели спорят со мной, то без конца повторяют: мол, наука, наука, в Коране 800 раз сказано про необходимость развития науки. Я им в ответ привожу простой пример. Вот открыли недавно в Дагестане очередной исламский университет. Я специально пошёл туда, взял их учебную программу. Да, в списке их дисциплин действительно фигурирует наука. Но какая? Оказывается, наука изучения Корана. Вот о чём речь идёт. То есть, опять теология, опять эти пустые разговоры. И ни о какой подлинной науке в действительности говорить не приходится. Поэтому ещё раз повторю: современная исламизация несёт в себе очень высокую угрозу тому высокому уровню образования, который Дагестан действительно получил за годы советской власти.

К примеру, мы - кубачинцы (а сам я кубачинец) в 1306 году приняли ислам, и, в основном, процесс исламизации народов Дагестана был завершён к концу XIV века. C XV века эта религия уже прочно господствовала среди горцев. И что сделано за эти пять долгих веков? Где эти исламские достижения, покажите их мне? А за каких-нибудь пятьдесят лет советской власти в Дагестане все стали абсолютно грамотными, появилось множество образованных людей, учёных. Вот это я понимаю, это действительно наглядное доказательство развития науки. Скажем, метод определения древности горных пород, предложенный в своё время Хабибулой Амирхановым, председателем президиума Дагестанского филиала Академии Наук СССР стал общепризнанным, вошёл в мировую практику. И подобных примеров в тот период было немало. Поэтому я утверждаю, что советский период как для Дагестана, так и для всей нашей страны был наивысшим пиком развития, и сегодня есть большая опасность того, что мы утратим все его плоды.

И.Б.: - К сожалению, подобные мрачные прогнозы всё чаще сбываются - деградация идёт по всем направлениям.
И.Ш.: - Наших детей загоняют в XV век! Хотя нам и пытаются говорить, что, мол, ваше светское образование ниже всякой критики, вы готовите плохих врачей и т.д. Но какие ещё в массе могут получиться врачи из нынешних студентов Дагестанской медакадемии, если все они в своих сёлах ходили всё больше в медресе, и параллельно кое-как окончили общеобразовательную школу? И эти свои аттестаты по большей части попросту купили за деньги. Они же разговаривать элементарно не умеют. Вот вчера мне молодая врач принесла выписку из истории болезни, так на двух страницах я более ста грамматических ошибок нашёл. И это врач! Такова цена нашего нынешнего образования. Ещё раз повторяю: сегодня наших детей насильно загоняют в XV век.

И.Б.: - А кто, по Вашему мнению, стоит за этим процессом?
И.Ш.: - За этим стоит простая вещь. В исламе есть так называемое понятие джихада, которое включает в себя несколько толкований этого явления, в том числе и самосовершенствование…

И.Б.:- Но главное и основное - это война против “неверных”?
И.Ш.: - К сожалению, да. Что означает, что любое ближайшее к миру ислама немусульманское государство должно быть захвачено. Это у них ”Дар аль-Харб” называется.

И.Б.: - То есть, ”земля войны”.
И.Ш.: - Да,та территория, которую необходимо захватить. Ими движет идея всемирного распространения ислама, идея создания всемирной мусульманской уммы.

И.Б.: - От подобных идей и дагестанские ваххабиты отталкиваются. Это для них руководство к действию.
И.Ш.: - Здесь я с Вами не соглашусь. Вообще, эти разговоры о ”плохих ваххабитах” - это просто попытка переложить всё с больной головы на здоровую, попытка найти виновного. На самом же деле мы имеем дело с настоящей исламской идеологией. В Коране есть сура и аяты о шахидизме. Ведь кто все эти так называемые террористы? Чего они хотят? Разве они выходят на площади, внятно требуют чего-то, скажем, политических свобод или отделения Дагестана от России? Ведь ничего подобного нет. Потому никакие это не террористы. Это самые настоящие религиозные фанатики. И их готовят не ваххабиты, а люди ислама. В исламе всё это заложено. Я ведь говорил, что в Коране есть сура о шахидизме. И потом, я никогда не поверю, что в 1999 году банды Басаева и Хаттаба вторглись на нашу землю по приглашению именно ваххабитов. Да ничего подобного! Наши исламисты им сказали: вы приходите, а мы восстанем.

И.Б.: - Там есть одно часто повторяющееся пожелание: ”О вы, которые не уверовали, да будет вам наказание мучительное”!
И.Ш.: - Да это проходит красной нитью через весь Коран. При этом мне пытаются возражать: мол, там такого нет. Да как же нет? Вы его прочтите его сначала от и до! Хотя мои оппоненты мне говорят: мол, в переводе Коран вообще нельзя читать, его надо читать исключительно в подлиннике, на арабском. И утверждают это люди, которые, дожив до пятидесяти - шестидесяти лет, даже толком по-русски не научились говорить, но утверждают при этом, будто умеют читать Коран на староарабском! Я изучал его в самом лучшем переводе Нури Османова, профессора, сотрудника института востоковедения, известного на весь мир человека. Я считаю, что это вообще лучший перевод на русский язык из всех существующих.

К сожалению, подобные явления распространены не только у нас. Приведу только один пример. Прочёл недавно в газетах, что некий имам Омар, сидя в Лондоне, в мечети, которую ему позволили построить там толерантные и либеральные англичане, проповедует буквально следующее: мол, эти англичане, здесь временные жители, мы - мусульмане - должны захватить эту страну, мы должны обратить её в ислам. Вот и вся их идеология - создать всемирную умму!

И.Б.: - То есть речь идёт о борьбе за мировое господство?
И.Ш.: - Да, речь идёт именно об этом. А если возвращаться к Дагестану, то у всех у них в мыслях присутствует одно - создание шариатского государства. Вот что самое страшное.

И.Б.: - Сторонники шариатского государства - это ведь не только те, кто сейчас бегает с оружием по лесам. Выразителей подобных идей хватает и на улицах дагестанских городов.
И.Ш.: - Абсолютно верно. Именно об этом я и говорю. Всех, кто бегает по лесам обучили те, кто сидит здесь, в городах - в мечетях, медресе, религиозных университетах.

Подобная идея опасна ещё и вот чем. Давайте обратимся к истории. Арабы в VII веке пришли в Дагестан с мечом и кровью. И продолжали вторгаться сюда многократно вплоть до XI века…

И.Б.: - То есть, Вы считаете, что в данном случае мы имеем дело с самой сутью исламской религии? Что всё это предопределено изначально?
И.Ш.: - Совершенно верно. Это действительно предопределено самой её сутью.

И.Б.:- Следовательно, по Вашему мнению, никакой принципиальной разницы между теми, кто сейчас бегает по лесам, и теми, кто считается ”традиционными мусульманами” не существует?
И.Ш.: - Абсолютно никакой разницы, хоть это и прозвучит несколько резко. Хотя даже если принципиальные различия и имеют место быть, то важны не они, а принципиальные сходства. Ведь все те, кто бегает сейчас по лесам, воспитаны теми, кто сидит здесь, в городах. Вот в чём вся беда. В Коране есть огромное количество сур и аятов, которые проповедуют ненависть к представителям других религий. И.Б.: - Там есть одно часто повторяющееся пожелание: ”О вы, которые не уверовали, да будет вам наказание мучительное”!

И.Ш.: - Да это проходит красной нитью через весь Коран. При этом мне пытаются возражать: мол, там такого нет. Да как же нет? Вы его прочтите его сначала от и до! Хотя мои оппоненты мне говорят: мол, в переводе Коран вообще нельзя читать, его надо читать исключительно в подлиннике, на арабском. И утверждают это люди, которые, дожив до пятидесяти - шестидесяти лет, даже толком по-русски не научились говорить, но утверждают при этом, будто умеют читать Коран на староарабском! Я изучал его в самом лучшем переводе Нури Османова, профессора, сотрудника института востоковедения, известного на весь мир человека. Я считаю, что это вообще лучший перевод на русский язык из всех существующих.

К сожалению, подобные явления распространены не только у нас. Приведу только один пример. Прочёл недавно в газетах, что некий имам Омар, сидя в Лондоне, в мечети, которую ему позволили построить там толерантные и либеральные англичане, проповедует буквально следующее: мол, эти англичане, здесь временные жители, мы - мусульмане - должны захватить эту страну, мы должны обратить её в ислам. Вот и вся их идеология - создать всемирную умму!

И.Б.: - То есть речь идёт о борьбе за мировое господство?
И.Ш.: - Да, речь идёт именно об этом. А если возвращаться к Дагестану, то у всех у них в мыслях присутствует одно - создание шариатского государства. Вот что самое страшное.

И.Б.: - Сторонники шариатского государства - это ведь не только те, кто сейчас бегает с оружием по лесам. Выразителей подобных идей хватает и на улицах дагестанских городов.
И.Ш.: - Абсолютно верно. Именно об этом я и говорю. Всех, кто бегает по лесам обучили те, кто сидит здесь, в городах - в мечетях, медресе, религиозных университетах.

Подобная идея опасна ещё и вот чем. Давайте обратимся к истории. Арабы в VII веке пришли в Дагестан с мечом и кровью. И продолжали вторгаться сюда многократно вплоть до XI века…

И.Б.: - Зато сейчас практически во всех местных СМИ упорно пишут о будто бы имевшем место сугубо мирном распространении ислама в Дагестане.
И.Ш.: - Да какое мирное распространение?! Ведь в арабских источниках тех лет прямо говорится: убили правителя Кумуха и всех неверных, разделили имущество тех, кто им покорился; убили правителя Кайтага и т.д. Это было настоящее завоевание. К XI веку арабам удалось покорить примерно 1/5 территории современного Дагестана, в основном, его низменную, приморскую часть. И чтобы удержать эту завоёванную территорию, они начали массовое переселение сюда мусульман. Так, например, двадцать тысяч человек переселили из Сирии в Дербент, ещё несколько десятков тысяч на земли табасаранцев. После этого ислам начал своё проникновение дальше в горы, и к XIV - XV векам Дагестан сделался мусульманским. К 1917 году ислам прочно господствовал здесь уже на протяжении пяти веков.

И вот за эти пятьсот лет Дагестан превратился в вымирающую страну, по-настоящему вымирающую. К моменту Октябрьской революции мы имели огромное количество сёл, чьё население было поголовно больно туберкулёзом, поголовно больно сифилисом. Огромное распространение получила проказа, появилось множество слепых вследствие перенесённой трахомы. Люди тысячами страдали от кожных болезней, их ежегодно косила малярия. Причём тогда, к 1917 году нас - дагестанцев - было всего 400 тысяч человек. И мы даже не могли прокормить самих себя, хотя каждый клочок земли в горах тогда был обработан. Дагестанцы вообще-то очень трудолюбивый народ. Когда недавно фашист Жириновский в Думе заявил, что кавказцы якобы изначально, по своей природе ленивы и не любят трудится….

И.Б.: - Ну, какой Жириновский фашист? Он просто популист, беспринципный политик.
И.Ш.: - Он - пешка, говорит то, что от него требуют. Я выступил тогда в печати с развёрнутым ответом на его нападки…

Так вот, тогда в Дагестане в горах был возделан каждый клочок земли, было очень развито террасное земледелие. То количество труда, которое дагестанцы затратили, годами обрабатывая каменистую, плохо пригодную для пахоты землю, можно сопоставить с теми усилиями, которые прикладывали древние египтяне при строительстве своих пирамид. И всё равно к началу XX века мы не могли сами себя прокормить. До 40% наших людей занималось отходничеством, то есть, ездило на заработки в Баку, в другие города. А сегодня они хотят создавать шариатское государство! Они что, с ума сошли? Да у нас население выросло до двух с половиной миллионов, при том, что наш республиканский бюджет на 80% состоит из российских дотаций. А что начнётся в случае установления шариатского режима? Да здесь уже через год начнётся голодный мор и кровавая бойня, мы вымрем полностью! Вот в чём главная опасность всех этих идей о шариатском государстве.

Беседовал Игорь Бойков,

г. Махачкала

ислам, исламизация, деградация

Previous post Next post
Up