Попались интересные материалы об исчезающем сибирском народе - кетах. Компактно живут они в низовьях Енисея, но отдельные представители народа есть и в других местах, в том числе за пределами России. Скажем, на Украине, согласно тамошней переписи 2001 г., насчитывается 37 кетов. В целом осталось их на планете совсем мало (не более 2 тыс. человек), а язык их вовсе под угрозой, поскольку в настоящее время более или менее объясниться на нём могут от силы 200-300 человек. Где на карте красный кружок нарисован - там они компактно обитают.
Кеты - не единственный из малых сибирских народов, оказавшихся в подобной угрожающей ситуации. Но именно они интересны тем, что могут считаться как бы «мостиком», связывающим народы Евразии и Америки.
Наиболее распространённой версией заселения Америки людьми является такая: человеческие племена 20-30 тыс. лет назад проникли на Аляску из Евразии через Берингов пролив. И потом продвигались по американскому континенту с севера на юг.
Кроме этой «школьной» схемы, до сей поры живы в науке и другие. К примеру, есть теория проникновения первых поселенцев в Америку через Исландию и Гренландию. Есть версии, связанные с малайскими мореходами, египтянами, финикийцами и кое-какими другими народами. И есть концепция зарождения человечества независимо в разных очагах, рассеянных по планете. Если эту концепцию принять, то можно попытаться доказать, что один или несколько таких очагов находились в Америке. Мол, пришельцы пришельцами, но и автохтонное население (автохтон - коренной житель) в Америке наличествовало. Один из исследователей, чех Войтех Фрич, уверяет даже, что вообще всё человечество и все млекопитающие происходят из Южной Америки. То есть пути распространения «первочеловеков» были направлены в противоположную общепринятой версии сторону: из Америки - на другие континенты.
В пользу общепринятой версии - то, что в Америке не найдены останки человекообразных обезьян и что можно усмотреть антропологическое сходство американских индейцев с некоторыми народами из глубинных частей Азии. Под наибольшим «подозрением» как родственники индейцев Нового Света оказываются вот эти самые кеты, тибетцы и некоторые северокавказские народы (чеченцы, ингуши, лезгины и др.). Родство усматривается не только по антропологическим признакам, но и в языке.
Кавказские и тибетские языки более или менее живы, поддерживаются их носителями. А с кетским языком ситуация очень любопытная. Он в настоящее время - последний уцелевший живой язык из так называемой енисейской языковой семьи. Другие родственные языки - пумпокольский, аринский, ассанский, коттский - исчезли ещё в 18-19 веках. Последним по времени исчез югский язык, который до 1960-х годов рассматривался как сымский диалект кетского языка, но потом был выделен учёными отдельно. К сожалению, это ему не помогло. Официальное число его носителей по переписи 2002 года - 131 человек. Но реально их гораздо меньше, а может, и вовсе не осталось. Несколько семей, относящих себя к народу югов, ещё живут на Енисее, но родным языком не пользуются. И сохранить его, конечно, не в состоянии.
Кетским языком представители старшего поколения ещё иногда пользуются в обыденной жизни (хотя теперь основной язык общения у кетов - русский). Несмотря на крайне малое общее число носителей кетского языка, он имеет аж три диалекта: северный, центральный и южный. Южный, в свою очередь, подразделяется на два говора: елогуйский и подкаменнотунгусский. Фактические различия между всеми ними относительно невелики, однако сами носители диалектов и говоров четко осознают отличие собственного варианта от вариантов соседей и, как правило, считают собственный вариант единственно правильным, а все прочие говоры - искажениями кетского языка. Вот такая анекдотическая ситуация: на две сотни носителей - четыре разных варианта говорения.
Когда в начале 90-х годов была сделана попытка повысить внимание к языку и преподавать его в школах там, где компактно проживают кеты (поселения Келлог, Горошиха, Верещагино, Сургутиха, Бакланиха и Суломай), отсутствие единой нормы языка было очень ощутимым. Население зачастую считало, что тот или иной педагог учит детей неправильно, поскольку он опирался не на местную норму, а на иную.
В нескольких школах упомянутых населённых пунктов язык преподают детям до сей поры, однако энтузиазма у просветителей и хранителей традиций ныне заметно поубавилось. Сами кеты, к сожалению, не считают обучение детей языку предков чем-то полезным и нужным для дальнейшей жизни. Эффективность преподавания крайне низка. Так что, судя по всему, кетский язык продержится не долго. Вероятно, его ждёт та же судьба, что и у прочих енисейских языков. Увы, даже наличие американских «родственников» не помогает…
Если кому-нибудь интересны подробности, то вот здесь есть замечательный сайт, подробно рассказывающий о языках малых народов Сибири:
http://lingsib.unesco.ru/ru/languages/ket.shtml.htm *