Отдохнули, попили чаю, и незаметно наступило время идти встречать с работы главу семьи. Ещё накануне мы решили, что все вместе побродим вечером. Точкой встречи назначили начало проспекта Калинина
Проспект и расположенный рядом с ним Южный парк - это остатки Хабарбергского фронта второго вального оборонительного обвода, построенного в середине XIX века. Укрепления были частично срыты в 1910 - 1912 годах; притом, что создание парка датируется 1841 годом. На фото - редьюит Хабербергского равелина.
Пошли дальше, в сторону Фридландских ворот:
Зелёная зона, по которой мы идём - это остатки земляного вала; притом, что в остатки него, врезаны бункеры времён войны:
Дошли до Фридландского равелина. Здесь моё внимание обратили на ворота, ведущие в редьюит:
Створки клёпаные, и в них видны следы попадания пуль и осколков. Не удивлюсь, если выяснится, что они - ровесники самого укрепления
Надо заметить, что ров, расположенный перед фронтом, в основном, сохранился; сейчас он проходит по разряду прудов и здорово украшает местность:
Вскоре, мы дошли до Фридландских ворот, на территории вокруг которых организован музей. Заходить не стали, посмотрели через забор. Со стороны равелина сохранился фрагмент вала:
А со стороны улицы Дзержинского, на глаза попался старый трамвай на музейной стоянке. Как понимаю - изделие "Готы":
Над воротами стоит скульптура, позже я вычитал, что это комтур Фридрих фон Цоллерн, предок династии Гогенцоллернов:
Здесь мы развернулись и пошли в сторону площади Калинина. Перешли на другую сторону и тут же, в глаза бросились элементы одного из жилых домов:
Водосточные трубы, утопленные в стене и деревянная балюстрада. Немецкий след? В здании поодаль я заметил ещё один архитектурный элемент:
Интересно, что должно было располагаться в квадратном "кармане" - стеклянная табличка с номером дома?
Здесь же мне показали немецкий гидрант:
Позже, я узнал, что здесь он не один такой - ещё по городу встречаются.
Прогулка продолжалась. Мы вышли на площадь Калинина, посмотрели на клёпаные навесы над платформами Южного вокзала - тоже, с немецких времён, прошли мимо памятника Калинину и дошли до Бранденбургских ворот:
Место фотогеничное, имеются рекламные снимки с трамваем, проходящим под воротами, однако, увы - это уже история - с 2010 года трамвай здесь не ходит; я упоминал про состояние линии в этом
посте. Да, мы снова дошли до улицы Багратиона.
Со стороны фронта, на воротах выполнены прусские орлы:
![](https://admiral-scheer.livejournal.com/806441.html)
С горжевой стороны - барельефы, изображающие фельдмаршала Бойена и генерала фон Астера:
В самих воротах сейчас работает Музей марципана.
После ворот, мы плавно повернули в сторону дома - уже темнело; да и мы все изрядно находились. Шли по Багратиона - в этом мсте улица тихая и спокойная. Жаль, без трамвая:
Дома обсудили прошедший день и разошлись отдыхать. Назавтра хозяевам предстояли ежедневные хлопоты, а мне - отлёт.