На четвертом курсе к профильным дисциплинам добавились ещё две - "Аэродинамика" и "Динамика полёта"; и если по "Аэродинамике" обучение было традиционным - лекции, семинары, курсовая и экзамен; то по "Динамике" добавился ещё один момент - лётная практика. У института есть свой аэродром, в окрестностях Волоколамска, и вот там всё и происходило.
Лётная практика была объявлена делом добровольным, да и проходила она уже после сессии. Количество мест было ограничено, но и желающих, что ни говори, было не очень много. Всё-таки, к этому времени и отсев сработал, и работу себе кто-то оплачиваемую нашёл, да мало ли причин...
Для прохождения практики нам было выделено 2 ВС - Як-18Т и Ан-2. Позже, подключили ещё и Як-52, но его участие было эпизодическим. Организационно, нас разбили на "экипажи" по 4 человека и закрепили за лётчиком-инструктором, за которым также было закреплено и воздушное судно. Таким образом получалось, что каждый студент с самого начала закреплялся за одним бортом, на всё время практики. Единственное исключение - первый день; тогда каждый совершил вылет и на Як-18Т, и на Ан-2.
Что запомнилось из первого полёта (который состоялся на "тэшке")? В конце каждой эволюции, командир подавал команду "Нейтрально", но как выяснилось, почему-то все слышали это как "Неправильно!" и до самого вечера ходили озадаченные. Только в конце дня мы решили узнать - а в чём косяк-то? Тогда и выяснилось...
На распределении, меня направили на Ан-2. Поначалу расстраивался - здоровенная "корова", не чета "тэшке". Жизнь показала, что я заблуждался; самое главное - лётчик-инструктор на Ан-2 давала возможность своими руками и ногами прочувствовать что это такое - управление самолётом. Было, в частности, у нас упражнение - командир прибирает газ, а ты удерживаешь самолёт в горизонтальном полёте. Поначалу, да - самолёт реагирует чутко, а вот далее, по мере сброса скорости, рули становятся всё менее внятными. И вот момент - скорость упала до 90, со стуком вышли предкрылки. И тут наша КВС сообщает - "Смотри, на этой скорости, самолёт практически неуправляем!", и размашисто перекладывает штурвал от упора до упора. Ан-2, меееедленно, нехотя, пытается создать крен то в одну, то в другую сторону. Ладно, учебный эффект достигнут; оборотов двигателю добавляют. По мере роста скорости, управление снова становится внятным.
Запомнился ещё крайний вылет. Так получилось, что моя очередь тоже оказалась крайней. Упражнения выполнены, можно возвращаться на аэродром. И тут мне задают вопрос - а где он, собственно. Естественно, показываю (удаление где-то километров 8). "Правильно" - говорят, - "Значит так, высота 1200, выдерживаешь. Курс - на аэродром. Давай!". В общем, только перед четвёртым разворотом управление забрали...
Кстати, КВСом нашим была весьма обаятельная женщина.