Агентство ОБС: Время баблораспила

Feb 27, 2023 10:58

Информационное агентство «Один Блумберг Cказал» опубликовало на своём сайте забавную статейку о текущем состоянии американского военно-промышленного комплекса (ВПК).

Russia’s War on Ukraine, China’s Rise Expose US Military Failings
Cost overruns and a culture of risk aversion underscore the problems at the Pentagon.
By Peter Martin, Courtney McBride and Roxana Tiron
21 февраля 2023 г.
https://www.bloomberg.com/news/features/2023-02-21/pentagon-dod-actions-spark-concern-if-us-military-equipped-for-war

Война России на Украине и подъем Китая демонстрируют недостатки американского ВПК
Перерасход средств и культура неприятия риска усугубляют проблемы Пентагона.
Питер Мартин, Кортни Макбрайд, Роксана Тайрон
21 февраля 2023 г.

Этот проект был задуман как центральный элемент программы стоимостью 200 миллиардов долларов, которая должна была революционизировать способы ведения боевых действий армией США. Теперь 25-тонная машина, ставшая символом безвременья, царящего на стыке Пентагона с оборонной промышленностью, пылится на складе в Вирджинии.

NLOS-C (Non-Line-of-Sight Cannon), самоходная 155-мм гаубица на гусеничной базе, была основной планов армии по разработке высокотехнологичной системы, которая помогла бы нивелировать численное преимущество в артиллерии таких стран, как Китай или Россия.

Это была часть амбициозной концепции по замене боевых подразделений семейством наземных и воздушных машин, как пилотируемых, так и роботизированных, объединенных в беспроводную сеть.

Однако проект оказался слишком амбициозным: так называемая программа Future Combat Systems страдала от технологических проблем, отставания от графика и растущих расходов. К тому времени, когда NLOS-C в 2008 году был представлен на Национальном Молле в Вашингтоне, вокруг него уже начали возникать некоторые сомнения.

«На нас оказывалось такое давление, чтобы закончить сборку и интеграцию в срок, что мы собирали вместе компоненты, которые никогда раньше не стыковались», - вспоминает Марк Синьорелли (Mark Signorelli), работавший на подрядчиков United Defense, а затем BAE Systems, которые разработали NLOS-C.

В 2009 году, потратив 20 миллиардов долларов за восемь лет и не добившись практически ничего, Пентагон отменил проект Future Combat Systems, которым руководили компании Boeing Co. и SAIC, предотвратив то, что тогдашний министр обороны Роберт Гейтс (Robert Gates) назвал «дорогостоящей катастрофой».

Крах крупнейшей и самой амбициозной программы закупок в истории армии показывает, что оборонно-промышленная база, которая десятилетиями поддерживала военное превосходство США, начинает давать сбои. Нехватка боеприпасов, неудачные аудиторские проверки и пробелы в системе наблюдения, вскрытые китайским воздушным шаром, свидетельствуют о том, что американский военно-промышленный комплекс всё меньше соответствует своему назначению.




Поскольку вторжение России на Украину продолжается второй год, а проблемы в отношениях с Китаем достигли новых глубин в связи с многочисленными вспышками напряженности - начиная Тайванем и кончая производством полупроводников - это вызывает серьезные вопросы о готовности США к ведению войны.

«У нас есть оборонная промышленная база, созданная для достижения первого уровня сдерживания в силу развернутых нами платформ мирового класса, - говорит Рой Кампхаузен (Roy Kamphausen), бывший советник по Китаю председателя объединенного комитета начальников штабов, а ныне президент Национального бюро азиатских исследований, - но есть серьезные вопросы о том, как мы сможем продержаться в высокоинтенсивном обычном конфликте продолжительностью более нескольких недель».

После десятилетий консолидации отрасль страдает от недостатка конкуренции и не имеет такого «потенциала резкого роста», который необходим для ведения крупных промышленных войн. Перерасход средств стал обычным делом, а культура неприятия риска царит на всех уровнях от Пентагона до залов заседаний советов директоров гигантов оборонной промышленности.

Отказ от Future Combat Systems означает, что по прошествии более десяти лет армия США все еще не разработала замену своей бронетехнике времен холодной войны - танку Abrams и бронетранспортёру Bradley.

Та же ситуация наблюдается в области гиперзвуковых ракет, где США еще в 1960-х годах имели сильное технологическое превосходство. Агентство перспективных оборонных исследовательских проектов (DARPA) начало программу по разработке гиперзвукового оружия в начале 2000-х годов, но после ряда неудачных испытаний ее пришлось остановить.

Перенесемся в лето 2021 года, когда Китай провел два испытания гиперзвукового оружия, включая запуск в космос орбитальной платформы, способной нести ядерный заряд. Быстрое, низколетящее и высокоманевренное оружие представляет собой потенциальную угрозу для обороны, поскольку его можно использовать для отправки ядерных боеголовок через Южный полюс в обход американских противоракетных систем.

Однако эти испытания также свидетельствуют, что США, возможно, хронически недооценивают способность Китая поставлять инновационные технологии своим военным.

Таким образом проявилась неспособность Министерства обороны перевести критически важные технологии, находящиеся в стадии НИОКР, в производство, в результате чего «Россия и Китай нас догнали, - сказала Мишель Флорной (Michèle Flournoy), бывший заместитель министра обороны по вопросам политики. - Теперь идёт игра в догонялки».

Прошлым летом прозвучал еще один тревожный звонок. По мере того, как Вашингтон отправлял Украине противотанковые ракеты Javelin и зенитные ракеты Stinger, а также гаубицы и боеприпасы к ним, он начал истощать свои собственные запасы.




По словам Мишель Флорной, потенциального претендента на пост министра обороны, начинает проявляться ещё одна проблема, касающаяся способности США противостоять Китаю: присутствие компонентов китайского производства в цепочках поставок оборонной продукции, которые создают «неприемлемую зависимость, если не уязвимость».

«Большинство основных подрядчиков даже не могут сказать, сколько китайских комплектующих находится в их системах, начиная от полупроводниковых компонентов, дисплеев и заканчивая гайками и болтами» - сказала она.

Министерство обороны признало, что оборонная промышленная база сталкивается теми же проблемами, что и другие отрасли. «Время от заказа компонента до его поставки определяет сроки производства, - сказал пресс-секретарь Джефф Юргенсен (Jeff Jurgensen). - Чтобы компенсировать длительное время ожидания, Министерство осуществляет постоянные инвестиции в расширение производственных мощностей и создание запасов критически важных вооружений и материалов».

Проблемы оборонной промышленности превратились в вопрос неотложной важности за последние 18 месяцев, но они насчитывают десятилетия.

После падения Советского Союза американские политики надеялись получить «дивиденды мира» - экономические выгоды от сокращения расходов на оборону. Тогдашний заместитель министра обороны Уильям Перри (William Perry) объяснил, что это будет означать для отрасли. На ужине, который теперь известен как «последний ужин», он сказал руководителям компаний, что они должны или консолидироваться, или умереть.

Они консолидировались. Оборонный сектор сократился с более чем 70 аэрокосмических и оборонных «основных подрядчиков», которые работали напрямую с правительством в 1980 году, до 5 к началу 2000-х годов. Эти же пять компаний находятся в списке и сегодня: Lockheed Martin Corp., Raytheon Technologies Corp., General Dynamics Corp., Northrop Grumman Corp. и Boeing.

«Не так давно у нас было в пять раз больше подрядчиков, и было больше конкуренции, больше творчества, - сказал конгрессмен Кен Калверт (Ken Calvert), республиканец из Калифорнии, возглавляющий комиссию Палаты представителей по расходам на оборону. - По мере того, как эти крупные парни скупали более мелких, выдвигавших идеи, а затем инкапсулировали их и реструктуризировали, это лишило нас многих инноваций».

Даже в некоторых крупных проектах в итоге остается только один участник. В 2019 году компания Boeing отказалась от участия в программе Пентагона по разработке и закупке межконтинентальной баллистической ракеты нового поколения, поскольку сочла, что тендер сильно перекошен в пользу Northrop Grumman, в результате чего Northrop остался единственным участником тендера на проект стоимостью почти 85 млрд долларов.

Нехватка подрядчиков и жесткие требования их единственного заказчика - Пентагона - способствуют перерасходу средств, который стал хроническим заболеванием отрасли. Один из ярких примеров - «Литоральный боевой корабль». Первоначальная программа в 55 кораблей стоимостью 220 миллионов долларов за единицу сократилось до 35 кораблей стоимостью в среднем 478 миллионов долларов.




Но это ничто по сравнению с F-35. По прогнозам, стоимость F-35 Joint Strike Fighter - самой дорогой в мире программы вооружений - составит 1,7 триллиона долларов за 66-летний срок службы, что примерно равно номинальному ВВП России. Несмотря на головокружительный ценник, истребитель по-прежнему страдает от недостатков программного обеспечения.

Эти перерасходы заложены в систему. Как и многие другие оборонные проекты, F-35 тесно связан с внутренней политикой США. Почти каждый штат имеет экономические связи с этим проектом, причем 29 штатов рассчитывают на экономическую активность в размере 100 миллионов долларов или более. По данным компании Lockheed Martin, F-35 прямо или косвенно создает около 250 000 рабочих мест в 45 штатах и Пуэрто-Рико.

Запутанный процесс приобретения оборонной техники вытеснил творческий подход и затруднил внедрение инноваций. В исследовании Института Хадсона от 2021 года утверждается, что время, необходимое Министерству обороны для перехода от определения потребности к заключению контракта, увеличилось примерно с одного года в 1950 году до семи лет сегодня. Для инновационных систем, таких как F-35, может потребоваться еще 21 год для введения в эксплуатацию.

Китай, напротив, способен предоставить возможности гораздо быстрее. В своем выступлении в июле 2021 года генерал-майор Кэмерон Холт (Cameron Holt), в то время заместитель помощника министра ВВС по закупкам, оценил, что Китай закупает боеприпасы и другие высокотехнологичные системы вооружений в пять-шесть раз быстрее, чем США.

В основе проблемы лежит процесс планирования, программирования, бюджетирования и исполнения, известный как PPBE (Рlanning, Рrogramming, Budgeting and Execution). Он контролирует ресурсы, которые обеспечивают реализацию программ вооружений, но его репутация такова, что Конгресс создал комиссию для реорганизации этого процесса. Комиссия должна представить доклад в этом году.

«Пентагон - это огромная бюрократическая структура с очень долгими, медленными и громоздкими процессами бюджетирования и приобретения, - говорит Стейси Петтиджон (Stacie Pettyjohn) из Центра за новую американскую безопасность. - Вы не получаете реального вознаграждения за то, что идете на риск».

Щедрость Пентагона настолько велика, что через военные базы и контракты она затрагивает всех 535 членов Конгресса США - деньги, которые превращаются в рабочие места и доходы для компаний, являющихся основными спонсорами избирательных кампаний.

Кроме того, существуют правила Пентагона, которые со временем помогли сформировать методы работы оборонных компаний. В результате традиционные оборонные подрядчики умело маневрируют в обременительном процессе регулирования, необходимом для ведения бизнеса с Пентагоном, в то время как начинающие компании не имеют таких возможностей.




Элону Маску (Elon Musk) пришлось судиться с правительством, чтобы получить разрешение на участие SpaceX в конкурсе на космические запуски Пентагона в интересах национальной безопасности. В то время правительство США вливало деньги в United Launch Alliance - совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin, которое использовало для вывода в космос спутников Пентагона ракетные двигатели российского производства.

Маск выиграл. К тому времени, когда он подал в суд, SpaceX уже запустила свою ракету Falcon 9 и сотрудничала с НАСА. United Launch Alliance теперь сотрудничает с Blue Origin Джеффа Безоса (Jeff Bezos) для разработки полностью многоразового двигателя американского производства.

«У них есть девиз: «Провалиться, чтобы преуспеть», - говорит Калверт, который знаком с Маском уже 20 лет. - Другими словами, они не боятся неудач, потому что учатся на них».

Система создаёт множество платформ и технологий, которые уже есть у США, из-за чего, например, возникает нехватка мощностей для производства боеприпасов на замену тех, что были отправлены в качестве военной помощи Киеву. Количество «Джавелинов», переданных с февраля по август прошлого года, соответствует семи годам производства при темпах 2022 года, показало исследование Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies, CSIS) в Вашингтоне. Количество поставленных «Стингеров» соответствовало количеству, изготовленному для всех иностранных заказчиков за последние два десятилетия.

Недостаток средств обусловлен реформами, проведенными в 1990-х годах, когда Пентагон стимулировал оборонных подрядчиков принять революционную концепцию производства «точно в срок». Новая система была несовершенной, но она не обязательно была неэффективной для решения задач того времени. Однако сейчас это так.

«В заявке приоритет отдавался сокращению простоя, а не поддержанию гибкости производства, и этот недостаток сейчас становится очевидным из-за хрупкости производственной экосистемы», - говорит Синтия Кук (Cynthia Cook), директор группы оборонно-промышленных инициатив в CSIS.

Пентагон относится к оборонно-промышленной базе как к «магазину скобяных товаров, у которого есть много других клиентов», - сказал Эрик Фэннинг, бывший министр армии, который сейчас является президентом Ассоциации аэрокосмической промышленности. - В то время как на самом деле есть только один клиент, а это означает, что компаниям, производящим боеприпасы, нет смысла поддерживать мощности, превышающие спрос».

Эти же ограничения на промышленное производство США, выявленные при поставках в Украину, будут действовать в любой потенциальной войне против Китая, чья экономика примерно в 10 раз больше российской. Недавние военные игры, проведенные CSIS, показали, что в конфликте за Тайвань у США менее чем за неделю могут закончиться высокоточные боеприпасы дальнего радиуса действия.

Одновременно с производственной революцией промышленность в поисках низких затрат и высокой эффективности начала использовать глобальные цепочки поставок, не обращая внимания на геополитические риски.

В отчете Пентагона за февраль 2022 года подчеркивается уязвимость цепочек поставок в таких областях, как гиперзвук, оружие направленной энергии и микроэлектроника. Корпорация титановых металлов (Titanium Metals Corporation, TIMET), например, является последним оставшимся в США производителем титановой губки, необходимой для изготовления двигателей военной техники, конструкционных элементов в авиации и брони для основного боевого танка США.

В сентябре 2022 года Пентагон приостановил поставки самолета F-35 после того, как выяснилось, что сплав, используемый в магнитах для насосов, и поставляемый компанией Honeywell International Inc., производится в Китае. Поставки возобновились после того, как компания нашла «альтернативного американского поставщика» для этого сплава.

Все эти факторы влияют на способность Америки сдерживать Китай.

Правительство США проводит переоценку своих процессов проектирования, производства, поставки и обслуживания оборудования, сказал представитель Министерства обороны сказал Джефф Юргенсен. «Эти действия позволят нам предоставлять армии новые возможности с той скоростью и в тех масштабах, которые необходимы для ведения высокоэффективных боевых действий, обеспечивая тем самым сдерживание противника».




Всё сказанное не является причиной для паники. США по-прежнему тратят на свои вооруженные силы больше, чем кто-либо другой, и обладают технологиями, которые Китай и другие страны стремятся скопировать. У Китая тоже есть свои проблемы: хроническая коррупция и неспособность догнать США в таких основополагающих технологиях, как полупроводники и реактивные двигатели.

После недавних потрясений в Пентагоне появилось ощущение чрезвычайности ситуации. Даже у отмененной программы Future Combat Systems были свои достоинства, утверждает Синьорелли, бывший сотрудник BAE Systems.

«Сегодня я могу указать на машины, в которых используются технологии, разработанные нами в рамках программы FCS», - сказал он.

По мнению генерал-майора в отставке Джона Феррари (John Ferrari), занимавшего должность директора по анализу и оценке программ, проблема заключается в том, что из-за сложности и многогранности отношений между промышленностью и Пентагоном трудно понять, с чего следует начинать реформы.

«Каждый человек знает: то, что мы делаем, - это безумие, - сказал Феррари. - Но все беспомощны, чтобы изменить это».
Previous post
Up