Слушай, Россия: я - русская из Донецка - к тебе больше не хочу. И я не хочу, чтобы Москва становилась моей столицей. Такие, как я, сейчас активно прощаются с Россией и иллюзиями, питаемыми по ее поводу. И хотя кажется, что благодарить эту страну не за что, повод сказать «спасибо» все же есть.
«А знаешь, все еще будет». Эти слова не давали мне покоя много лет. Слова из песни Аллы Пугачевой, которые были использованы в качестве слогана для рекламы бытовой техники на станции «Курская» в Москве. 1997 год. Я уезжаю из этого города, плачу и думаю: вот бы никогда не уезжать, вот бы это была столица моей страны… Оглядываюсь на прощание - и вижу эту рекламу со слоганом, написанным красным по белому.
«А знаешь, все еще будет».
Только сейчас, спустя 17 лет, я понимаю: это была плохая примета. Россия, я - русская из Донецка - к тебе больше не хочу. И я не хочу, чтобы Москва становилась моей столицей. Такие, как я, сейчас активно прощаются с Россией и иллюзиями, питаемыми по ее поводу. И хотя кажется, что благодарить эту страну не за что, повод сказать «спасибо» все же есть.
Прежде всего дончанам стоит поблагодарить Россию за то, что она подарила им Украину. Они жили больше 20 лет, «под собою не чуя страны», и вдруг она у них появилась. Живая, верная. Кто-то этого не понял, но есть те, кто принял эту любовь с благодарностью, и для нас, «русских» дончан, это стало шагом к лучшей жизни. Все, о чем мы осмеливались грезить, - лишь изредка бывать в Европе. Но сейчас Украина - наша страна - сама станет ею, она добилась этого, она была этого достойна, и у нас теперь тоже будет шанс наладить жизнь, которая раньше казалась только мечтой.
Нам стоит благодарить Россию за то, что мы осознали себя. Мы, не знавшие никакой самоидентичности, вдруг увидели, как она нарождается прямо на наших улицах. Мы поняли, что мы - вовсе не «русские на чужбине», что мы не безродные, не потерянные и не брошенные. Мы - украинцы, наша страна за нашими плечами, и это то, что может окрылять. Мы узнали, что такое патриотизм, любовь к родине, уважение к ее языку и национальным символам. Мы обнаружили, что это для нас уже не пустые слова, что мы готовы рисковать ради этого. И пусть не все из нас пошли в бой, но у многих бои совершились внутри - между слепым очарованием чужой страной и признанием своей собственной. И вторая безоговорочно победила.
Да, по национальности, по рождению я - русская. Но после ноября 2013 года я очень рада вопросу иностранцев, интересующихся, не из России ли я. Мне приятно ответить «нет», и мне нравится бесконечно называть свою страну по имени. Я - украинка, из Украины. Ее имя теперь всегда будет звучать как символ свободы и величия.
Мы обязательно должны сказать России спасибо за то, что она открыла нам глаза на нас самих. Сколько раз мы называли соотечественников «хохлами», будучи уверенными в том, что Донецк к ним не относится! Но сегодня мы поняли, что «хохлов» не существует. Есть украинцы, и это героическая нация, великая нация, уникальная нация, которая не стала терпеть унижение, а мужественно расправилась с ним, подарив право на счастливую и свободную жизнь даже тем, кто хотел остаться со старыми кандалами.
Мы должны сохранить в истории благодарность России за то, что именно она, как ни странно это прозвучит, показала нам, что такое свобода. На ее примере мы увидели, как не нужно жить, ее идеализация стала для нас прививкой от слабости, трусости, лицемерия и лжи. Донецк (пока, конечно, не весь) увидел Россию и понял, что можно выбирать без уныния, протестовать без ненависти, противостоять без агрессии, строить жизнь без ханжества. Донецк сравнил Россию с Украиной и осознал, что в современном мире можно высказывать свое мнение, не боясь быть избитым, униженным или уничтоженным. Мы увидели, что есть нации, которые способны выстоять перед рабством 21 века - рабством малодушия и безволия, слепого принятия условий, которые тебе навязали те, кто назвал себя твоей властью. Именно благодаря России мы поняли, что одна из таких несгибаемых наций- мы сами.
Да, мы поняли все это поздно и лишь тогда, когда Россия вероломно стала убивать нас - «русских» дончан, - уверяя, что она нас так защищает. Мы поняли, что язык, на котором мы говорим, не стоит крови наших близких, лишь тогда, когда эта кровь пролилась. И, возможно, мы в этом все же виноваты, как нам часто сейчас говорят соотечественники. Но именно Донецк, а точнее пока только его часть, показал России, что он не готов быть закостенелой, деревянной, окаменевшей Новороссией. Потому что в ней нет ничего «нового». И спасибо России за то, что она нам это доказала.
Кровь, террор, дешевая ложь, безжалостность, цинизм - это то, что Украина уже прошла, то, что она смела со своих площадей еще минувшей зимой. Мы будем стремиться к новому, к собственной новой жизни - это все еще будет, «южный ветер еще подует,и весну еще наколдует, и память перелистает». Потому что мы живы, и теперь уже мы это доказали России. С Новороссией нам не по пути, потому что она идет по этому пути на ватных ногах, пусть это и не самый удачный на сегодня каламбур.
Да, нам есть, в чем обвинить Россию. Мы не сможем простить ей смертей наших ребят, боли наших матерей, горечи детей, оставшихся без отцов. Мы не сможем простить ей раны на телах и душах наших солдат. Мы не сможем простить ей расстрелянных городов и брошенных домов, мы не сможем простить ей, что под видом нашей защиты она разрушала нашу жизнь. Да что там - мы не сможем простить ей все, с чем нам пришлось расстаться, - от любимой работы до любимой скамейки во дворе, который мы покинули. У меня лично есть миллион вещей, которые я не могу, не хочу прощать России. И я не могу простить ей моего Донецка, который она так легко отдала на разграбление во имя бесплотных идеалов и стремлений. Я - русская, которую Россия не смогла защитить от самой себя, у которой она, призванная дарить, очень многое отняла.
Я вспоминаю 1997 год. Май, но небо хмурится, как в октябре. Я иду к поезду, который увезет меня из России домой, но как оказывается теперь, я села в этот поезд только сейчас. Мой дом - Украина. И мне остается только сказать России спасибо за то, что я возвращаюсь с открытыми глазами.
Счастье - что оно? Та же птица: упустишь и не поймаешь. Знаешь, что такое счастье, Россия? Для гражданина счастье - это жить на родине и быть неотъемлемой ее частью. А для страны счастье - это верные ей соотечественники. Мы - «русские» дончане - были твоими соотечественниками, по-своему любившими тебя, но мы - те же птицы. «Защищая» нас, ты фактически нас предала, поставив живым щитом перед твоими личными амбициями. Ты нас упустила и ловить теперь бессмысленно.
Мы вернулись домой, и нам здесь - в этом доме, украинском доме - очень хорошо. Я надеюсь, Россия, когда-нибудь твои граждане тоже узнают, что это такое - любить свою страну, верить ей и получать от нее взаимность во всей полноте. Я искренне хочу, чтобы они это поняли, чтобы они тоже сбросили кандалы одним мощным и непобедимым взрывом, чтобы они тоже увидели свободу во всем ее великолепии.
Ты не веришь в это? О да, ты не веришь.
Но знаешь… Все еще будет.
Анна ХРИПУНКОВА