есть два Эдипа

May 21, 2019 11:26

Конец Игры Престолов - такой как надо. В главном не подкачали.
Всегда рассматривал эту историю как ещё одну вариацию "пути Эдипа": человек по жизни идёт вслепую, не замечает, как у него отрастает "третья нога", и как правило не осознает собственных поступков.

Так вот, в Игре Престолов Эдип раздвоен, там его воплощают сразу два персонажа:

1. "Эдип зрячий", который все о себе знает ещё на старте истории - он чудовище, цареубийца и кровосмеситель, его ненавидят, презирают и боятся. Джейме Ланнистер - идеально выписанный Мартиным персонаж, по-настоящему главный герой саги, который неожиданно проделывает обратный путь, из чудовища в человеки. Мартин здесь играется с изначальным мифом: тому, кто твердо стоит "утром на четырех ногах" скоморох отрубает руку. И Джейме трансформируется через увечье (это, кстати, любимый штамп Мартина - награждать важных персонажей инвалидностью).
Но по большому счету, скорее выясняется, что вовсе не слава лучшего бойца Вестероса все это время позволяла ему нести бремя парии. Джейме оправдал себя по высшему рыцарскому кодексу, он спасся внутренним достоинством, пониманием белоснежной изнанки собственных злодейств: предательство и убийство ради сострадания, кровосмешение во имя любви. Он носил в своем сердце свои преступления ровно с той же гордостью, с которой Нед Старк таскался со "своим бастардом".

2. "Эдип слепой", ничего-то ты не знаешь, Джон Сноу. Путь этого невыносимо благородного персонажа тоже движется через валуны общественного неодобрения, но исключительно к новым карьерным вершинам: вот он уже лорд Ночного Дозора, а тут и почти лорд Севера, а там уже и король Семи Королевств. Ничто не остановит этого баловня судьбы - он воскрешает, монстры и принцессы падают к его ногам.
Заканчивается все тем, чем и должно было закончиться: Джон Сноу смотрит в зеркало и видит перед собой Джейме Ланнистера, чудовище, кровосмесителя и цареубийцу. А из чудовищных деяний нового парии рождается новый политический мир. История закончилась ровно в той точке, где и началась.

И ещё, я верю в то, что прямо сейчас Джордж Мартин дописывает конец истории, в котором Серый Червь вырывает Джону Сноу глаза, ну или хотя бы отрубает ему руку - именно в таком виде этот Таргариен должен отправиться на Стену. Во вселенной книги без увечий не по понятиям постигать свою истинную природу.

хм! нгвэй!, энима, карательная арт-терапия, загадка сфинкса

Previous post Next post
Up