Погружаясь в виртуальное пространство, будьте готовы к реальным подставам. И при этом знайте, как себя защитить.
Очки всмятку
Интернет-магазин - удобная штука. Не надо тратить время на шопинг, ехать на рынок, отбиваться от назойливых продавцов и держать глаза на затылке. В Георгиевске, например, появились любители ловко и незаметно в толчее вспарывать бритвой женские сумки.
В Интернете делать покупки одно удовольствие: выбор роскошный, не выходя из дома, можно посетить любой магазин Европы и мира. Можно даже на видео посмотреть, как выглядит вещица на модели и понять, подойдет ли она персонально вам. Да и раскошеливаться сразу не приходится - от момента оформления заказа до платежа проходит от месяца до двух. Есть время и деньги подсобрать, и, если передумаете, отказаться от покупки.
Недавно я посетила московский интернет-магазин Wildberries. Очень понравился ассортимент солнцезащитных очков.
Едва я оформила на сайте заказ, как раздался телефонный звонок из Москвы. Сотрудница компании вежливо справилась о моем намерении приобрести очки, пожелала хорошего настроения и положила трубку.
Прошел месяц. На днях курьер службы доставки из Пятигорска без предварительного звонка объявился возле моего подъезда. В багажнике его машины лежало множество посылок - заказов из интернет-магазинов. Оказывается, жители Кавминвод очень активно осваивают пространство Сети, оценив удобство виртуальных покупок.
Однако в этом новом способе пополнения гардероба, приобретения подарков или обновления домашней, кухонной утвари таится подводный камень. Наверняка не мне одной уже пришлось напороться на него.
Курьер по имени Артур оказался именно таким «камнем». Вручая мне бандероль с долгожданными очками, мужчина категоричным тоном заявил: если что с товаром не так, доставочная фирма ответственности не несет, и он забирать очки обратно не будет.
Я удивилась: начало разговора не предвещало ничего хорошего. Пришлось товарищу напомнить о существовании закона о защите прав потребителей. Курьер уперто стоял на своем: если с очками что-то не так, это ваши проблемы.
Вскрываю пакет. С очками - «не так». Да так, что плакать хочется. Одна дужка сломана! Удивительно, как в труху не превратились сами очки, ибо упакованы они были (вы не поверите!) в два слоя целлофановой пленки! И в таком, с позволения сказать, футляре хрупкая, изящная вещь отправилась кочевать на перекладных из Москвы через Пятигорск в Георгиевск, где ее по ходу следования швыряли как вздумается!
Я в шоке протягиваю очки курьеру: «Как это понимать?» Курьер тупо стоит на своем: «Ничего не знаю, фирма ответственности не несет, наше дело доставить, а вы разбирайтесь как хотите». Пришлось заставить этого дядю звонить своему начальству и объяснять ситуацию.
Дело закончилось тем, что курьер убрался подобру-поздорову вместе с испорченным товаром, не сказав, правда, своей фамилии и названия доставочной фирмы. Однако хорошо усвоив, что фирма обязана забрать у покупателя не подошедшую по каким-либо соображениям вещь и вернуть ее в магазин с рекламацией.
Так что, уважаемые читатели, не стесняйтесь заявлять о своих правах курьерам, если они нахально впаривают вам брак. Попросите предъявить служебное удостоверение или паспорт, если на курьере нет бэйджа, а его, как правило, в краевых коммерческих структурах нет, как нет и культуры обслуживания населения.
Требуйте связаться с руководством фирмы, но главное - не платите и не подписывайте доставочную накладную до тех пор, пока не примерите и не осмотрите со всех сторон будущую покупку. За доставку которой, кстати, с вас возьмут 300 рублей.
От перебранки с курьерами и оплаты их труда избавляет заказ в интернет-магазине наложенным платежом, с выкупом товара на почте. Это удобнее и надежнее. Вам просто не выдадут заказ, если он пришел в поврежденной упаковке. И даже если вы готовы забрать желанную вещицу «как есть», ее отправят туда, откуда прислали.
Вор-банкомат
Увы, компьютеризация порой делает такие реверансы!.. Но без человеческого фактора дело не обходится. Вышел из строя банкомат, например. Кто виноват? Техника. Но ведь ее кто-то обслуживает, кто-то следит за состоянием автомата. Точнее, должен следить.
В микрорайоне Палестина на улице Тронина в Георгиевске банкомат находится в бойком месте, возле супермаркета «Олимпия».
На днях обнаруживаю в кошельке пустоту и захожу в банкомат снять деньги. В кабине мусора - по самые уши. Бросаю осуждающий взгляд на глазок видеокамеры: ты-то куда смотришь?
Вставляю пластиковую карту в щель на панели банкомата, задаю задачу «выдать наличные» и… Банкомат не возвращает карту и не выдает денег.
На стене контактные телефоны. Дозваниваюсь в отделение Сбербанка в Георгиевске, объясняю ситуацию. Оператор милым голоском утешает: мол, банкомат «просто завис», дождитесь, пока «отвиснет», а за углом есть другой банкомат, идите туда, главное, чтобы первый банкомат не списал с карты деньги.
- Но он же спишет, запрос ведь задан! - возмущаюсь я.
Оператор утешить ничем не может.
Тем временем банкомат «отвисает» и нехотя возвращает мне карту. Иду к другому банкомату, снимаю, наконец, деньги и получаю на мобильный телефон SМS-сообщение об успешном проведении операции. Но спустя минуту приходит еще одна эсэмэска! О том, что первый банкомат столь же «успешно» выдал мне деньги!
А может, прибабахнутый автомат выдал их другому посетителю, который зашел в будку после того, как ее покинула я?
Иду снова к первому банкомату. Там пытается провести операцию платежа молодая девушка, Юля. Она клянется, что никаких чужих денег из щели не торчало, и вообще-то у нее у самой проблема.
Звоним уже вместе в Георгиевское отделение Северо-Кавказского банка Сбербанка РФ №1811. Это центральный офис. Занято. Занято. И так - полчаса, за которые я успеваю приехать в Сбербанк и войти в кабинет управляющей Светланы Нарыжной.
Мне понадобилось несколько часов, чтобы банковские служащие убедились в двойном списании денег с моей пластиковой карты, приняли у меня претензию и отправили ее в Ставропольский головной офис Северо-Кавказского банка Сбербанка РФ. Вернуть деньги на счет, при условии отсутствия разногласий с банком, обещали в течение нескольких недель. Таков порядок.
А если у человека эти деньги, «слизанные» банкоматом в считанные секунды, вообще последние? Как ему быть?
Пока оформляла претензию, услышала, что сегодня от пострадавших не было отбоя. Одна девушка круто попала на солидную сумму - 20 тысяч рублей, была в шоке и умоляла выдать деньги. Другая, не дождавшись от банкомата пластиковой карты, в сердцах пинала ногой будку и сломала каблук. По тому, как сотрудники банка отводили глаза, я поняла, что этот проблемный агрегат достал уже всех.
Порадовало одно: сотрудники Сбербанка являли собой само радушие, были чрезвычайно вежливы, и, что важно, деньги на карту вернулись спустя три дня. Надеюсь, не мне одной.
Однако моральный вред никто не компенсировал, извинений не принес, порядка в банкомате не навел. И уж работает он или по-прежнему «зависает», об этом клиентов никто не уведомляет. И проверять мне лично больше не хочется…
Елена САРКИСОВА
(с)