Я решила вынести сюда мои планы (или точнее список разнообразных навыков, которые я бы хотела освоить с Марией) по монтессори-занятиям на этот год (возраст от 2 до 3-3,5 лет
( Read more... )
А расскажите пожалуйста, как у вас Маша моет руки? У вас так низко раковина? Или такая высокая подставка? Маша сама дотягивается до кранов? А полотенце у неё отдельное? И у каждого члена семьи отдельное?
И вот больше всего мне интересно, что вы делаете, если Маша не хочет сама 1)расчесывать волосы 2)вешать одежду и т.д. В книге "Монтессори-педагогика с самого начала" я прочитала, как дочь автора не хотела ходить пешком, и в какой-то момент автор просто поставила её на ноги и, не оборачиваясь, сама пошла к машине. Тогда ребенку ничего не оставалось делать, как заплаканному бежать за мамой. И вот во-первых, что-то мне подсказывает, что вы бы не выбрали такой метод. А во-вторых, в случае с хождением пешком хоть стимул есть пойти "мама оставит, страшно". А в самообслуживании? Особенно учитывая, что по методу Монтессори ребенок должен получить удовлетворение от сделанной работы, а не ради похвалы от мамы.
Раздел "Забота об окружающем мире и среде" пока для меня выглядит как фантастический. Может потому что я со старшей вообще упустила этот момент в воспитании, но я уверенна, что вместо натертого яблока, получила бы расцарапанный палец, куча слёз и боязнь тёрки еще надолго. Или вот "Протирать окна и зеркала, используя спрей и мягкую тряпочку" - а как она дотянется?
Вы меня извините за кучу вопросов, но вы так вовремя для меня этот пост написали. У меня похожие вопросы возникают при чтении книги "Монтессори-педагогика с самого начала", но там же я никого спросить не могу :-)
Маша моет руки с высокой подставки. Икеевская нормально подошла. С краном пока не просто, т.к. раковина очень широкая, а кран короткий. Поэтому и открывать-закрывать кран в списке пока нет. :) А так все по схеме - подтянуть рукава, намылить руки, положить мыло на подставку, потереть, смыть. :) Полотенце у нее свое на своем собственном крючке, который закреплен на уровне ее роста. У остальных тоже свои полотенца. :)
"И вот больше всего мне интересно, что вы делаете, если Маша не хочет сама 1)расчесывать волосы 2)вешать одежду и т.д." Сажусь рядом на корточки и помогаю ей это сделать. :) С расчесыванием - могу и сама расчесать. У нее длинные волосы, ей не просто их на спине прочесать, поэтому активно помогаю. Всему свое время. :) Научится и сама делать.
"А во-вторых, в случае с хождением пешком хоть стимул есть пойти "мама оставит, страшно". " Ха, нашей Маше ничего не страшно. У нее настолько высокий уровень базового доверия к миру, что ей и в голову не придет, что она может остаться одна, поэтому с нею такой способ и не сработает.
"А в самообслуживании? " Освоение основных принципов самообслуживания отлично вписывается в возрастной принцип "я сам". :) Машу и мотивировать не надо, она сама хочет. Более того, она еще и сопротивляется, если ей предложить помощь.
"что вместо натертого яблока, получила бы расцарапанный палец, куча слёз и боязнь тёрки еще надолго. " терки бывают разные. :) И потом, есть же ступени в освоении действия. Если сразу выдать большую терку и маленькое яблоко и оставить наедине, то конечно, будут и порезы, и слезы. А если маленькую терку, небольшой и удобный кусок яблока, взрослому встать за спиной ребенка и помогать, направлять детскую руку, все будет в порядке. Так же как и в чистке моркови, к примеру. Здравый смысл же никто не отменял. :) У нас нет задачи учить "плавать" методом зашвыривания ребенка на середину озера, мы никуда не опаздываем. :)
"Или вот "Протирать окна и зеркала, используя спрей и мягкую тряпочку" - а как она дотянется?" У нас во многих комнатах окна в пол. Поэтому на высоте своего роста Маша вполне управится. Сверху, конечно, пока нет, но от нее это и не требуется. :) Все, что мы хотим - понимание принципа действия. Для 3 лет этого будет более чем достаточно.
"Вы меня извините за кучу вопросов" Да ничего, наоборот, мне нравится, когда есть какая-то обратная связь, а то не всегда понятно, зачем я тратила время на перепечатывание того, что меня саму и в рукописном варианте устраивало более чем. ;)
И вот больше всего мне интересно, что вы делаете, если Маша не хочет сама 1)расчесывать волосы 2)вешать одежду и т.д. В книге "Монтессори-педагогика с самого начала" я прочитала, как дочь автора не хотела ходить пешком, и в какой-то момент автор просто поставила её на ноги и, не оборачиваясь, сама пошла к машине. Тогда ребенку ничего не оставалось делать, как заплаканному бежать за мамой. И вот во-первых, что-то мне подсказывает, что вы бы не выбрали такой метод. А во-вторых, в случае с хождением пешком хоть стимул есть пойти "мама оставит, страшно". А в самообслуживании? Особенно учитывая, что по методу Монтессори ребенок должен получить удовлетворение от сделанной работы, а не ради похвалы от мамы.
Раздел "Забота об окружающем мире и среде" пока для меня выглядит как фантастический. Может потому что я со старшей вообще упустила этот момент в воспитании, но я уверенна, что вместо натертого яблока, получила бы расцарапанный палец, куча слёз и боязнь тёрки еще надолго. Или вот "Протирать окна и зеркала, используя спрей и мягкую тряпочку" - а как она дотянется?
Вы меня извините за кучу вопросов, но вы так вовремя для меня этот пост написали. У меня похожие вопросы возникают при чтении книги "Монтессори-педагогика с самого начала", но там же я никого спросить не могу :-)
Reply
"И вот больше всего мне интересно, что вы делаете, если Маша не хочет сама 1)расчесывать волосы 2)вешать одежду и т.д."
Сажусь рядом на корточки и помогаю ей это сделать. :) С расчесыванием - могу и сама расчесать. У нее длинные волосы, ей не просто их на спине прочесать, поэтому активно помогаю. Всему свое время. :) Научится и сама делать.
"А во-вторых, в случае с хождением пешком хоть стимул есть пойти "мама оставит, страшно". "
Ха, нашей Маше ничего не страшно. У нее настолько высокий уровень базового доверия к миру, что ей и в голову не придет, что она может остаться одна, поэтому с нею такой способ и не сработает.
"А в самообслуживании? "
Освоение основных принципов самообслуживания отлично вписывается в возрастной принцип "я сам". :) Машу и мотивировать не надо, она сама хочет. Более того, она еще и сопротивляется, если ей предложить помощь.
"что вместо натертого яблока, получила бы расцарапанный палец, куча слёз и боязнь тёрки еще надолго. "
терки бывают разные. :) И потом, есть же ступени в освоении действия. Если сразу выдать большую терку и маленькое яблоко и оставить наедине, то конечно, будут и порезы, и слезы. А если маленькую терку, небольшой и удобный кусок яблока, взрослому встать за спиной ребенка и помогать, направлять детскую руку, все будет в порядке. Так же как и в чистке моркови, к примеру. Здравый смысл же никто не отменял. :) У нас нет задачи учить "плавать" методом зашвыривания ребенка на середину озера, мы никуда не опаздываем. :)
"Или вот "Протирать окна и зеркала, используя спрей и мягкую тряпочку" - а как она дотянется?"
У нас во многих комнатах окна в пол. Поэтому на высоте своего роста Маша вполне управится. Сверху, конечно, пока нет, но от нее это и не требуется. :) Все, что мы хотим - понимание принципа действия. Для 3 лет этого будет более чем достаточно.
"Вы меня извините за кучу вопросов"
Да ничего, наоборот, мне нравится, когда есть какая-то обратная связь, а то не всегда понятно, зачем я тратила время на перепечатывание того, что меня саму и в рукописном варианте устраивало более чем. ;)
Reply
Судя по всему, "возрастной принцип "я сам" с моей старшей прошел для нас незаметно :-)
Reply
Leave a comment