Michelangelo Buonarroti Микеланджело Буонарроти ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони(6.3.1475, Капрезе, ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана, - Когда он родился в лучшей семье маленького местечка Капрезе, отец как высший распорядитель дел коммуны- подеста, конечно желал сыну не успехов в ремесле и карьеры мастрового артиста-наемника. Но талант не может быть первым в маленьком городке. Микеланджело выучился у живописца Гирландайо (1488-89) и скульптора Бертольдо ди Джованни (1489-90), и поразил своими шедеврами и столицу ренессанса Флоренцию и Апостольскую столицу
Начало.
16 августа 1501 года цех шерстянщиков (Arte della lana) - самый богатый и влиятельный во Флоренции - заказал Микеланджело изготовление самой монументальной со времен античности скульптуры - статую покровителя города.
Скульптор должен был изваять статую Давида из гигантского блока мрамора, который хранился в мастерской собора с того самого времени, как поколением раньше Агостино деи Дуччо (1418 - после 1481) неудачно обработал его и фактически испортил. В конечном итоге юный пастух Давид работы Микеланджело нашел свое почетное место перед Палаццо Веккьо на главной площади города. Самое удивительное, что совсем молодой Микеланджело, который впоследствии практически не закончил ни одну из своих монументальных скульптур, взялся за первую в своей жизни гигантскую статую и блестяще воплотил смелый замысел. Великий город Флоренция получил свой символ эпохи Ренессанса.
Шедевр был готов в относительно короткий для такого предприятия срок. На создание статуи Давида автор потратил около трех лет усердного труда, доведя до совершенства глыбу мрамора, которая хранилась в пристройке к флорентийскому кафедральному собору и считалась испорченной, так как уже имела форму гигантской человеческой фигуры. Она была частично подготовлена скульпторами предшествующего поколения (XV век) и получила название «гигант». Не решив еще, куда именно будет помещено готовое изваяние, цех шерстянщиков заключил с молодым художником договор, который предусматривал еженедельную оплату, и позволил Микеланджело трудиться над монументальной задачей без посторонних глаз в часовне собора.
Микеланджело изваял фигуру библейского героя, юного пастуха Давида, в момент перед решающей схваткой с великаном Голиафом.
Флорентийцы символически отождествляли свой город либо с Геркулесом, либо с ветхозаветным героем Давидом. Поэтому до статуи Микеланджело существовало множество изображений юного пастуха, убивающего великана пращой. Но Давид Микеланджело, в отличие от других изваяний героя, предстает перед зрителем не как победитель с отрубленной головой Голиафа, а еще до своей победы. Образ юного пастуха, вступающего в схватку с великаном-филистимлянином, при всей своей воинственности, является символом победы добра и разума над грубой и жестокой силой. То, что такой город-государство, как Флоренция, делает ставку наряду с Геркулесом на иного героя, также выбранного покровителем города, - Давида - примечательно. Не удивительно, особенно для тех времен, что восприятие языческой Греко-римской древности - античности - еще весьма слабо отделялось в сознании от восприятия иудейской библейской традиции. Интересно и другое: когда Микеланджело работал над мраморным изваянием Давида, в городе была популярна и другая героиня Ветхого Завета - Юдифь. Жестокой и непримиримой, как воплощение возмездия предстала Юдифь перед зрителем в бронзовой статуе, выполненной Донателло. Юдифь после изгнания Медичи в 1494 году стала считаться покровительницей города. Статуя стояла перед Палаццо Веккьо, древним зданием городского совета.
И вот символ снова сменился новым.Первоначально статуя Давида была предназначена для украшения контрфорса Флорентийского собора. Но когда, наконец, после долгих лет работы художники и городская знать смогли увидеть скульптуру, разгорелась дискуссия о том, где ее установить. Смешанная комиссия, состоявшая из художников и представителей властей, держала совет 25 января 1504 года, и его протокол дословно сохранил некоторые высказанные тогда мнения. Было решено убрать статую Юдифи и заменить ее мраморным изваянием Давида, так как герольд города считал, что покровительницей города не должна быть женщина, которая к тому же хитростью убила человека. И скульптура работы Микеланджело была установлена вместо Юдифи. Хотя поначалу работа была воспринята враждебно, и властям города приходилось охранять ее от завистников, - местных скульпторов, пытавшихся забрасывать ее камнями, эта статуя сразу же стала признанным символом города Флоренции и всей Тосканы. А мастер всегда пользовался милостью гениальных покровителей из рода Медичи...
...........................................................................................................................................................................................
есть чудесные фото на фликре
www.flickr.com/photos/47561583@N04/4445466841/in/set-72157623652189804/совсем другой шедевр-апполон-давид. картинки с выставки-т.е. не из тюрьмы барджело,а из дворца в питере
-рекомендуется эстетам вне зависимости от ориентации и нации
только сейчас появилась эта съемка-ну не все же к датам. ars longa