А вчера после обеда нас водили смотреть американцев.
Которые приехали читать нам семинар по энергосберегающим технологиям.
Американцы у нас бывают редко, работы много и делать за тебя ее некому, поэтому смотреть американцев никто не хотел, а семинарющиеся выбирались добровольно-принудительно по принципу «один человек от отдела минимум и это будут ты и ты».
И, как оказалось, очень зря.
Потому что американцы оказались американскими-американскими, совсем по-киношному: улыбающиеся, открытые, приятные. Всем махали ручкой и говорили «Хэллоу!!!». Забавные.
Пока наши великие толкали вступительные речи, перемежая нудный официоз реверансами в сторону «наших американских друзей», и нам и им было откровенно скучно. Но вот когда официоз закончился, великие попрощались и отправились вершить великие дела, все стало гораздо интереснее.
Сначала некий мистер Б., «зовите меня просто Тимати», долго рассказывал о том, что сам он из города Беркли, где работает в департаменте развития города Беркли, который занимается развитием города Беркли, в том числе и внедрением в городе Беркли энергосберегающих технологий. Города Беркли. Которые очень улучшают жизнь города Беркли.
Рассказывал легко, с энтузиазмом, и даже если опустить повторявшееся по несколько раз «в городе Беркли города Беркли», было видно, что и город свой и работу он очень любит. А еще он очень любил упомянуть и там и здесь, как у них поставщики электричества сами, забесплатно, раздают жителям энергосберегающие лампочки, объясняют, как ими пользоваться, и чуть ли не сами ходят и вкручивают.
Народ слушал, улыбался, а кое-что даже брал на карандаш, потому что сама идея сделана очень интересно, хоть и не слишком явно на первый взгляд.
Например, Калифорния, при все увеличивающемся населении, уже тридцать лет держится на одном уровне по потреблению электроэнергии. А все потому, что законы штата нагибают электропоставщиков внедрять энергосберегающие технологии. Не выполнишь квоту по снижению энергопотребления - будешь оштрафован, выполнишь - получишь поощрение и право повысить тарифы для населения. Т.о. компании выгодно платить из собственного кармана группам добровольцев, которые будут ходить по домам и демонстративно вкручивать лампочки, рекламировать солнечные панели (которые по странному совпадению выпускает и обслуживает только компания-энергопоставщик, дя) и вести «прочую разъяснительную работу». Рассказывал, жестикулировал, улыбался - в общем, разливался соловьем. Оставалось только сидеть и внимать.
За окном накрапывал дождь. Потом стал накрапывать все сильнее, а потом и не накрапывать, а капать и даже литься, так что когда вдали загремело, никто особо не удивился. Американцы тоже, поглядывали в окно, кивали друг другу и тихо радовались, что семинар в помещении, а не на открытом воздухе, как им предлагали. Но потом гроза как-то внезапно переместилась из «вдали» к «прямо над головой» и бабахнула так, что моргнули лампочки, отрубился интернет, а машины во дворе хором заорали сиренами.
Мы привычные, а вот Тимати даже прервал лекцию и после небольшой паузы, все так же с улыбкой сказал: «Кажется, чью-то машину сейчас грабят». Объяснению «о, это просто реакция на гром», кажется, не поверил.
Когда он, наконец, закончил, поотвечал на вопросы по существу, сознался, что переводить фаренгейты в цельсии не умеет, и спросил, нашли ли мы что-то полезное для себя в его рассказе, начальник одного отдела, высокая импозантная брюнетка, глубоко вздохнула всем декольте и сказала переводчице:
- Переведите, пожалуйста, Тимоти, что теперь каждый раз подходя к выключателю, я буду вспоминать его и его презентацию.
На дискуссии обе стороны вскоре поняли, что культурные различия не просто большие, а очень большие. Например, у них слабо укладывалось, почему наши компании не будут без направляющего пинка сверху даже пытаться что-то делать в плане энергосбережения. Простой и ясной схемы: электропоставщики все принадлежат государству, поэтому никто не будет давать собственные деньги, чтобы убеждать людей меньше себе платить, - они не понимали совсем. Вообще, на сам принцип командной экономики и жесткой вертикали власти, национальный юмор и черную самоиронию смотрели как эфиопы на снежный домик.
Потом выступала Идин, директор центра, который с американской стороны этот семинар и организовывал. Пожилая, но все еще очень красивая женщина. Опрятная, аккуратная, идеально отглаженная блузка и строгий пиджак. И на всем этом немножко фривольный, купленный в местном магазине, цветной турецкий шарфик.
Выступала глобально. Их центр разработал международную программу для мэров городов, по борьбе с глобальным потеплением и изменениями климата. С предложенными шагами по уменьшению выбросов и планом мероприятий на 50 лет.
Правда, когда она сказала, что в Украине эту программу подписал только мэр города Киева, по залу пошли сдавленные смешки и шепоток: «Ну да, Леня Космос под баян и не такое подпишет».
Потом пошли разговоры про градоустройство, влияние политики на экологию и энергосбережение и предложение поделиться случаями из практики.
Угу. Рассказать людям, у которых почти нет государственных больниц или школ, об идиотическом газовом казусе, когда директоров, которые экономят ресурсы и не используют целиком за зиму выделенный лимит газа, штрафуют и выносят выговоры с занесением. Это было откровением. Глаза на пол-лица и охи-ахи прилагаются.
Но все перекрыл финал, когда после полуторачасового обсуждения программы и мероприятий Идин решила подвести итог и спросила:
- Ну как? Мы столько обсудили, как вы думаете, ваш мэр согласиться подписать нашу программу?
На что ей закономерно рассказали, что вопросы мэрии лучше решать на уровне горсовета.
- А вы с этими документами планируете обращаться к городским властям?
Переводчик заканчивает переводить. Длинная пауза. Идин поворачивается и удивлено говорит:
- Но мы думали это вы и есть!
Финита.
Часть народа осталась объяснять, что мы работаем на уровне области, и любые наши предложения будут носить исключительно рекомендательный характер, но мое скромное участие на этом подошло к концу.