В пятой и шестой публикациях про вандализм в отношении армянского наследия в Грузии
pandukht рассказывает
про храм Мугну Сурб Геворг - старинную армянскую церковь IV века в Тбилиси на бывшей Абасабадской площади на Могнинской улице (ныне улица Ахоспирели) и
про храм Ереванцоц Сурб Минас - церковь Святого Минаса Ереванцев на Сурб-Минасской улице (ныне улица Гелати) в традиционно армянонаселённом районе Авлабар.
Во дворе церкви Мугну сурб Геворк находятся могилы многих замечательных представителей тифлисского армянства. Здесь захоронен прах известного редактора и педагога Никогайоса Хостовяна, находятся надгробья Барсега Ходжаянца, Ованеса Худадянца, Егора Пугинянца и других уважаемых тифлисских меценатов, также здесь нашли упокоение настоятели церкви - священники Тер-Шмавон, Тер-Абраам, Тер-Григор и другие.
В наши дни состояние церкви иначе, как плачевным, назвать сложно: храм интенсивно разрушается, вываливаются кирпичи, трещины по всему фасаду прогрессируют. Древний армянский храм ждет решения своей дальнейшей судьбы.
(
подробнее)
Церковь Сурб Минас была основана в 1790 году и строилась на средства жителей Авлабара. Судя по названию, к основанию или строительству церкви имели прямое отношение переселенцы из Еревана. В этом случае, помимо изначального места жительства переселенцев, мы также видим и этапы собственно переселения. Этим, в частности, можно объяснить появление названия церковь «Святого Минаса Старых Ереванцев» (дата основания - 1811 год) в отличие от той обители, которой стали пользоваться вновь прибывшие переселенцы.
В 1870 году первоначально небольшое здание старой церкви было разрушено, а на его месте стала стремительно подниматься новая церковь Сурб Минас. Торжественное освящение нового храма произошло 2 января 1883 года. В годы советской власти церковь лишается купола, а в самом здании церкви располагаются фабричные цеха.
В независимой Грузии судьба негрузинских, и, в частности, армянских церквей, становится незавидной. Новоизбранный президент Гамсахурдиа волевым решением передает все культовые сооружения страны без различия их национальной или конфессиональной принадлежности, с баланса совета по делам религии на баланс Грузинской православной церкви, которая в одночасье становится наследницей культурного достояния и значительных материальных ресурсов всех народов бывшей Грузинской ССР. То, что не удается с ходу быстренько «огрузинить», приходит в запустение, разрушается или варварски уничтожается. В 2005 году, благодаря предпринятым соответствующим мерам, попытка приватизации Грузинской Православной церковью армянского Сурб Минаса была предотвращена.
(
подробнее)