Aug 22, 2019 16:14
На волнах Орды логистическая пятиминутка «Хинди, руси, перси бхай-бхай», добрый день.
Подписание межгосударственных соглашений менее интересно для наших СМИ, чем мироточение Святой Печени-Исповедницы и покупка Трампом Гренландии, поэтому мы заполним эту лакуну умными словами и позитивом.
На днях Россия, Иран и Азербайджан подписали соглашение о создании единого энергетического коридора «Север-Юг», который свяжет энергосистемы наших стран и станет шагом к созданию крупнейшего энергообъединения в мире, к которому потенциально могут подключиться Турция, Афганистан, Пакистан и Индия: как по потреблению, так и по совокупному объему населения.
Если взглянуть на проект с высоты давней (более 20 лет) иде-фикс наших властей о создании единой евразийской энергосистемы, то глобальных выгод для России тут непочатый край.
Во-первых, энергетика России профицитна, то есть все наши энергетические проекты нацелены на экспорт энергии по конкурентным ценам, спрос на которую только растет. Мы уже сейчас поставляем электроэнергию в Китай по дуге Барнаул - Благовещенск, а с 2018 года Южная Корея буквально умоляет рассмотреть ее проект энергетического кольца между ней, Россией, Китаем, Северной Кореей и Японией, где она по примеру Украины мечтает «сесть на трубу» и наслаждаться дешевыми русскими киловаттами, перепродавая излишки японцам. На хвост просят сесть Монголия и Киргизия. Потенциальная прибыль проекта для стран-участниц - до 7 млрд. долл. в год при окупаемости всего за 5-10 лет.
Одновременно Россия прессингует дворникоэкспортирующие страны на предмет воссоздания центральноазиатского энергокольца, которое при СССР объединяло Россию, Казахстан, Туркмению, Узбекистан, Таджикистан и Киргизию. В 2009 году Узбекистан гордо вышел из Братства Кольца и превратился в энергетического хоббита, о чем сейчас жалеет. Казахстан остался, и прекрасно себя чувствует.
Прошла также информация о том, что к энергомосту «Север-Юг» присоединится т.н. Закавказское энергокольцо, включающее Армению и Грузию.
Иными словами, Россия ведет активную энергоэкспансию, одновременно снимая экономические сливки и проводя геополитическую воспитательную работу.
Во-вторых, энергомост «Север-Юг» для России является по сути дополнением к более масштабному проекту международного транспортного коридора «Север-Юг», который сейчас получил второе дыхание. Коридор призван кардинально сократить время доставки грузов из Азии (Малайзия, Пакистан, Индия) и стран Залива через Иран и Азербайджан в Россию, а далее через Белоруссию в Европу - с 45-60 дней (через Персидский залив) до 20-25 дней. Сейчас активно работает морская «ветка» коридора: в частности, грузопоток через российский Каспий за 2018 год вырос на 38,5%.
С введением в строй железнодорожного участка по территории Ирана и Азербайджана сухопутный грузопоток по коридору может достигнуть 20 млн. тонн в год, принося нам хорошую копеечку.
Но главное даже не в этом. Мало кто об этом помнит, но наш главный друг Китай в 2013 году объявлял о планах строительства транспортного коридора в Европу, огибающего Россию с юга через Центральную Азию и Турцию. А ключевая роль в проекте была назначена - угадайте кому? - Украине, которая должна была стать главным транспортным хабом из Китая в Европу. Наш главный друг Янукович специально ездил в Китай обсуждать китайские вложения в глубоководные порты в Крыму.
Если бы эта задумка сработала, Россия была бы по сути выключена из транс-евразийской схемы и поставлена в полную зависимость от украинской транспортной «трубы».
Но случился Крым, и он поставил на данном проекте жирный крест. Китайцы все поняли и быстро переобулись, и теперь мы являемся безальтернативным партнером проекта «Новый шелковый путь» и претендуем на большую часть его грузопотоков.
А энергомост и транспортный коридор «Север-Юг» - это хорошая добавка к нашей диете и постоянное напоминание Китаю и всем другим лучшим партнерам, что у нас много корзин - и еще больше яиц.
[Орда] - родная, злобная, твоя
Россия,
Евразия,
энергетика,
Китай