Кривое зеркало. Культурный экспорт

Dec 17, 2015 16:17

Оригинал взят у loboff в Кривое зеркало. Культурный экспорт
Итак, со СМИ и ТВ мы ситуацию вкратце обрисовали. Но есть ведь ещё и остальной "культурный экспорт". Который, с учётом роли РФ как регионального лидера - просто ужасающе не соответствует уровню державы. Кино, телепередачи, музыка - самый массовый сегмент - это какой-то мрак. Немного получше дела в литературе, но и тут, с учётом того, насколько литературоцентрична русская культура в принципе, в общем-то слёзы. Да, понятно, что есть и политика соседей по изоляции от влияния культурного поля России, или хотя бы по минимизации этого влияния. Но ведь и само по себе качество за последние годы упало ниже плинтуса. О причинах судить не берусь, но факт остаётся фактом - в качестве экспорта идёт (в основе своей) какая-то запредельная непотребщина, которая формирует впечатление о стране ничуть не в меньшей степени, чем СМИ.

Да, понятно, что есть театр, есть классическая музыкальная школа, есть великолепные образцы так называемого "народного" творчества (на самом деле народного там ничего, та же классика, но "с колоритом"), есть балет, но - это всё уже из разряда "высокого штиля". А формирует впечатление именно масскульт, и вот с ним попросту беда. И речь не только о попсе. Тот же фестиваль "Нашествие" - он до сих пор внутри России считается одним из главных событий в рок-музыке. Но нонсенс в том, что за пределами страны об этом главном культурном событии года известно разве что редким энтузиастам. Почему так? Не знаю. Ещё совсем недавно всё было иначе, и российское культурное пространство не представляло собой некую изолированную и малосимпатичную во внешних проявлениях систему. Сейчас - представляет. Прорывы вовне (типа той же Олимпиады) присутствуют, но они и воспринимаются как штучный товар, как выпендрёж власти, как что-то такое нарочитое и натужное. И при взгляде со стороны всё это чрезвычайно чувствительно, в глазах стороннего наблюдателя это оказывает глобальное воздействие и в целом на имидж России.

Опять же - оглянитесь проходя по улицам родного города на афиши. Много вы там встречаете имён, которые вам и уже не обрыдли за предыдущие годы? Пока ты в России проездом, не до этого. Но стоит здесь немного пожить, и начать обращать внимание на это самое "несущественное", как у тебя появляется стойкое ощущение дежавю. Матерь Божья, да у них тут Серов до сих пор гастролирует! Серов, Карл! Аллегрова? Она что, ещё жива?! Ей же уже скоро сто лет как в обед! Крутой? Дима Билан? Билет на Стаса Михайлова 2,5 тысячи, как в Мариинку?! А Петросян у вас тут нигде не выступает, случаем? И вообще, зачем вы на таможне машину времени включили, и забросили меня на десять лет назад? У вас тут что, с попаданцами дефицит?

А радио - это ведь вообще жесть. Причём любое. Ткни наугад в любую попсовую волну, от шансона до рокенрола отечественного разлива - 80%, если не все 90% репертуара из 90-х, максимум начала нулевых. А потом что произошло? Куда делись отечественные звёзды и звёздочки после 2005-го, почему молчат? И где хоть какие-нибудь новые имена, не регионального распространения, с "широкой известностью в узких кругах", а общенационального масштаба? Ну, хотя бы одно имя, сестра!

А кино! Когда в России снимался последний реальный блокбастер? Такой, чтобы на всё постсоветское пространство прогремел, без дураков. "Адмирал"? Ок, пусть будет "Адмирал", это 2010-ый год. Перед этим были "Остров", "Дозоры", "Статский советник", "Турецкий гамбит", "Бумеры", "Бригада", "Братья", "Сибирский цирюльник", "Утомлённые солнцем", и т.д., и т.п. - и правда есть что вспомнить. А где после 2010-го хоть что-то? Актёры закончились, или режиссёры? Или мозги?

А сериалы! Если не считать "Оттепель" Тодоровского, хоть что-то из новинок вспомнить получится? Вроде как "Лондонград" неплохо начинался, без вот этой обычной совковой пошлятины, но уже с серии так десятой скатился в какое-то унылое морализатоское убожество, а через ещё пару-тройку серий его и вообще стало невозможно смотреть - зубы ломит. Соблазнился недавно на "Иные", купили петербургскими пейзажами - еле смог первую серию до конца досмотреть. Последнее что получается вспомнить это "Краткий рецепт счастливой жизни" Германики (что есть из разряда "вопреки, а не благодаря"). А ведь буквально из недавних времён очень даже есть что вспомнить, даже и из не слишком нашумевшего. Та же "Империя" - высший ведь класс! - при том, что самая что ни на есть "чекистская пропаганда". Изумительные "Девять неизвестных" с Гафтом - да, несколько на коленке, но сам сюжет отличный, хоть сейчас в Голливуд разодрать на римейки. То есть сказать что не наше это, не умеем снимать, а значит и соваться нечего - нет, не скажешь. Но всё это - было и прошло. Типа внезапно, с какого-то рожна, перестала рожать земля русская.

А уж отставание в переводной литературе это и вовсе эпик-фейл и ужас-ужас. То, что для Украины да и в целом постсоветского пространства есть просто досадное упущение (ибо прочитать можно и на русском, если не выпендриваться), для России как таковой - катастрофа имиджа. Извините, но когда мировые бестселлеры десятилетней давности оказываются до сих пор не переведены (а в Чехии, Венгрии, Дании, Швеции, и т.д. их прочитали на родных языках практически сразу - и это в странах с мизерным относительно русского языкового пространства населением, и с гораздо бо́льшим уровнем владения английским ан масс, нежели здесь) - это приговор в целом языковой политике РФ. Понятно, что речь не о "50 оттенков серого" или "Гарри Поттере", а о научной, исторической и политической литературе в первую очередь - то есть об основе включения российской культуры в общемировой контекст.

Взять того же ув. Богемика. Да, у него изумительный стиль и сам он весьма неординарный публицист и мыслитель, это несомненно. Но ведь зачастую он попросту пересказывает соотечественникам мировые исторические и социологические хиты, которые в его бывшей Отчизне никто не думал и не думает переводить, в отличие от Чехии. То есть - занимается элементарной ликвидацией безграмотности, излагает немногим русским читателям адекватный взгляд на вещи как их принято понимать в нормальном мире - по сути, современный мэйнстрим, которого мы тут, в нашей вынужденной деревне, лишены. После чего от соотечественников тут же следуют предсказуемые лулзы: "Переслегина почитай", "Прилепин великий писатель", "ядерная бомба рулит", "Сталин наше всё". Видимо, и правда что не обманывает ув. Богемик, когда говорит о ведении ЖЖ как о "ради развлечения". А если ничего в этом смысле не изменится, то развлекаться подобным образом можно ещё годами, а то и десятилетиями.

То есть при всём при том, что Россия (пока что) так и остаётся культурным центром не только русскоязычного, но и в целом окружающего её пространства, её значение как культуртрегера неуклонно падает, а вовлечённость в мировые культурные тренды чем дальше, тем больше становится чисто символической, на уровне "по старой памяти". Стоит ли тогда удивляться пренебрежительным заявлениям от соседей, что мол какой там язык Пушкина и Толстого, вспомнила бабка как девкой была, русский это язык шансона и бандитских сериалов! И что - слишком получается на подобные сентенции возразить?

Вот и вопрос - почему так? Это что, само так получилось? Или всё же речь идёт о сознательной культурной самоизоляции: "Не надоть нам этих фильмов и книжек, грех это и не православно, будем брать олимпиядами"? Не знаю, не могу судить. Я могу лишь обрисовать наличие проблемы, не более того. А в следующий раз (если он будет, конечно) мы поговорим о собственно региональной внешней политике РФ, и постараемся сделать хотя бы какие-то выводы.

[продолжение просится?]

____________
Этому блогу можно помочь материально, при наличии такого желания.
"Сбербанк": 4276 8800 8449 3331
"Яндекс-деньги": 410012359788861

идеология, Лобов, культура, пропаганда, россия, социальная психология

Previous post Next post
Up