Митинг на Новом Арбате: мы придем еще?

Mar 11, 2012 13:04



10 марта в Москве прошел митинг против фальсификаций, за честные выборы. Так как первая суббота после выборов выдалась солнечной и не очень холодной, лидеры оппозиции вправе были ожидать, что на санкционированный митинг придут гораздо больше людей,  чем на предыдущий митинг 5 марта на Пушкинской площади. Однако  ошиблись - пришло приблизительно столько же - 10-15 тысяч. Падение численности можно объяснить как объективными причинами, так и просчетами лидеров движения.

Строго говоря, падение численности протестующих после неудачных для оппозиции выборов было неизбежно. Спорили лишь о масштабах. Кажется, падение превзошло ожидания организаторов  и они пытались скрыть растерянность. Гудков насчитал 50 тысяч, чуть позже  Шендерович озвучил - 20 тысяч.

Дмитрий Гудков, комментируя официальные данные,  даже предложил проводить митинги у ГУВД, чтобы «честно считали». Толпа смеялась, но шутка оказалась так себе.

Получилась скорее иллюстрация кризиса целей. Главная цель предыдущего этапа - не пустить Путина в Кремль не достигнута. Выгнать его из Кремля (заставить уйти в отставку досрочно) будет еще более сложно.

На этом фоне члены оргкомитета демонстрируют отсутствие единства.  Если Удальцов призывает идти на обострение, выставляя палатки  и пытаясь на этот каркас натянуть сохраняющееся массовое недовольство, то большинство организаторов с перспективой получить реальный уголовный срок за подстрекательство к мятежу категорически не согласно.

С другой стороны, и призывы создать на основе движения партию массы протестующих  тоже вдохновляют слабо.  Ибо, во-первых, как собрать в партию людей разных политических взглядов, не потеряв при этом половину, а во-вторых,  совершенно непонятно, как данная партия даже если она наберет на очередных выборах 10-15% сможет коренным образом изменить  российский политический ландшафт (а именно к этому большинство протестующих стремится).

В итоге, политики предпочли взять тайм-аут, предоставив слово «гражданскому обществу» в лице наблюдателей и муниципальных депутатов.

Тем не менее, поскольку в день выборов в той или иной степени «наблюдали» все, политикам не составило труда все же попасть на трибуну, что дало повод для критических высказываний «опять как всегда». Действительно, те политические активисты , которые в этот день выступили, ни на йоту не выбились из привычного амплуа.

Гарри Каспаров эмоционально доказывал, что Путин не имеет права управлять страной, Явлинский и Митрохин давали понять, что сняв с гонки кандидата от Яблока Путин лишил Россию единственного приемлемого кандидата, а Удальцов призывал не расходиться, приходить еще и как-нибудь в перспективе провести в Москве «марш миллиона».

Были прекрасные выступления наблюдателей, которые, подвергаясь репрессиям, мужественно и уверенно выполняли свой долг и говорили, что не прекратят борьбу, однажды ощутив себя гражданами.

Двойственное впечатление оставляли выступления муниципальных депутатов, победивших на состоявшихся одновременно с президентскими выборами в районные муниципалитеты. С одной стороны, это так необходимая всем пусть локальная, но победа, с другой - все понимают, что муниципальные депутаты практически лишены полномочий.

Пожалуй, главное, что отличало выступления наблюдателей - это понимание того, что «путинское большинство» - по большей части, просто слабо информированные, запуганные и зависимые люди. И как сказал актер Максим Виторган, «наш долг помочь им выстоять в следующий раз». Это неудивительно, так как наблюдатели имели возможность рассмотреть путинский электорат с близкой дистанции и отсутствие ненависти к этим изнасчилованным режимом людям - одна из самых замечатальных черт выступлений наблюдателей.

Еще одна важная черта этого митинга - тема политзаключенных дополнилась темой защиты активистов от репрессий со стороны государства. В частности, говорилось о бизнесмене Алексее Козлове, дело которого на следующий день должен рассматривать суд, а также участницах феминистской группы «Pussy Riot», которым грозит до 7 лет тюрьмы. Кого-то вероятно раздражала такая избирательность, но нельзя говорить лишь о "политзаключенных" вообще, нужно уметь защитить каждого в отдельности.

Говорилось с трибуны и о наблюдателях и членах комиссий на выборах мэра  в Астрахани, где против оппозиции применялась физическая сила и фальсификация правонарушений.
Что касается даты и места проведения следующего митинга, то с трибуны прозвучало предложение провести его 7 мая в день инаугурации Путина. Впрочем, всем уже понятно,  что вместо веселых митингов (а этот тоже был веселый, с множеством смешных плакатов и мини-перфомансов) наступает время кропотливой работы по формированию сети гражданских активистов.

митинг, выборы

Previous post Next post
Up